Русская философия

ВВЕДЕНСКИЙ АЛЕКСЕЙ ИВАНОВИЧ

(14.05. 1861-23.02.1913) религиозный философ. Окончил Московскую духовную академию, где затем работал преподавателем. В 1891 г. командируется академией для изучения философии в ун-ты Германии и Франции. В журн. *Богословский вестник* публикуется цикл его писем с оценкой *социально-бытовой, умственной и религиозно-нравственной жизни современного Запада с точки зрения русских идеалов* (отд. изд.: Западная действительность и русские идеалы. Сергиев Посад, 1894). Запад, несмотря на его внешнее благополучие, предвещает *социальные землетрясения*, отличается религиозным и нравственным равнодушием. Рус. действительность по сравнению с зап. *серая*. Однако знающие рус. душу верят в Россию, в ее высокое предназначение быть носительницей истинного учения и духа Христова. *Русские идеалы* вот наше спасение и преимущество в сравнении с Западом, считает В. В 1893 г. в журн. *Вопросы философии и психологии* (кн. 20) он публикует статью *О задачах современной философии, в связи с вопросом о возможности и направлении философии самобытно-русской (pia desideria)*. В доказательство нашей национальной неспособности к философии, пишет В., обычно ссылаются на нашу прошлую *философскую бесплодность*. Мы действительно не создали ни одной грандиозной философской системы, к-рая бы заявила о себе, но мы проявили большой и глубокий интерес к философии и подготовили материал для ее создания. Причина прошлой *философской бесплодности* заключается не в наших природных психических свойствах: *умственной вялости*, *узкопрактическом реализме*, обусловливающем скептическое отношение к вопросам бытия, знания, как обычно считают, а в том, что история нашей сознательной жизни началась сравнительно недавно, а в пору выхода из состояния исторической юности народ отличается большей рецептивностью восприятием и усвоением различных знаний, лишь потом наступает время синтеза, творчества, построения собственных концепций. Главная проблема, на к-рой сосредоточивается рус. философское миросозерцание, считает В., это вопрос о жизни, ее смысле и ценности, исходя из него рассматриваются все остальные философские вопросы. При этом, если мыслители в др. странах решали указанную проблему в смысле либо оптимизма, либо пессимизма, рус. ум нашел третью возможность. Покорный воле Божьей, он терпит зло, но не мирится с ним, не возводит его в принцип и не оправдывает, а, напротив, энергично осуждает его, постоянно с ним борется и хочет его исправить, одушевленный верой в идеал грядущего Царства Небесного. Он не пессимист и не оптимист, он *мелиорист*, т. е. склонен к улучшению и преобразованию жизни. Второй вопрос, к-рый волнует его: закрыт или открыт наш несовершенный мир для влияния идеального мира, высшей действительности для воздействия со стороны Божества? Рус. человеку нужно чудо, и его миросозерцание должно быть таким, чтобы в нем оставалось место свободе и Провидению. Запад в этом вопросе пошел двояким путем. Одни мыслители понимают мир как сплошной механизм (*пан-физизм*), другие как систему одушевленных атомов (*панпсихизм*). Рус. мысль уже осознала односторонность обоих типов решения проблемы и считает необходимым придерживаться *дуализма материи и духа*, понимаемого как продукт дифференциации и поляризации Высшей Силы и потому разрешаемого в *трансцендентальный монизм* (Кудрявцев-Платонов) или *монодуализм* (Грот). Третий вопрос, затрагивающий рус. мышление, это вопрос о достоверности знания и, в частности, о его философской концепции (в связи с отношением к вере). Здесь также есть много путей эмпиризм, метафизика, релятивизм. Рус. философия обращается к началу, включающему в себя не только религиозные, исторические, народно-бытовые, но и глубокие психологические и даже биологические стихии. Т. к. преобладающей и направляющей стихией в данном случае все же остается религиозно-церковная, то вслед за нек-рыми мыслителями это начало следует назвать *соборностью сознания* (С.Н. Трубецкой). Возводя его в верховное начало знания, рус. мышление, во-первых, признает, что истина открывается не единоличным усилием, не индивидуальным умом, но совокупными усилиями общением в истине всех или по крайней мере многих; во-вторых, что разумение истины и сама степень разумения зависят от нашей жизни, создающей возможность единодушной и согласной коллективной работы. Разработка философии в указанных направлениях, по мнению В., *для нас поставлена и как бы именно оставлена самой историей всемирной философии*.

  1. введенский алексей ивановичВведенский Алексей Иванович писатель. Родился в г. в семье священника. Окончил курс в Московской духовной академии в которой занял кафедру истории философии. В г. защи...Биографический словарь
  2. введенский, алексей ивановичрод. в г. писатель воспитанник Московской духовной академии в которой преподает метафизику. Главные труды В. Вера в Бога ее происхождение и основания М. магист. диссер...Большая биографическая энциклопедия
  3. введенский алексей ивановичВведенский Алексей Иванович философ богослов публицист. Автор сочинений Религиозное сознание язычества Религиозное обновление наших дней и др....Большой Энциклопедический словарь V
  4. введенский алексей ивановичВведенский Алексей Иванович с. Новое на Волге Моск. губ. февр М. критикПсевдонимыi Бинu Бин А.u Басаргин А.u Введен. А.u С. В. Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов русск...Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей. Имена
  5. введенский алексей ивановичВВЕДЕНСКИЙ Алексей Иванович ВВЕДЕНСКИЙ Алексей Иванович мая Серпухов февраля марта Москва]русский религиозный философ историк религии публицист. Представитель москов...Философская энциклопедия
  6. введенский алексей ивановичАлександр Иванович марта рус. философ и психолог неокантианец. Проф. Петербургского унта пред. СанктПетербургского филос. обва . Начиная с магистерской дисс. Опыт п...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  7. введенский, алексей ивановичВведенский Алексей Иванович род. в г. писатель воспитанник Московской духовной академии в которой преподает метафизику. Главные труды В. Вера в Бога ее происхождение и ...Энциклопедический словарь
  8. введенский алексей ивановичрод. в г. писатель воспитанник Московской духовной академии в которой преподает метафизику. Главные труды В. Вера в Бога ее происхождение и основания М. магист. диссер...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона