Философская Энциклопедия (в 5 томах)

СПЕНСЕР ГЕРБЕРТ

(27 anp. 1820 – 8 дек. 1903) – англ. философ, один из родоначальников позитивизма. С. не получил университетского образования; работал инженером, затем сотрудником журн. "Economist", б?льшую часть жизни провел как кабинетный ученый. Философия С. во многом явилась дальнейшим развитием позитивизма Конта, хотя С. и отрицал свою зависимость от взглядов последнего, а с 1853 выступал с критич. оценкой его творчества. Влияние на С. оказали также агностицизм Юма и Милля, кантианство, натур-филос. идеи Шеллинга и (через Гамильтона и Мэнсела) шотландская школа. Гл. идеи С. изложены в соч. "Система синтетич. философии" ("System of synthetic philosophy", v. 1–10, L., 1862–96), в к-рую входят "Основные начала", "Основания биологии", "Основания психологии", "Основания социологии" и "Основания этики". Философию С. понимал в характерном для позитивизма духе, как Максимально обобщенное знание законов явлений. Т.о., философия отличается от частных наук чисто количественно, степенью обобщенности знания. С. исходит из деления мира на Познаваемое и Непознаваемое, и в этом смысле его философия может быть понята как упрощенная модификация кантовского феноменализма: Познаваемое – "мир явлений" Канта, Непознаваемое – "вещь в себе". Наука, по С., способна познавать лишь сходства, несходства и др. отношения между чувственными восприятиями, но не может проникнуть в сущность явлений. С этой т. зр., "...материя, движение и сила лишь символы неведомого реального" ("Основные начала", СПБ, 1897, с. 466). Непознаваемое выступает у С. как "первоначальная причина", в признании к-рой, якобы, сходятся наука и религия (см. тамже, с. 82–103). В т е о р и и п о з н а н и я С. утверждает, что гл. постулатом, без к-рого невозможно для нас мышление, является "неизвестная нам причина известных нам действий, называемых явлениями; сходства и несходства между известными нам действиями, и разделение этих действий на субъект и объект..." (там же, с. 141). С. называл эту точку зрения "трансформированным реализмом", утверждая, что ощущения не похожи на предметы, подобно тому, как отражение куба в цилиндрич. рефлекторе не похоже ни на куб, ни на цилиндр; однако каждому изменению предмета соответствует определ. изменение отражения ("иероглифизм"). С. пытался соединить эмпиризм с априоризмом, признавая априорное (самоочевидное) физиологически закрепленным опытом бесчисленных поколений предков. То, что априорно для личности, апостериорно для рода. т.о. сформировалось, напр., априорное представление о пространстве и времени, к-рым соответствует, однако, нечто объективное. Критерием истины С. считал невозможность "мыслить иначе". Специфич. особенность позитивизма С. – его учение о всеобщей эволюции, к-рая определяется как "...интеграция материи, сопровождаемая рассеянием движения, переводящая материю из неопределенной, бессвязной однородности в определенную, связную разнородность, и производящая параллельно тому преобразование сохраняемого материею движения" (там же, с. 331). Эта "формула эволюции" конкретизируется в "законах эволюции" – неустойчивости однородного возрастания числа следствий, группировки и уравновешения. Указанные "законы" – выражение механистич. понимания эволюции как простого перераспределения материи под действием механических внешних сил. Под "формулу эволюции" С. пытался подвести все явления, от неорганических до нравственных и социальных. Осн. направление эволюции – к равновесию. Однако С., желая избежать вывода о консервации равновесной системы, вводит понятие "распадения", вновь приводящего систему в первонач. состояние. Теория эволюции С. основана на механистич. интерпретации эмбриологии К. Бэра, геологич. учения Ч. Лайеля об изменении Земли под влиянием "ныне действующих факторов", физич. закона сохранения и превращения энергии ("закон постоянства силы") и дарвинизма. Отказываясь искать "причины" эволюции, С. понимал свой эволюционизм как простое описание фактов, показывающих, что эволюция действительно происходила. Отсюда возникает внутр. противоречие концепции С.: учение об эволюции не относится к сфере сущности, в области же явлений оно не вправе претендовать на объяснение связи между последоват. состояниями тел. Осн. недостатком эволюционизма С. является его неспособность объяснить качественные изменения в развитии. Биологическое С. понимал как приспособление внутр. отношений к внешним с целью сохранения существования. Сущность жизни непознаваема, поскольку "динамический элемент жизни" не может быть выражен виталистически, в понятии независимого "жизненного начала" (ибо это "псевдопонятие", не имеющее определ. признаков) и не может быть сведен к физико-химич. процессам ("Основания биологии", т. 1, СПБ, [1899], с. 74–77). Психическое С. рассматривал как возникшую на определ. ступени биологич. развития форму реакции на воздействие внешней среды. Оно может быть разложено на отд. элементы – атомы душевной жизни, представляющие собой однородные "нервные толчки", ассоциативно связанные между собой. Психология С. явилась одним из источников психофизич. параллелизма и бихевиоризма. С. является основоположником органической школы в социологии (см. "Социальная статика", L., 1851, рус. пер., СПБ, 1872; "Основания социологии", L., v. 1–3, 1876–96, рус. пер., т. 1–2, СПБ, 1876–77). Классовое строение общества и выделение в его рамках различных адм. органов С. понимал как аналог разделения функций между органами живого тела. Однако, в отличие от Конта, С. трактовал общество не в тоталитарно-иерархич. духе, но (вслед за Дж. С. Миллем) рассматривал его как совокупность индивидуумов, обладающих гораздо большей самостоятельностью, чем клетки биологич. организма. С. выступил против усиления роли гос-ва в обществ. жизни, видя в нем организацию, осуществляющую насилие над индивидуумом ("The man versus the state", L., 1884). Выделяя вслед за Сен-Симоном и Контом военный и промышленный типы организации общества, С. считал, что эволюция идет от первого ко второму. Осн. законом общества С. считал закон выживания наиболее приспособленных, а из "формулы эволюции" выводил преимущества "дифференцированного", т.е. разделенного на классы общества. С. – враг социализма, считавший революцию "болезнью" обществ. организма, а стремление к социалистич. переустройству – противоестественным, т.е. противоречащим органич. строению общества и закону выживания наиболее приспособленных. В э т и к е С. стоял на позициях утилитаризма и гедонизма. Нравственность, для С., связана с пользой, к-рая и есть источник наслаждения. Мораль С. подчиняет общебиологич. закономерностям, считая, что она возникла в ходе борьбы за существование, из страха перед неблагожелат. оценкой поступков соплеменниками и вождями. Поскольку же при благоприятной оценке возникает удовольствие, эгоистич. чувство приводит к альтруизму и осознанию долга. Принципы морали, по С., закрепляются в итоге естеств. отбора, передаются по наследству, а в дальнейшем определяются той пользой, к-рую они приносят социальным организмам в их борьбе за существование (так, справедливым оказывается то, что способствует благу нации). В рамках совершенного общества понятия счастья и нравств. долга совпадут, а между индивидами восторжествует равенство, состоящее в равной для каждого свободе добиваться личного преуспеяния. Эстетич. воззрения С. сочетают различные традиции: принцип бесцельной целесообразности Канта, понимание иск-ва как игры, идущее от Шиллера, и утилитаризм, согласно к-рому красиво то, что было в прошлом полезно. Педагогич. идеи С. связаны с пропагандой утилитарного, естественнонауч. образования. Философия С. выступила как бы резюме естествознания 1-й пол. 19 в. Общедоступность, близость нерефлектирующему, обыденному сознанию, созвучность эпохе великих побед естеств. наук, как бы утверждавших всемогущество науч. методов, обусловили огромную популярность философии С. В дальнейшем обнаружение филос. бесперспективности позитивизма, а также революция в естествознании на рубеже 19–20 вв., подорвавшая веру во всесилие принципов механицизма, свели спенсерианство с междунар. филос. сцены. Соч.: Works, v. 1–18, L.–?. ?., 1910; в рус. пер. – Собр. соч., т. 1–7, СПБ, 1866–69; Соч., т. 1–7, СПБ, 1898–1900; Автобиография, ч. 1–2, СПБ, 1914. Лит.: Энгельс Ф., Диалектика природы, М., 1948; Трахтенберг О. В., Очерки по истории философии и социологии Англии 19 в., [М.], 1959; Нарский И. С., Очерки по истории позитивизма, М., 1960, гл. 4; Богомолов А. С., Идея развития в бурж. философии 19 и 20 вв., [М.], 1962, гл. 2; Кон И. С., Позитивизм в социологии, [Л.], 1964, гл. 2; Мечников И., Задачи совр. биологии, "Вестн. Европы", 1871, кн. 4; Михайловский Н. К., Что такое счастье? (Г. С. "Социальная статика"), "Отечественные записки", 1872, No 3, 4; его же. Что такое прогресс?, там же, 1869, No 2, 9; его же, Записки профана, Соч., т. 3, СПБ, 1881; Яроцкий В., Отношение личности и гос-ва с точки зрения С., "Северный Вестник", 1885, No 3; Гаупп О., Г. Спенсер, пер. с нем., СПБ, 1898; Ибервег Ф., Гейнце М., История новой философии в сжатом очерке, [пер. с нем.], 2 изд., СПБ, 1899 (имеется библ.); Гальперин С. И., Органич. теория строения и развития общества. 1 – Изложение и критика учения С., Екатеринослав, 1900; Гефдинг Г., История новейшей философии, пер. с нем., СПБ, 1900; Соколова С., Критика этики С., СПБ, 1905; Каринский М. И., Разногласие в школе нового эмпиризма по вопросу об истинах самоочевидных, П., 1914; История философии, т. 3, М., 1959; Bowne В., The philosophy of H. Spencer, N. Y., 1874; его же, Kant und Spencer, N. Y., 1912; Guthrie M., On Mr. Spencer´s formula of evolution, L., 1879; его же, On Mr. Spencer´s unification of knowledge, L., 1882; Gaquoin K., Die Grundlage der Spenserschen Philosophie insbesondere als Basis f?r die Vers?hnung von Religion und Wissenschaft, В., 1888; Flint R., Agnosticism, Blackwood, 1903; Schwarze К., H. Spencer, Lpz., 1909; Ward J., Naturalism and agnosticism, 4 ed., v. 1–2, L., 1915; Rumney J., H. Spencer´s sociology, L., 1934; Ground W., An examination of the structural principles of... H. Spencer´s philosophy, Oxf.– L., 1883; Naumann ?., Spencer wider Kant, Hamb., 1885; ??nnies F., H. Spencer´s sociologisches Werk, "Philosoph. Monatshefte", 1889, Bd 25, H. 1–2; Roberty E., A. Comte et H. Spencer, P., 1894; Hudson W., An introduction to the philosophy of H. Spencer, ?. ?., 1894; Watson J., Comte, Mill and Spencer. An outline of philosophy, Glasgow–N. Y., 1895; Royce J., H. Spencer, N. Y., 1904; Boutroux ?., Religion according to H. Spencer, Edinb., 1907; H?berlin P., ?. Spencer´s Grundlagen der Philosophie, Lpz., 1908; Dunсan D., The life and letters of H. Spencer N. Y., 1908; Elliot H. S. R., H. Spencer, L., 1917; Diaconide Е., Etude critique sur la sociologie de H. Spencer, P., 1938. И. Нарский. Москва.

  1. спенсер гербертАнглийский философ главный представитель эволюционизма получившего во второй половине XIX века широкое распространение. Под философией он понимал совершенно однородное це...100 великих мыслителей
  2. спенсер гербертангл. философпозитивист и эволюционист. В теории познания сторонник агностицизма. Считал что наука религия и положит. философия сходятся в признании непостижимой причины ...Атеистический словарь
  3. спенсер гербертангл. философпозитивист и эволюционист. В теории познания сторонник агностицизма. Считал что наука религия и положит. философия сходятся в признании непостижимой причины...Атеистический словарь II
  4. спенсер гербертанглийский философ и психолог. Соединив принципы ассоцианизма с эволюционной теорией выдвинул концепцию согласно которой сознание это процесс развивающийся по общим зако...Большая психологическая энциклопедия
  5. спенсер гербертСпенсерstrong Spencer Герберт . Дерби . Брайтон английский философ и социолог один из родоначальников позитивизма. Работал инженером на железной дороге затем сотруднича...Большая Советская энциклопедия II
  6. спенсер гербертSpencer Herbert британский социальный теоретик в основном запомнившийся своим вкладом в изучение социального изменения с точки зрения эволюционного подхода. Родившийся в...Большой толковый социологический словарь
  7. спенсер, гербертанглийский философ и социолог....Даты рождения и смерти известных людей
  8. спенсер, гербертSpencer Герберт английский философ и социолог один из родоначальников позитивизма основатель органической школы в социологии идеолог либерализма. Развил механистическо...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  9. спенсер гербертSpencer Herbert английский философ один из основоположников эволюционного мировоззрения. Его главный труд Система синтетической философии. Спенсер исходит в своей филосо...Исторический справочник русского марксиста
  10. спенсер гербертанглийской философ и социологпозитивист. Спенсер представитель социального эволюционизма рассматривавший процесс эволюции как движение от простого к сложному и органициз...История западной социологии
  11. спенсер гербертангл. философ социолог публицист один из основоположников позитивизма. Окончив в г. среднюю шк. отказался от предложенной ему стипендии Кембриджского унта и стал учителе...История и философия науки. Энциклопедический словарь
  12. спенсер гербертанглийский философ социологи психолог Один из родоначальников позитивизма главный представитель эволюционизма получившего во второй половине XIX в. широкое распространени...История психологии в лицах: Персоналии. Психологический лексикон
  13. спенсер гербертГ. Спенсер автор педагогического трактата Воспитание умственное нравственное и физическое английский философпозитивист противник революционных преобразований. В своих фи...Краткий справочник по курсу «История образования и педагогической мысли»
  14. спенсер (герберт)английский философ Дерби Брайтон основатель эволюционистской философии. Его работы посвящены прежде всего процессу дифференциации или переходу от гомогенного к гетерог...Новый философский словарь
  15. спенсер гербертСпенсер Герберт Spencer Herbert англ философ и социолог. Не имел полного спец. образования работал ж.д. инженером затем занялся филос. исследованиями опубликовав в г. с...Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия. Всемирная история (с 1800 г. и до наших дней)
  16. спенсер гербертSpencer Герберт английский философ и социолог один из родоначальников позитивизма основатель органической школы в социологии идеолог либерализма. Развил механистическое ...Политическая наука - Словарь-справочник
  17. спенсер гербертСПЕНСЕР ГЕРБЕРТ Spencer Herbert Английский философэволюционист. Родился в Дерби в семье респектабельного частного учителя единственный из девяти детей оставшийся в живых...Политология. Словарь.
  18. спенсер гербертСпенсер Герберт английский философ и психолог. Автор книги Основы психологии . Рассматривал сознание в эволюционном аспекте как форму приспособления к среде при пере...Психологический словарь
  19. спенсер герберт.Дерби . Брайтон английский философ социолог и психолог один из родоначальников позитивизма. Биография. Университетского образования не получил. C по г. работал инжен...Психологический словарь II
  20. спенсер герберт. Дерби . Брайтон англ. философ социолог и психолог. Род. в семье учителя и первоначальное образование получил под руководством отца. Увлекаясь с детства естеств. науками...Российская педагогическая энциклопедия
  21. спенсер гербертанглийский философ Дерби Брайтон основатель эволюционистской философии. Его работы посвящены прежде всего процессу дифференциации или переходу от гомогенного к гетерог...Сверхкраткий философский словарь
  22. спенсер гербертСпенсер Герберт английский философ социолог и биолог один из родоначальников позитивизма. Основное сочинение Система синтетической философии также труд Воспитание умст...Словарь литературных типов (авторы и персонажи)
  23. спенсер герберт. Дерби . Брайтон англ. философ и социолог один из родоначальников позитивизма. Работал инженером на жел. дороге затем сотрудничал в журн. Economist . Философия С. явил...Советский философский словарь
  24. спенсер гербертSPENCER Herbert Основной чертой социологии Спенсера была попытка совместить утилитарный индивидуализм с органической моделью эволюции социальных систем. Находясь под вли...Социологический словарь
  25. спенсер герберттретий крупный представитель первого позитивизма. Основные работы Основные начала Основания биологииОснования психологии Основания социологии и Основания этики. Спенсер п...Философия науки и техники
  26. спенсер гербертанглийский социолог воспринял от Ч. Дарвина теорию процесса изменений в эволюции организмов и применил ее в отношении к общественным наукам. Его идеи включали в себя отри...Философия политики - словарь персоналий
  27. спенсер гербертСПЕНСЕР Герберт род. апр. Дерби ум. дек. Брайтонангл философ главный представитель эволюционизма получившего во второй пол. в. широкое распространение. Под философи...Философская энциклопедия
  28. спенсер гербертрод. апр. Дерби ум. дек. Брайтон англ философ главный представитель эволюционизма получившего во второй пол. в. широкое распространение. Под философией он понимал со...Философский энциклопедический словарь II
  29. спенсер гербертрод. апр. Дерби ум. дек. Брайтон англ философ главный представитель эволюционизма получившего во второй пол. в. широкое распространение. Под философией он понимал ...Философский энциклопедический словарь
  30. спенсер, гербертСпенсер Герберт Spencer один из величайших английских мыслителей. С. родился в г. апреля в Дерби. Его отец был учителем. Влияние его на сына было благотворно в том отн...Энциклопедический словарь
  31. спенсер, гербертIstrongSpencer один из величайших английских мыслителей. С. родился в г. апреля в Дерби. Его отец был учителем. Влияние его на сына было благотворно в том отношении чт...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  32. спенсер гербертSpencer один из величайших английских мыслителей. С. родился в г. апреля в Дерби. Его отец был учителем. Влияние его на сына было благотворно в том отношении что он с ...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  33. спенсер, гербертСПЕНСЕР ГЕРБЕРТSpencer Herbert английский философ и социолог. Родился в Дерби графство Дербишир апреля в семье учителя. Отказался от предложения получить образование в...Энциклопедия Кольера II