Российская педагогическая энциклопедия

ЭМОЦИИ

(от лат emoveo потрясаю, волную), переживание человеком его отношения к окружающему миру и самому себе Э проявляются в виде удовольствия, радости, страха и т и Будучи тесно связанными с потребностями, Э отражают в форме непосредств. переживаний значимость для субъекта явлений и ситуаций и служат одним из гл. механизмов внутр регуляции психич. деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей Э представляют собой активное состояние системы спец. мозговых структур, побуждающее субъекта изменить поведение с целью минимизации (ослабления, предотвращения) или максимизации (усиления, повторения) этого состояния Возникающие у человека на базе высших, социально детерминиров потребностей Э принято называть чувствами интеллектуальными, эстетическими, нравственными Обычно в экстремальных условиях сильные, бурно протекающие Э носят название аффектов Длительно сохраняющееся, относительно ровное и не ярко выраженное эмоцион состояние называют настроением В зависимости от преобладания активирующего или угнетающего влияния на поведение Э определяют как стенические или астенические Ситуации, в к-рых удовлетворение важных для субъекта потребностей оказывается хронически затрудненным, порождают стойкое эмоционально отри-цат напряжение эмоциональный стресс, способствующий развитию неврозов и психосоматических заболеваний Поскольку в Э представлены потребность, степень прединформированности субъекта и значимость вновь поступающей информации, Э могут служить индикатором этих трех компонентов высшей нервной деятельности Потребности придают Э их качеств специфичность В зависимости от характера потребностей человека (витальные, или биологические, социальные, идеальные) выделяют соответствующие им группы эмоцион реакций, возникающих в связи с удовлетворением (или неудовлетворением) этих потребностей Одновременно актуализация неск потребностей, каждой из к-рых присуща та или иная вероятность удовлетворения, способна породить сложное эмоцион состояние, включающее как положит. так и отри-цат Э В случае конфликта мотиваций конкурирующие потребности сочетаются со столь же разл. Э, к-рые, т о, приобретают важнейшее значение в процессе трансформации потребностей, в их усилении, ослаблении и смене мотивац доминант Э можно классифицировать также по характеру взаимодействия субъекта с объектами удовлетворения его потребностей Взаимодействие может быть контактным (уже происходящим) или дистанционным, в виде овладения этими объектами, защиты от вредоносных факторов и преодоления препятствий на пути к цели В соответствии с этим выделяют 4 пары осн. Э удовольствие отвращение, радость горе, уверенность страх, торжество ярость Как отражение к -л актуальной потребности (ее качества и степени выраженности) и возможности ее удовлетворения, к-рую субъект непроизвольно оценивает на основе врожденного и приобретенного индивидуального опыта, Э выполняют отражательно-оценочную функцию. Они отражают предметы и события окружающей среды в их отношении к актуальным потребностям личности, выявляя значимость для нее этих предметов и событий Т. о., в отношении генеза эмоцион реакций можно говорить о порождающих (потребность) и отражающих (вероятность ее удовлетворения) компонентах. Прогнозирование вероятности достижения цели может происходить как на осознаваемом, так и на неосознаваемом уровне высшей нервной деятельности Оно осуществляется путем сопоставления информации о средствах, способах, времени и т и, прогностически необходимых и реально имеющихся у субъекта. В последнем случае речь идет не только о знании того, что и как надо делать, но и о степени совершенства соответствующих практич.навыков. Возрастание вероятности удовлетворения потребности в результате поступления новой информа ции порождает положит. Э (удовольствие, радость и т и), а падение вероятности по сравнению с ранее имевшимся прогнозом ведет к отрицат. Э (тревога, страх, гнев). Исследования психологов и эксперименты на животных обнаружили индивидуальные особенности эмоцион напряжения, к-рое у одних субъектов достигает наивысших значений при макс неопределенности ситуации, а у других при низкой вероятности достижения цели. Универсальность механизма сопоставления потребности с возможностью ее удовлетворения обнаруживается в генезе даже тех элементарных Э, к-рые принято именовать эмоцион тоном ощущений. Так, эмоцион окраска ощущений от пищи, находящейся во рту (вкусно, неприятно), формируется только после того, как голодовое возбуждение (потребность) сопоставлено с афферента-цией (информацией), поступающей из полости рта и свидетельствующей о возрастании вероятности удовлетворения потребности в пище. Поскольку представление о вероятности достижения цели субъективны, такой же характер приобретают и возникающие при этом Э. Как правило, субъективная оценка достаточно верно отражает объективную вероятность, иначе Э. утратили бы свое адаптивное значение. Но в отд. случаях, когда субъективный прогноз оказывается ложным, эмоцион оценка событий не соответствует их реальному значению («головокружение от успехов», «пуганая ворона и куста боится»). Порождаемая потребностью Э. оказывает обратное влияние на потребность и прогноз ее удовлетворения Экспериментально показано, что страх перед болью усиливает чувство боли, понижает болевой порог С. другой стороны, чувство радости, воодушевления, возникшее даже при небольшом успехе, усиливает потребность достижения конечной цели На силу потребности способна повлиять и оценка вероятности ее удовлетворения, о чем свидетельствуют эксперименты с т и выученной беспомощностью. Поскольку вероятность достижения цели зависит от эффективности действий субъекта, важно, чтобы в любой экстремальной ситуации человек продолжал активный поиск средств и способов ее преодоления, поиск выхода из нее. Даже если ситуация остается сложной и трудноразрешимой, активная деятельность препятствует дезорганизующему влиянию отрицат Э. Отражательно-оценочная функция Э., то, определяет их регу-ляторные функции, их участие в организации целенаправл поведения. Положит. Э свидетельствуют о предстоящем удовлетворении потребности, а отрицательная об удалении от него, поэтому субъект стремится максимизировать первое состояние и минимизировать второе. Будучи мерой ценностей, Э. не являются ценностью сами по себе их социальная ценность определяется той потребностью, той мотивацией, на базе к-рой они возникли Благодаря тому, что в процессе организации поведения фактически конкурируют не сами потребности, а возникающие на их основе Э, конкуренция потребностей происходит с учетом вероятности их удовлетворения, тес учетом жизненного опыта субъекта и наличной ситуации В этом заключается переключающая функция Э., к-рая регулируется механизмами воли, ориентирующими поведение на достижение отдалённых, труднодоступных целей. Э. выполняют также подкрепляющую функцию, к-рая представляет частный случай их переключающей функции. Установлено, что без участия Э. приобретение новых навыков вообще не происходит: в эксперименте при выключении нервного аппарата Э. у животных не удаётся выработать условный инструментальный рефлекс. Компенсаторная (замещающая) функция Э. проявляется не только в гипермобилизации вегетативно-энерге-тич. ресурсов организма, но гл. обр. в переходе к реагированию на широкий круг предположительно значимых сигналов (эмоциональные доминанты), чьё истинное значение, соответствие или несоответствие реальности выясняется лишь по мере сопоставления с реальностью. В ситуации дефицита информации о способах и средствах удовлетворения актуальной потребности Э. сами по себе не могут доставить эту информацию, к-рая добывается лишь в процессе поис-ково-исследоват. деятельности, мобилизации хранящихся в памяти следов и т. д. Не восполняя дефицит информации, Э. могут лишь компенсировать его. Структуры головного мозга, ответственные за формирование Э. (т. н. эмо-циогенные структуры), можно разделить на исполнительные, т.е. непосредственно реализующие ту или иную Э., и регулирующие, запускающие деятельность эмоцион. центров (удовольствия, страха, ярости и т. д.). Исполнит, структуры локализованы преим. в гипоталамусе и в центр. сером веществе, к-рое связано с генерацией эффектов отвращения и с реакцией избегания отрицат. эмоциональных воздействий. Для понимания механизмов Э. принципиальное значение имело открытие амер. физиологом Дж. Олдсом (J. Olds) и канад. нейрофизиоло-гом П. Милнером (Р. Milner) в 1954 феномена самораздражения животными т. н. центров удовольствия в мозге. Экспериментально установлено, что оценка вероятности подкрепления (удовлетворения потребности) связана с деятельностью передних отделов новой коры и гиппо-кампа, причём сохранность новой коры важна для ориентации поведения на сигналы высоковероятных событий, а гип-покамп необходим для реакций на сигналы с низкой вероятностью подкрепления. Левое и правое полушария мозга принимают разл. участие в формировании Э. Поражение левого полушария ведёт к относит, преобладанию отрицат. Э., а поражение правого к преобладанию положит. Э. Нейрохимия Э., несмотря на своё стремительное развитие в последние десятилетия, не может пока дать однозначных и окончат, ответов на вопросы о роли тех или иных биологически активных веществ в формировании Э. Несомненным является участие в этом процессе норадренергич. и серотонинергич. систем. Полагают также, что серотонинергич. система преобладает в процессе обучения на эмоционально положит. подкреплении (пища), а норадренергическая -на отрицательном (боль), хотя, по-видимому, обе эти системы вовлечены в реализацию как положит., так и отрицат. Э. В реализацию положит. Э. вовлекаются также т. н. эндогенные опиаты, в частности лейэнкефалин, к-рый, вероятно, модулирует состояние серотонинергич. системы. Предполагают также, что норадренергич. система связана преим. с мотивационными компонентами Э. безотносительно к их виду (положит. или отрицат.), а серотонинергич. система участвует в осуществлении подкрепляющей функции Э. Холинергич. система, видимо, обеспечивает информац. процессы, т. к. холинолитики влияют, напр., на пищедобыват. деятельность животного, на преодоление препятствий, на выбор пищи (информац. компоненты), хотя состояние голода при этом сохраняется. В психике человека ни сознание, ни воля не являются непосредств. регуляторами Э. Вмешательство сознания в сферу мотивов возможно путём сообщения субъекту информации о средствах и способах удовлетворения его актуальных потребностей, что ведёт к возникновению соответствующих Э. Поэтому цель воспитания состоит не столько в «обогащении сферы чувств», сколько в формировании такой иерархии потребностей, к-рые окажутся оптимальными для общества и для самореализации личности. Формирование социально ценной личности происходит гл. обр. путём обогащения и возвышения её потребностей. Для устранения эмоцион. напряжения, отрицательно влияющего на деятельность и здоровье человека, необходимы макс, информированность его о способах и средствах решения стоящей перед ним задачи, вооружённость соответствующими знаниями и навыками, проф. опытом, а также заблаговременное формирование тех социальных и идеальных мотивов поведения, к-рые должны занять господствующее положение в самых критич. ситуациях, оттеснив потребности самосохранения или ложно понятого престижа. Сугубо субъективная сторона Э. как феномена внутр. мира личности во всём богатстве его выразит, средств не всегда может быть предметом науки, а постигается системой выразит, средств иск-ва. Лит.: Дарвин Ч., Выражение эмоций у человека и животных, Соч., т. 5, М., 1953; Линдслей Д. Б., Эмоции, в кн.: Эксперим. психология, пер. с англ., т. 1, М., 1960; Л с о и т с в А. Н., Потребности, мотивы и эмоции, М., 1971; Ф p с с с П., Эмоции, в кн.: Эксперим. психология, пер. с франц., в. 5, М., 1975; Костандов Э. А., Восприятие и эмоции, М., 1977; Симонов П. В., Эмоциональный мозг, М., 1981; его ж е, Мотивированный мозг, М., 1987; Судаков К. В., Системные механизмы эмоционального стресса, М., 1981; S p с n с с J., I z a r d С. (Eds.), Motivation, emotion and personality, Amsterdam, 1985. П. В. Симонов.

  1. эмоцииформа непосредственного психического отражения объектов явлений ситуаций в их смысловой значимости для личности. Э. проявляются в форме непосредственного сиюминутного пер...Cловарь музейно-педагогических терминов
  2. эмоцииОсобый класс психических процессов и состояний отражающих значимость действующих на индивида явлений и ситуаций в форме непосредственного переживания удовлетворения радос...Адаптивная физическая культура
  3. эмоцииЭМОЦИИ франц. emotion от лат. emoveo потрясаю волную субъективные реакции животных и человека на воздействие внутр. и внеш. раздражителей проявляющихся в виде удовольств...Биологический энциклопедический словарь
  4. эмоцииот лат. emoveo потрясаю волную особый класс психических явлений проявляющийся в форме непосредственного пристрастного переживания субъектом жизненного смысла этих явлен...Большая психологическая энциклопедия
  5. эмоциифранц. motion от лат. emoveo потрясаю волную субъективные реакции человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей проявляющиеся в виде удовольствия...Большая Советская энциклопедия II
  6. эмоцииобщее название реакций организма в которых выражается отношение индивида к объекту ситуации явлению. См. Эмоция....Большая энциклопедия по психиатрии
  7. эмоцииЭМОЦИИ от лат. emovere волновать возбуждать особый класс психических процессов и состояний человека и животных связанных с инстинктами потребностями мотивами и отражающ...Большой психологический словарь
  8. эмоцииот лат. emoveo волную возбуждаю англ. emotion нем. Emotion. Особый класс псих процессов и состояний связанных с инстинктами потребностями и мотивами крые в форме непоср...Большой толковый социологический словарь II
  9. эмоцииЕсли вы както очень ярко выражали свои эмоции во сне то наяву вы рассчитываете на какогото человека чтобы осуществить некий план. Знайте что в самый последний момент он в...Большой универсальный сонник
  10. эмоциифранц. emotion волнение от лат. emoveo потрясаю волнуюреакции человека и животных на воздействие внутренних и внешнихраздражителей имеющие ярко выраженную субъективную...Большой энциклопедический словарь II
  11. эмоцииЭМОЦИИ франц. emotion волнение от лат. emoveo потрясаю волную реакции человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей имеющие ярко выраженную суб...Большой Энциклопедический словарь V
  12. эмоциифранц. emotion волнение от лат. emoveo потрясаю волную реакции человека и животных на воздействие внутр. и внеш. раздражителей имеющие ярко выраженную субъективную окра...Естествознание. Энциклопедический словарь
  13. эмоциифранцузское emotion волнение от латинского emoveo потрясаю волную смотри Чувства....Иллюстрированный энциклопедический словарь
  14. эмоциипереживание поля организмсреда в аспекте ценности. Эмоция рассматриваемая как прямое ценностное переживание организмом поля организмсреда не опосредована мыслями и словес...Краткий словарь терминов по гештальт-терапии
  15. эмоцииособая форма психического отражения проявляющаяся как в субъективных переживаниях так и физиологических реакциях....Краткий терминологический словарь по библиотерапии
  16. эмоциифр. emotion от лат.u emoveo потрясаю волную психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций. Используется ...Криминалистическая энциклопедия
  17. эмоциифранц. motion от лат. emovere возбуждать волноватьПо своему характеру Э. бывают положительными или отрицательными. Положительные Э. радость восторг вызывая резкие вегетат...Медицинская энциклопедия
  18. эмоциикорень ЭМОЦИ окончание И Основа слова ЭМОЦИВычисленный способ образования слова Бессуфиксальный или другой ЭМОЦИ И Слово Эмоции содержит следующие морфемы или части ...Морфемный разбор слова по составу
  19. эмоцииэмоции мн. разг. Внешнее проявление чувств....Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  20. эмоциинепосредственные переживания значимости для будущего явлений действующих на человека или действий осуществляемых им самим удовлетворение радость страх и т.п....Определения основных терминов дидактики высшей военной школы
  21. эмоциилат. возбуждать волновать особый класс психических процессов и состояний отражающихся в форме непосредственных переживаний удовлетворения радости страха значимости каки...Основы духовной культуры
  22. эмоцииот лат.u emoveo потрясаю волную переживание человеком его отношения к окружающему миру и самому себе. Э. проявляются в виде удовольствия радости страха и т.п. Э. служат...Педагогический терминологический словарь
  23. эмоцииот лат. emoveo потрясаю волную особая форма отражения психикой окружающего мира проявляющаяся главным образом в биологически обусловленных переживаниях отражающих потре...Прикладные аспекты современной психологии
  24. эмоциифранц. emotion от лат. emovere возбуждать волновать психические переживания душевное волнение гнев страх радость и т. д. возникающие у человека и животного в результате...Профессиональное образование
  25. эмоцииЭмоции от лат. emovere возбуждать волновать состояния связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов и выражающиеся прежде всего в форме непос...Психологический словарь
  26. эмоцииСловообразование. Происходит от лат. emovere возбуждать волновать. Категория. Состояния связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов и выража...Психологический словарь II
  27. эмоциипсихическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций обусловленного отношением их объективных свойств к потребно...Психология менеджмента
  28. эмоциивозбуждаемые действиями или словами субъективные переживания которые сопровождаются физиологическим возбуждением и доступными для наблюдения проявлениями....Психология общения
  29. эмоцииот лат. emovere возбуждать волновать переживание человеком его отношения к окружающему миру другим людям и самому себе одна из форм отражения объективной действительнос...Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика
  30. эмоцииотношение человека к миру к тому что он испытывает и делает в форме непосредственного переживания....Психология человека от рождения до смерти
  31. эмоции[фр. emotion от лат. emovere возбуждать волновать emoveo потрясаю волную] психическое отражение в форме непосредственного переживания удовлетворения радости страха и т.д....Психомоторика словарь-справочник
  32. эмоциифр волнение от лат.em emoveo потрясаю волную реакции человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей имеющие ярко выраженную субъективную окраску ...Сексологическая энциклопедия
  33. эмоцииот лат. emoveo потрясаю волную класс психических явлений проявляющийся в форме непосредственного пристрастного переживания субъектом жизненного смысла явлений предметов...Словарь конфликтолога
  34. эмоциифранц. emotion волнение от лат. emoveo потрясаю волную реакции человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей имеющие ярко выраженную субъективн...Словарь по педагогической психологии
  35. эмоциилат. emovere возбуждать волновать эффективная форма проявления моральных чувств в отличие от волевой формы их выраженияпобуждений. Если чувство представляет собой устойчи...Словарь по этике
  36. эмоцииот лат. emoveo потрясаю волную форма психического отражения реагирования выражающегося в переживании жизненного смысла явлений предметов информации и других раздражител...Словарь справочник по социальной работе
  37. эмоцииПереживание человеком своего отношения к объективной действительности и к самому себе удовлетворенность или неудовлетворенность собственными действиями. Различают Э. связ...Словарь-справочник по социальной геронтологии
  38. эмоциисоставная часть психологического отношения состояния человека в т. ч. во время совершения преступления. Эмоции чувства аффекты проявляются как реакции вызванные внезапным...Словарь-справочник уголовного права II
  39. эмоцииЭМОЦИИ составная часть психологического отношения состояния человека в т. ч. во время совершения преступления. Эмоции чувства аффекты проявляются как реакции вызванные в...Словарь-справочник уголовного права
  40. эмоциифранц. emotion от лат. emoveo потрясаю волную субъективные реакции человека и животных на воздействие внутр. и внеш. раздражителей проявляющиеся в виде удовольствия или н...Советский философский словарь
  41. эмоцииЭМОЦИИ французское emotion волнение от латинского emoveo потрясаю волную смотри Чувства....Современная энциклопедия
  42. эмоцииособое психическое состояние в котором отражается специфическое для данной личности отношение к какимлибо жизненным ситуациям и обстоятельствам проявляемое в поведении че...Современный образовательный процесс
  43. эмоцииЭМОЦИИ франц . emotion волнение от лат. emoveo потрясаю волную реакции человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей имеющие ярко выраженную суб...Современный энциклопедический словарь
  44. эмоцииНеобычно ярко выражать свои эмоции во сне вы рассчитывали на какогото человека чтобы осуществить некий план но в самый последний момент он вас подведет и ваши отношения ...Сонник Фрейда
  45. эмоциинепосредственное психическое отражение отношений к явлениям окружающей действительности и собственным состояниям представляющее целостное единство его вегетативных и когн...Социологическая энциклопедия
  46. эмоцииEMOTIONS В XIX в. исследования эмоций сосредоточивались на их физических и психологических характеристиках. Авторитетную всестороннюю классификацию эмоций разработал Ч. Д...Социологический словарь
  47. эмоциинепроизвольное проявление или выражение внутреннего состояния человека индивидуума носящее индивидуальный характер. В некоторых культурах и случаях иногда считается приня...Теоретические аспекты и основы экологической проблемы
  48. эмоцииПереживание человеком своего отношения к объективной действительности и к самому себе удовлетворенность или неудовлетворенность собственными действиями. Формирование Э. р...Толковый словарь психиатрических терминов II
  49. эмоцииПереживание человеком своего отношения к объективной действительности и к самому себе удовлетворенность или неудовлетворенность собственными действиями. Формирование Э. р...Толковый словарь психиатрических терминов
  50. эмоцииЭМОЦИИ мн. разговорное Внешнее проявление чувств....Толковый словарь русского языка
  51. эмоцииЭМОЦИИ франц.em emotion от лат.em emoveo потрясаю волнуюem субъективные реакции человека и животных на воздействие внутр.em и внеш.em раздражителей проявляющиеся в виде ...Философская энциклопедия
  52. эмоциифранц. motion от лат. emoveo потрясаю волную особый класс психич. процессов и состояний связанных с инстинктами потребностями и мотивами. Э. выполняют функцию регулиров...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  53. эмоциифранц. emotion от лат. emoveo потрясаю волную субъективные реакции человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей проявляющиеся в виде удовольств...Философские термины
  54. эмоцииот лат. emoveo волную возбуждаю англ. emotion нем. Emotion. Особый класс псих процессов и состояний связанных с инстинктами потребностями и мотивами крые в форме непоср...Энциклопедия социологии
  55. эмоцииимпульсивная реакция отражающая отношение индивида к значению воспринимаемого им явления....Юридическая психология