Российская педагогическая энциклопедия

СПЕНСЕР ГЕРБЕРТ

(27.4.1820, Дерби, 8.12.1903, Брайтон), англ. философ, социолог и психолог. Род. в семье учителя и первоначальное образование получил под руководством отца. Увлекаясь с детства естеств. науками и математикой, С. негативно относился к современной ему школе с ее догматизмом и засилием древних языков. Это помешало ему поступить в ун-т, и, не получив спец. образования, С. стал инженером-практиком, в 1837—41 работал на железной дороге. С 50-х гг. всецело посвятил себя разработке филос. проблем. Воззрения С. изложены в соч. «Система синтетич. философии» («System of synthetic philosophy», v. l—10, L., 18621896), в к-рую входят «Основные начала», «Основания биологии», «Основания психологии», «Основания социологии», «Основания этики». Философию С. понимал как максимально обобщённое знание законов явлений, считая, что она отличается от частных наук только количественно, степенью обобщенности знания. С. исходил из деления мира на познаваемое и непознаваемое. Наука способна познавать лишь сходства, различия и др. отношения между чувств, восприятиями, но не в состоянии проникнуть в их сущность. Непознаваемое выступает у С. как «первоначальная причина», в признании к-рой сходятся наука и религия. В области конкретных наук призывал придерживаться точных фактов, добываемых эксперим. путем. На этой основе им разработана всеобщая теория эволюции, понимаемой как перераспределение материи и энергии, свойственное как органическому, так и неорганическому миру. С. основоположник органической школы в социологии. Классовое строение общества и возникновение в его рамках разл. институтов он истолковывал по аналогии с живым организмом, для к-рого характерно разделение функций между органами. Осн. законом социального развития С. считал закон выживания наиб. приспособленных обществ, а из своей концепции эволюции выводил наибольшую приспособленность «дифференцированного» (разделённого на классы). общества. Выступал противником социализма. В области психологии, соединив принципы ассоцианизма с эволюционной теорией, выдвинул концепцию, согласно к-рой сознание это процесс, развивающийся по общим законам биол. эволюции и выполняющий функцию приспособления организма к среде. В соответствии с этим факты сознания рассматривались С. под углом зрения их корреляции не с нервной деятельностью, а с внешними по отношению к организму связями. Осн. элементами сознания считал чувствования, разновидностью к-рых являются эмоции и ощущения, преобразующиеся путём усложнения в психич. продукты высшего порядка. Ассоциации, сопряжённые с чувством удовольствия, закрепляются в организме и передаются по наследству следующим поколениям, тогда как вызывающие отрицат. чувства нивелируются. С. разделил психологию на объективную и субъективную. Первая трактует психич. явления как корреляцию нервно-мышечных устройств, посредством к-рых живые существа приспосабливают свои действия к окружающим их вещам и отношениям. Вторая изучает мысли и чувствования, открытые только для их носителя субъекта. Идеи С. придали психологии биол. направленность, стимулировали развитие функционализма и сравнительно-пси-хол. исследований поведения. Свои пед. воззрения С. изложил в серии статей, посвящённых проблемам содержания образования, умственного, нравственного и физич. воспитания. Позднее эти статьи были изданы в виде отд. книги. С. резко критиковал европ. школу сер. 19 в. за её отставание от уровня науки и нужд практич. жизни. Задача школы, по С., состоит в первую очередь в том, чтобы вооружать человека знаниями, связанными с осн. видами его деятельности. Таких видов человеческой деятельности С. насчитывал пять. Они направлены на самосохранение, добывание средств к жизни, воспитание потомства, выполнение социальных обязанностей и досуг. Именно к ним школа и должна готовить молодёжь, обучая физиологии с гигиеной, логике, математике, физике, химии, геологии, биологии, социологии, психологии, истории, лит-ре, иностр. языкам и нек-рым видам иск-в. Связь уч. предметов с определёнными видами деятельности имеет в трактовке С. утилитарный характер. Касаясь дидактич. проблем, С. требовал, чтобы содержание и методика обучения соответствовали этапам умственного развития ребёнка, чтобы обучение шло от простого к сложному, от конкретного к абстрактному, от практики к теории. Подобно Ж. Ж. Руссо, С. считал необходимым ставить ребёнка в положение исследователя, учить его делать самостоятельные выводы. Само учение должно при этом возбуждать у ребёнка интерес и чувство удовлетворения. В целом, по С., умственное развитие ребёнка должно пройти вкратце весь тот путь, к-рый прошло человечество. Рекомендуемая С. методика нравств. воспитания основана на утилитаристском понимании сущности морали: нравственно то, что ведёт к полезным для человека последствиям, не нанося вреда др. людям. Отсюда высокая оценка метода естеств. последствий в процессе нравств. воспитания: ребёнок на своём опыте должен видеть последствия хороших или дурных поступков. Применение такого метода, по С., способствует установлению дружеских отношений между родителями и детьми. Значит. ельное внимание С. уделял вопросам физического воспитания детей правильному питанию, закаливанию организма, систематическим физическим упражнениям. Особенно резко выступал против умственного перенапряжения у детей. Пед. идеи С., связанные с пропагандой утилитарного, естеств.-науч. образования, были созвучны обществ, настроениям кон. 19 в. и оказали большое влияние на развитие педагогики, особенно в Англии и США. Соч.: Works, v. 1—18, L. N. Y., 1910; в рус. пер. Собр. соч., т. 1—7, СПБ, 1866—69; Соч., т. 1—7, СПБ, 1898—1900, Автобиография, ч. 1—2, СПБ, 1914. С. С. Степанов

  1. спенсер гербертАнглийский философ главный представитель эволюционизма получившего во второй половине XIX века широкое распространение. Под философией он понимал совершенно однородное це...100 великих мыслителей
  2. спенсер гербертангл. философпозитивист и эволюционист. В теории познания сторонник агностицизма. Считал что наука религия и положит. философия сходятся в признании непостижимой причины ...Атеистический словарь
  3. спенсер гербертангл. философпозитивист и эволюционист. В теории познания сторонник агностицизма. Считал что наука религия и положит. философия сходятся в признании непостижимой причины...Атеистический словарь II
  4. спенсер гербертанглийский философ и психолог. Соединив принципы ассоцианизма с эволюционной теорией выдвинул концепцию согласно которой сознание это процесс развивающийся по общим зако...Большая психологическая энциклопедия
  5. спенсер гербертСпенсерstrong Spencer Герберт . Дерби . Брайтон английский философ и социолог один из родоначальников позитивизма. Работал инженером на железной дороге затем сотруднича...Большая Советская энциклопедия II
  6. спенсер гербертSpencer Herbert британский социальный теоретик в основном запомнившийся своим вкладом в изучение социального изменения с точки зрения эволюционного подхода. Родившийся в...Большой толковый социологический словарь
  7. спенсер, гербертанглийский философ и социолог....Даты рождения и смерти известных людей
  8. спенсер, гербертSpencer Герберт английский философ и социолог один из родоначальников позитивизма основатель органической школы в социологии идеолог либерализма. Развил механистическо...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  9. спенсер гербертSpencer Herbert английский философ один из основоположников эволюционного мировоззрения. Его главный труд Система синтетической философии. Спенсер исходит в своей филосо...Исторический справочник русского марксиста
  10. спенсер гербертанглийской философ и социологпозитивист. Спенсер представитель социального эволюционизма рассматривавший процесс эволюции как движение от простого к сложному и органициз...История западной социологии
  11. спенсер гербертангл. философ социолог публицист один из основоположников позитивизма. Окончив в г. среднюю шк. отказался от предложенной ему стипендии Кембриджского унта и стал учителе...История и философия науки. Энциклопедический словарь
  12. спенсер гербертанглийский философ социологи психолог Один из родоначальников позитивизма главный представитель эволюционизма получившего во второй половине XIX в. широкое распространени...История психологии в лицах: Персоналии. Психологический лексикон
  13. спенсер гербертГ. Спенсер автор педагогического трактата Воспитание умственное нравственное и физическое английский философпозитивист противник революционных преобразований. В своих фи...Краткий справочник по курсу «История образования и педагогической мысли»
  14. спенсер (герберт)английский философ Дерби Брайтон основатель эволюционистской философии. Его работы посвящены прежде всего процессу дифференциации или переходу от гомогенного к гетерог...Новый философский словарь
  15. спенсер гербертСпенсер Герберт Spencer Herbert англ философ и социолог. Не имел полного спец. образования работал ж.д. инженером затем занялся филос. исследованиями опубликовав в г. с...Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия. Всемирная история (с 1800 г. и до наших дней)
  16. спенсер гербертSpencer Герберт английский философ и социолог один из родоначальников позитивизма основатель органической школы в социологии идеолог либерализма. Развил механистическое ...Политическая наука - Словарь-справочник
  17. спенсер гербертСПЕНСЕР ГЕРБЕРТ Spencer Herbert Английский философэволюционист. Родился в Дерби в семье респектабельного частного учителя единственный из девяти детей оставшийся в живых...Политология. Словарь.
  18. спенсер гербертСпенсер Герберт английский философ и психолог. Автор книги Основы психологии . Рассматривал сознание в эволюционном аспекте как форму приспособления к среде при пере...Психологический словарь
  19. спенсер герберт.Дерби . Брайтон английский философ социолог и психолог один из родоначальников позитивизма. Биография. Университетского образования не получил. C по г. работал инжен...Психологический словарь II
  20. спенсер гербертанглийский философ Дерби Брайтон основатель эволюционистской философии. Его работы посвящены прежде всего процессу дифференциации или переходу от гомогенного к гетерог...Сверхкраткий философский словарь
  21. спенсер гербертСпенсер Герберт английский философ социолог и биолог один из родоначальников позитивизма. Основное сочинение Система синтетической философии также труд Воспитание умст...Словарь литературных типов (авторы и персонажи)
  22. спенсер герберт. Дерби . Брайтон англ. философ и социолог один из родоначальников позитивизма. Работал инженером на жел. дороге затем сотрудничал в журн. Economist . Философия С. явил...Советский философский словарь
  23. спенсер гербертSPENCER Herbert Основной чертой социологии Спенсера была попытка совместить утилитарный индивидуализм с органической моделью эволюции социальных систем. Находясь под вли...Социологический словарь
  24. спенсер герберттретий крупный представитель первого позитивизма. Основные работы Основные начала Основания биологииОснования психологии Основания социологии и Основания этики. Спенсер п...Философия науки и техники
  25. спенсер гербертанглийский социолог воспринял от Ч. Дарвина теорию процесса изменений в эволюции организмов и применил ее в отношении к общественным наукам. Его идеи включали в себя отри...Философия политики - словарь персоналий
  26. спенсер гербертСПЕНСЕР Герберт род. апр. Дерби ум. дек. Брайтонангл философ главный представитель эволюционизма получившего во второй пол. в. широкое распространение. Под философи...Философская энциклопедия
  27. спенсер гербертanp. дек. англ. философ один из родоначальников позитивизма. С. не получил университетского образования работал инженером затем сотрудником журн. Economist бльшую ча...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  28. спенсер гербертрод. апр. Дерби ум. дек. Брайтон англ философ главный представитель эволюционизма получившего во второй пол. в. широкое распространение. Под философией он понимал со...Философский энциклопедический словарь II
  29. спенсер гербертрод. апр. Дерби ум. дек. Брайтон англ философ главный представитель эволюционизма получившего во второй пол. в. широкое распространение. Под философией он понимал ...Философский энциклопедический словарь
  30. спенсер, гербертСпенсер Герберт Spencer один из величайших английских мыслителей. С. родился в г. апреля в Дерби. Его отец был учителем. Влияние его на сына было благотворно в том отн...Энциклопедический словарь
  31. спенсер, гербертIstrongSpencer один из величайших английских мыслителей. С. родился в г. апреля в Дерби. Его отец был учителем. Влияние его на сына было благотворно в том отношении чт...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  32. спенсер гербертSpencer один из величайших английских мыслителей. С. родился в г. апреля в Дерби. Его отец был учителем. Влияние его на сына было благотворно в том отношении что он с ...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  33. спенсер, гербертСПЕНСЕР ГЕРБЕРТSpencer Herbert английский философ и социолог. Родился в Дерби графство Дербишир апреля в семье учителя. Отказался от предложения получить образование в...Энциклопедия Кольера II