Русская философия

ВАЛЕНТИНОВ (НАСТ ИМЯ И ФАМ. НИКОЛАЙ ВЛАДИСЛАВОВИЧ ВОЛЬСКИЙ)

(1879-1964) философ, журналист. Участник с.-д. движения, после II съезда РСДРП нек-рое время примыкал к большевикам; с 1904 г. меньшевик; после Октября 1917 г. зам. редактора *Торгово-промышленной газеты ВСНХ*, работал в торгпредстве СССР в Париже; с 1930 г. эмигрант. Своеобразие идейно-философской позиции В. в дооктябрьский период состояло в том, что, будучи меньшевиком, он с позитивистских позиций, близких к махизму, резко критически относился к философии Плеханова и его единомышленников и с не меньшей энергией критиковал философские взгляды рус. с.-д. философа-махиста Богданова, квалифицируя его концепцию как перелицовку на позитивистский лад старых идеалистических систем или как *разновидность спиритуализма*. Исходя из тезиса о том, что марксизм существует лишь в виде *элементов*, *научного материала*, из к-рого должна быть построена *новая теория социализма*, а также *новая философия марксизма* (у Маркса и Энгельса философия намечена, по его мысли, лишь *общими штрихами* в виде *афоризмов* и отдельных *пунктов*), В. пытался соединить принципы марксистской социологии с *ценными сторонами* философских принципов (гл. обр. гносеологических) *критического реализма* Р. Авенариуса и Э. Маха. При этом он биологизировал социологические законы в духе социал-дарвинизма; его не удовлетворяла, в частности, *социологическая постановка вопроса* в марксизме о классовом сознании, напр., о классовых т. зр. и т. д.; в его глазах это лишь *внешняя закономерность*, *физика* исторического прогресса; его же интересовал *внутренний*, *психофизический процесс* выработки классовых идеологий, *химия* этого процесса, к-рую как раз и дает, по В., эмпириокритицизм. В. стремился также доказать необходимость и желательность включения в марксизм эстетической теории и этики как совокупности норм повседневной жизни и практического поведения для обоснования конечной цели социалистического движения. В годы эмиграции В. активный противник Советской власти. В 1953 г. он опубликовал в Нью-Йорке кн. *Встречи с В. И. Лениным*, к-рая продолжила наметившуюся у В. еще до Октября тенденцию связать *типично русскую фигуру* Ленина (как, впрочем, и таких мыслителей, как Герцен и Чернышевский) гл. обр. с *национальной русской мыслью*, приписать ему *восточный мессианизм*.