Русская философия

ГОРСКИЙ АЛЕКСАНДР КОНСТАНТИНОВИЧ

(18(30).12.1886, г. Стародуб Черниговской губ. 24.08.1943, Тула) философ, поэт, публицист, последователь Федорова. В 1897-1906 гг. Г. учился в Стародубском духовном училище и в Черниговской семинарии, затем в Московской духовной академии, по окончании курса к-рой (1910) был оставлен для подготовки к проф. званию, однако церковно-богословская карьера не привлекла его. В 1912 г. знакомится с учением Федорова. Вместе с И. П. Брихничевым и В. Н. Миронович-Кузнецовой составляет сб. *Вселенское дело*, посвященный 10-летию со дня смерти Федорова (Одесса, 1914), где была помещена его *Тяга земная*, в к-рой говорилось о философских и жизненных контактах Федорова и B.C. Соловьева. В 1913 г. Г. опубликовал в Москве свой опыт поэтической интерпретации федоровской концепции сб. стихов *Глубоким утром (Песнопения)*. В 1918 г. он знакомится с Сетнщким, в творческом содружестве с к-рым на протяжении мн. лет пропагандировал идеи Федорова, написал кн. *Смертобожничество* (1926). После того как Сетницкий уезжает в 20-х гг. в Харбин, Г. пересылает туда свои работы, где они и выходят в свет небольшими тиражами. В 1929 г. Г. был арестован и 8 лет провел на Севере. С 1937 г. отбывал ссылку в Калуге, а в 1943 г. арестован вторично. Умер в тюремной больнице. Реабилитирован посмертно. В ряде своих работ, в частности, в 3-м вып. *Организации мировоздействия*. Харбин, 1928 (Русский космизм. М., 1993), Г. обсуждает, наряду с др., такую центральную проблему учения Федорова, как регуляция природы, организация интеллектуальных и физических сил для целенаправленного воздействия на косную материю, для преображения мира. Для этого необходимо, считает он, собирание разрозненных научных умов во *всемирный ум*, *мозг земного шара*. Наука, по Г., не организована вдвойне; как сумма понятий и методов, с помощью к-рых человек стремится познать мир и управлять им, и как род деятельности, направленной на добывание и обработку этих понятий и методов. Если организация науки во втором смысле может быть достигнута средствами самой науки, то координация множества идей и методов, т. е. организация науки в первом смысле, требует сверхнаучного организационного принципа, а именно принципа художественного. Подлинно научная организация труда, пишет Г., немыслима без одновременно *художественной организации науки и религиозной организации искусства*. Ныне наука стала насквозь антропологичной. Человек мера всех вещей, и это должно восприниматься нами не как *возглас пессимизма и скепсиса*, а как *бодрый принцип ориентировочной деятельности* человек собирается измерить собой все в мире вещей. Совр. наука, полагает Г., доросла до необходимости иметь центр, но централизованная организация не в состоянии ни сформироваться, ни удержаться, если не будет поставлена *священная цель воскрешения*.

  1. горский александр константиновичГорский Александр Константинович Тула поэт философ эстетик муз. критик экономистПсевдонимыi Горностаев А.u Горностаев А. К.u Горностаев Александрu Мановский Рафаилu О...Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей. Имена