Русская философия

ВЕЛЛАНСКИЙ (НАСТ. ФАМ. КАВУННИК) ДАНИЛО МИХАЙЛОВИЧ

(11 (22). 12.1774, г. Борзна Черниговской губ. 15(27).03.1847) философ. Обучался сначала в Киевской духовной академии, а с 1796 г. в Медико-хирургической академии в Петербурге, по окончании к-рой получает звание кандидата медицины и лекаря. В 1802 г. В. отправляется в Германию для усовершенствования в медицинских и естественных науках, где слушает лекции Шеллинга. По возвращении в Россию после защиты докторской диссертации в 1808 г. становится доктором медицины и хирургии. В. является первым значительным рус. натурфилософом. Осн. его внимание занимают различные натурфилософские, а также естественно-научные вопросы, пропаганда идей Шеллинга, к-рый, по его мнению, достиг абсолютного понимания природы, осознав ее абсолютное начало. Это первоначало В. именует и *идеальным духом*, и *абсолютной идеей*, и *абсолютной сущностью*. Объясняя переход этого всеобщего принципа во множественный мир, В. опирается на платоновскую теорию идей. *Общее в природе, считал он, существует не только как идея, как таковая, но и как связь вещей, как их закон*. Природа для него это произв. всеобщей абсолютной жизни. Такие категории, как время, пространство, вещество, он рассматривает как явления вечного и беспредельного начала. В конце концов и наш разум это отражение абсолютного Ума, составляющего сущность всеобщей жизни. Процесс образования мира В. так же, как и Шеллинг, представляет в виде *динамического процесса*, т. е. восхождения от более простых материальных форм к более сложным. Гносеология В. в своей основе рационалистична. Критикуя эмпиризм, он видит задачу науки не в опытном постижении отдельных предметов, а в поисках общего единства в природе. Вместе с тем он не отрицал необходимости для философии синтеза умозрения с опытом, считая вместе с тем характерной для нее спекулятивную тенденцию. Философию он определяет как *науку ума*, предметом к-рой является *сущность всеобщей жизни*. Все др. науки, исследующие лишь *явления всеобщей жизни*, должны иметь свои основания в философии. Непосредственное влияние В. на рус. философскую мысль его времени было невелико, но общее его место в рус. историко-философском процессе достаточно заметно. Будучи натурфилософом, он многое сделал для распространения философии Шеллинга (см. Шеллинг в России).