Русская философия

ГОЛУБИНСКИЙ ФЕДОР АЛЕКСАНДРОВИЧ

(22.12.1797(2.01.1798), Кострома 22.08(2.09). 1854) философ и богослов. В 1818 г. окончил Московскую духовную академию и был оставлен при ней, получив степень бакалавра философии. С 1824 по 1854 г.ординарный проф., а с 1826 по 1851 г. работал в комитете духовной цензуры. В 1829 г. он стал протоиереем, совершая безвозмездные службы в Сергиевом Посаде. За 36 лет академического преподавания им был прочитан обширный цикл философских курсов: общее введение в философию, метафизика, онтология, гносеология, эмпирическая психология, нравственная философия, история философских систем. При жизни Г. опубликовал лишь одну журнальную статью *Письмо первое о конечных причинах* (Прибавления к творениям святых отцов. Ч. 5. 1847). Посмертно в кон. 1862 г. в журн. *Странник* была опубликована статья *О промысле Божием* и в 1880 г. в журн. *Русский Архив* (Т. 3) несколько писем. Среди рукописей Г в архиве его сына сохранился трактат *Взгляд на нравственную философию древних*, где проводилась мысль, что все доброе исходит от Бога, причем много заслуживающего внимания было и в языческой философии. Осн. корпус соч. Г. (*Лекции по умозрительному богословию*, *Умозрительная психология*, 4 вып. *Лекции философии*) напечатан по записям В. Г. Назаревского и др. студентов Московской духовной академии. Г. считается основателем московской школы теистической философии, и его философскую систему можно назвать учением о Бесконечном Существе. Теоретическими источниками этой системы были платонизм, святоотеческая традиция и сложный конгломерат западноевропейских философских и мистических представлений. Г. стремился соединить платонические симпатии с рационализмом и пиетизмом XVIII в., объединяя *чистый рационализм ума* лейбници-анца X. Вольфа с *истинной экзальтацией сердца* Ф. Якоби. Учение последнего об источниках знания стало для него основой примирения Платона с Кантом, Фихте, Шеллингом и Гегелем. Под философией Г. понимал особое состояние духа, стремящегося к познанию истины. Философия есть лишь любовь к мудрости, но не мудрость, т. к., согласно христианско-православным представлениям Г., мудрость, знание истины, дается человеку свыше, если состояние его духа делает его способным к ее восприятию. При этом Г. строго различал знание философское и богословское, очертив в *Общем введении в философию* круг проблем философии следующими границами: исследование деятельности человека, бытия природы и деятельности Существа Высочайшего. *Философия есть система познаний, приобретенных разумом (intellectus), под управлением ума (rationis) и при способствовании опыта, как внешнего, так и внутреннего, о всеобщих главнейших, существеннейших силах, законах и целях природы внешней и внутренней, ровно и о свойствах Виновника всех оных Бога,система, направленная к тому, чтобы возбудить в духе человеческом, воспитать и направить любовь к премудрости божественной и человеку предназначенной* Голубинский Ф.А. Лекции философии. М., 1884. Вып. 1. С. 37). Возможность философского познания обусловливается самодостоверностью человеческого мышления, к-рое характеризуется, с одной стороны, ограниченностью, а с другой стремлением к безграничному. Ограниченность мышления обусловливает невозможность обретения человеком абсолютного знания, а из факта стремления мышления к безграничному следует, что полнота знания была бы пагубна для человека, т. к. повергла бы его ум в бездействие. Хотя человеку прирожденна идея Единого бесконечного, но она имеет слишком общую, схематическую форму, к-рую может наполнить содержанием лишь изучение, размышление и соответствующая душевная настроенность. Представляя себе всесуществующее укорененным в едином, человеческий ум стремится все мыслить в единстве, объединять в систему. В силу идеи Единого бесконечного ум* человеческий вынужден отказать в признаке бесконечности всем др. видам бытия: времени, пространству, материи, жизни. Содержанием философии в принципе должно быть то, что содержится в естественном откровении. Но естественного откровения, полагал Г., недостаточно как в теоретическом, так и в практическом отношении: в теоретическом потому, что все представления о Божестве и доводы в пользу его существования, извлекаемые из разума и природы, не заключают в себе достаточных доказательств; в практическом потому, что человек стремится к живому единению с Бесконечным, к богообщению, и потому ему мало одного признания бытия Божия. Г. указывает на необходимость сверхъестественного откровения, т. е. божественного учения, выраженного через отцов и учителей церкви и преподаваемого самой церковью. При этом человеку должно быть присуще особое состояние личностного восприятия откровения. Общую задачу метафизики Г. видел в том, чтобы, основываясь на идее бесконечного и применяя к ней данные внешнего и внутреннего опыта, привести в систему познания о свойствах Бесконечного Существа и об отношении к нему существ конечных. Метафизика разделялась Г. на онтологию, богословие, умозрительную психологию, или пневматологию, и космологию. Как душа, так и внешний мир подлежат ограничению, с одной стороны, пространством и временем, а с другой категориями и законами разума. Московская школа теистической философии, основанная Г., занимала видное место в структуре рус. духовно-академической философии и содержала в себе значительные отличительные черты по отношению к киевской школе философского теизма, а также философствованию в Санкт-Петербургской духовной академии. Среди учеников и последователей Г. можно назвать Кудрявцева-Платонова, епископа Никанора, И. Введенского.

  1. голубинский, федор александровичпротоиерей основатель русской теистической философии род. и умер в Костроме. Окончив костромскую семинарию служил в ней информатором греческого языка а затем поступил в...Большая биографическая энциклопедия
  2. голубинский федор александровичГолубинскийstrong Федор Александрович [. Кострома . там же] русский философидеалист. Магистр с ординарный профессор с Московской духовной академии. Критикуя Г. Гегеля ...Большая Советская энциклопедия II
  3. голубинский федор александровичГОЛУБИНСКИЙ Федор Александрович российский философ и богослов. Стремился к умозрительному обоснованию теизма оказал значительное влияние на русскую религиозную философи...Большой Энциклопедический словарь V
  4. голубинский федор александровичГОЛУБИНСКИЙ Федор Александрович род. Костромская губ. ум. протоиерей рус. философ профессор Московской духовной академии с по . Проявлял интерес к восточной философии ...Философская энциклопедия
  5. голубинский федор александровичдек. авг. рус. философидеалист. Магистр с ординарный проф. с Моск. духовной академии. Критикуя Гегеля за идею изменяемости абсолютного Г. пытался построить собств....Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  6. голубинский федор александровичрод. Костромская губ. ум. протоиерей рус. философ профессор Московской духовной академии с по . Проявлял интерес к восточной философии Конфуций Заратустра египетская р...Философский энциклопедический словарь II
  7. голубинский, федор александровичГолубинский Федор Александрович протоиерей основатель русской теистической философии род. и умер в Костроме. Окончив костромскую семинарию служил в ней информатором гре...Энциклопедический словарь
  8. голубинский федор александровичIstrongпротоиерей основатель русской теистической философии род. и ум. в Костроме. Окончив костромскую семинарию служил в ней информатором греческого яз. а затем поступ...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  9. голубинский, федор александровичГОЛУБИНСКИЙ ФЕДОР АЛЕКСАНДРОВИЧ русский философ и богослов. Родился декабря в Костроме. В окончил Московскую духовную академию. С по профессор Академии. Читал курсы...Энциклопедия Кольера II