Российская педагогическая энциклопедия

ПРОГРАММИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ

обучение по заранее разработанной программе, в к-рой предусмотрены действия как учащихся, так и педагога (или заменяющей его обучающей машины) Идея П.о. была предложена в 50-х гг. 20 в амер психологом Б Ф Скиннером для повышения эффективности управления процессом учения с использованием достижений эксперим. психологии и техники. Объективно П. о. отражает применительно к сфере образования тесное соединение науки с практикой, передачу определённых действий человека машинам, возрастание роли управленческих функций во всех сферах обществ. деятельности. Для повышения эффективности управления процессом учения необходимо использовать достижения всех наук, имеющих отношение к этому процессу, и прежде всего кибернетики — науки об общих законах управления. Поэтому развитие идей П. о. оказалось связанным с достижениями кибернетики, к-рая задаёт общие требования к управлению процессом учения, причём реализация этих требований в обучающих программах базируется на данных психолого-пед. наук, изучающих специфич. особенности уч. процесса. Однако при разработке П. о. одни специалисты опираются на достижения только психол. науки (одностороннее психол. направление), другие — только на опыт кибернетики (одностороннее кибернетическое). В практике обучения типично эмпирич. направление, при к-ром разработка обучающих программ основывается на практич. опыте, а из кибернетики и психологии берутся только отд. данные. Обычно при составлении обучающих программ из кибернетич. требований учитывалась лишь необходимость систематич. обратной связи, из психологических — индивидуализация процесса обучения. Отсутствовали последоват. реализации определённой модели процесса усвоения. наиб. известна концепция Б. Скиннера, опирающаяся на бихевиористскую теорию учения, согласно к-рой между обучением человека и научением животных нет существенной разницы (см. Бихевиоризм). В соответствии с бихевиористской теорией обучающие программы должны решать задачи получения и закрепления правильной реакции. Для выработки правильной реакции используются принцип разбивки процесса на мелкие шаги и принцип системы подсказок. При разбивке процесса запрограммированное сложное поведение расчленяется на простейшие элементы (шаги), каждый из к-рых учащийся смог бы совершить безошибочно. При включении в обучающую программу системы подсказок требуемая реакция вначале даётся в готовом виде (макс, степень подсказки), затем с пропуском отд. элементов (затухающие подсказки), в конце обучения требуется совершенно самостоят. выполнение реакции (снятие подсказки). Примером может служить заучивание стихотворения: вначале четверостишие даётся полностью, затем — с пропуском одного слова, двух слов и целой строки. В конце заучивания ученик, получив вместо четверостишия 4 строчки многоточий, должен воспроизвести стихотворение самостоятельно. Для закрепления реакции используется принцип немедленного подкрепления (с помощью словесного поощрения, подачи образца, позволяющего убедиться в правильности ответа, и др.) каждого правильного шага, а также принцип мнрго-кратного повторения реакций. Обучающие программы, построенные на бихевиористской основе, подразделяют на линейные, разработанные Скиннером, и т. н. разветвлённые программы Н. Краудера. Линейные программы рассчитаны на безошибочность шагов всех учащихся, т.е. должны соответствовать возможностям наиб. слабых из них. В силу этого коррекция программ не предусмотрена: все учащиеся получают одну и ту же последовательность кадров (заданий) и должны проделать одни и те же шаги, т.е. двигаться по одной и той же линии (отсюда назв. программ — линейные). В получивших широкое распространение разветвлённых программах кроме осн. программы, рассчитанной на сильных учащихся, предусматриваются доп. программы (вспомогат. ветви), на одну из к-рых направляется ученик в случае затруднений. Разветвлённые программы обеспечивают индивидуализацию (адаптацию) обучения не только по темпу продвижения, но и по уровню трудности. Кроме того, эти программы открывают большие возможности для формирования рациональных видов познават. деятельности, чем линейные, ограничивающие познават. деятельность в осн. восприятием и памятью. Общий недостаток программ, построенных на бихевиористской основе, заключается в невозможности управления внутр., психич. деятельностью учащихся, контроль за к-рой ограничивается регистрацией конечного результата (ответа). С кибернетич. точки зрения эти программы осуществляют управление по принципу «чёрного ящика», что применительно к обучению человека малопродуктивно, т. к. гл. цель при обучении состоит в формировании рациональных приёмов познавательной деятельности. Это означает, что контролироваться должны не только ответы, но и пути, ведущие к ним. Практика П. о. показала непригодность линейных и недостаточную продуктивность разветвлённых программ. Дальнейшие усовершенствования обучающих программ в рамках бихевиористской модели обучения не привели к существенному улучшению результатов. В СССР (60-е гг.) в основу разработки идей П. о. была положена деятельност-ная теория усвоения, т.е. в центре внимания находилась познавательная деятельность учащихся, и программа обучения направлялась на формирование заданных её видов с заранее намеченными качествами. Обучение по программам, составленным в соответствии с требованиями кибернетики и деятельностной теории учения, показало высокую эффективность этого пути программирования уч. процесса и возможность управлять процессом учения по ходу его осуществления. Однако в практике массового обучения такого типа программы до нач. 90-х гг. встречались редко. Составление обучающих программ связано с алгоритмизацией уч. процесса, т.е. с разработкой конструктивных предписаний (алгоритмов), к-рыми должны руководствоваться как учащиеся, так и обучающие. В условиях массового обучения преподаватель не может реализовать одновременно неск. обучающих программ, учитывающих индивидуальные особенности учащихся; преподаватель не может также обеспечить систематич. обратную связь с каждым обучаемым. Поэтому П. о. всегда связано с использованием обучающих машин (машинное П. о.) и программированных учебников (безмашинное П. о.). При этом непосредственное управление процессом усвоения, характерное для традиц. обучения, заменяется управлением опосредованным (с помощью программы, реализуемой обучающей машиной или др. средствами автоматизации). Сложность уч. процесса, недостаточная изученность его закономерностей не позволяют заранее предусмотреть все ситуации, к-рые могут возникнуть при его осуществлении. Следовательно, полная автоматизация обучения невозможна, и на определённых этапах необходимо вмешательство преподавателя, к-рый должен уметь выйти за пределы известных ему предписаний и принять творческое решение относительно специфики дальнейшего обучения того или иного ученика. Эффективность П. о. определяется степенью учёта программой требований кибернетики к управлению, а также степенью учёта специфич. закономерностей уч. процесса при реализации этих требований. Эти же условия определяют эффективность традиц. обучения. Поэтому научно необоснованная обучающая программа, реализуемая машиной, может дать худшие результаты, чем традиц. обучение, если преподаватель в большей мере учитывает указанные условия эффективности. В практике образования П. о. обычно сочетается с традиционным. П. о. не следует отождествлять с автоматизацией уч. процесса с помощью разл. техн. средств (магнитофоны, кинопроекторы и т. д.), где предъявление и обработка информации в процессе обучения осуществляются без программы управления процессом усвоения. Разработка научно обоснованных обучающих программ, реализуемых адекватными им совр. техн. средствами, открывает путь для существенного повышения эффективности уч. процесса на всех уровнях образования. Лит.: Столяров Л. М., Обучение с помощью машин, пер. с англ., М., 1965 (там же см. в Приложении ст. Б. Скиннера и Н. Краудера); Перспективы программиров. обучения, пер. с англ., М., 1966; Талызина Н. Ф., Теоретич. проблемы программированного обучения, М., 1969; Ланд а Л. Н., Кибернетика и проблемы программиров. обучения, в. 1, М., 1970: его же, Проблемы программированного обучения и кибернетика, в. 2, М., 1970; Стоуне Е., Стратегия и тактика програм-миров. обучения, в сб.: Кибернетика и проблемы обучения, М., 1970; Бсспалько В. П., Программиров. обучение. Дидактич. основы, М., 1970. Я. Ф. Талызина.

  1. программированное обучениеЭтимология. Происходит от греч. programma предписание. Категория. Форма обучения. Специфика. Система методов и средств обучения основой которого выступает самостоятельно...Большая психологическая энциклопедия
  2. программированное обучениеПРОГРАММИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ организация уч. процесса по определнной обучающей программе. iП. о. появилось в результате заимствования педагогикой рациональных принципов и с...Большая советская энциклопедия
  3. программированное обучениеорганизация учебного процесса по определнной обучающей программе См. Обучающая программа. П. о. появилось в результате заимствования педагогикой рациональных принципов и ...Большая Советская энциклопедия II
  4. программированное обучениеПРОГРАММИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ англ. programmed instruction составляет систему теоретических представлений и организационных форм обеспечивающих возможности самостоятельного ...Большой психологический словарь
  5. программированное обучениеодин из видов обучения осуществляется по заранее составленной обучающей программе.i При П. о. учебный материал и деятельность обучаемого расчленяются на порции дозы и шаг...Большой энциклопедический политехнический словарь
  6. программированное обучениеобучение по заранее разработанной программе в которой предусмотрены действия как обучающихся так и педагога или заменяющей его обучающей машины. Изучение учебного материа...Военная педагогика
  7. программированное обучениеобучение по программам рассчитанным на порционную подачу учебного материала пошаговый контроль усвоения и оперативную помощь обучающимся....Методическое обеспечение по учебной дисциплине «Педагогические технологии»
  8. программированное обучениеОбщий термин относящийся к применению любой машины или другого устройства в качестве технологической помощи в обучении. Наиболее распространенные из таких средств програ...Оксфордский толковый словарь по психологии
  9. программированное обучениеОбщий термин относящийся к применению любой машины или другого устройства в качестве технологической помощи в обучении. Наиболее распространенные из таких средств програ...Оксфордский толковый словарь по психологии
  10. программированное обучение.Суть программированного обучения состоит в высокой степени структурированности предъявляемого материала и пошаговой оценке степени его усвоения. При программированном об...Официальная терминология
  11. программированное обучениеэто относительно самостоятельное и индивидуальное усвоение знаний и умений по обучающей программе с помощью компьютерных средств обучения. Главная идея программированного...Педагогический словарь по темам
  12. программированное обучениеобучение по заранее разработанной программе в которой предусмотрены действия как учащихся так и педагога или заменяющей его обучающей машины. Идея П.о. была предложена в ...Педагогический терминологический словарь
  13. программированное обучениеформа обучения обеспечивающая возможность самостоятельного приобретения знаний и навыков на основе специально разработанной программы....Профессиональное образование
  14. программированное обучениеПрограммированное обучение система методов и средств обучения основой которого выступает самостоятельное приобретение знаний и навыков учащимися за счет пошагового усвое...Психологический словарь
  15. программированное обучение[греч. programma публичное объявление распоряжение указ] обучение по заранее разработанной программе в которой полностью предусмотрены действия как учащихся так и педаго...Психология развития словарь
  16. программированное обучениепрограмоване навчання....Російсько-український словник сталих словосполучень
  17. программированное обучениеодин из видов обучения осуществляемый по заранее составленной обучающей программе которая реализуется обычно с помощью программированных учебников и обучающих машин. Сущн...Российская энциклопедия по охране труда
  18. программированное обучениеprogrammed learning...Русско-английский машиностроительный словарь
  19. программированное обучениеprogrammed learning programmed instruction...Русско-английский политехнический словарь
  20. программированное обучениеautoinstruction programmed learning autoinstructional learning automatic learning automated teaching automated tutoring programmed teaching...Русско-английский психологический словарь
  21. программированное обучениеCAL computer instruction computeraided instruction computerbased instruction programmed instruction computeraided learning computerassisted learning computerbased learnin...Русско-английский словарь по электронике
  22. программированное обучениеprogrammed instruction...Русско-английский технический словарь
  23. программированное обучениеinsegnamento programmato...Русско-итальянский политехнический словарь
  24. программированное обучениеprogrammiertes Lernen kybernetische Pdagogik programmierter Unterricht...Русско-немецкий политехнический словарь
  25. программированное обучениеиндивидуализированное обучение с обратной связью и непрерывным контролем за процессом усвоения учебного материала. Предусматривает наиболее рациональное разделение учебно...Словарь военных терминов
  26. программированное обучениеобучение по заранее разработанной программе в которой предусмотрены действия как учащихся так и педагога или заменяющей его обучающей машины....Словарь по педагогической психологии
  27. программированное обучениетесты для программированного обучения....Словарь по технологиям обучения
  28. программированное обучениеобучение по заранее составленной программе выполняющей некоторые функции преподавателя контроль подсказка. Развивается на базе использования достижений педагогики дидакти...Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования
  29. программированное обучениеПРОГРАММИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ от греч. публичное объявление различные психологопедагогич. концепции для которых общим является трактовка процесса усвоения знаний как про...Философская энциклопедия
  30. программированное обучениеот греч. публичное объявление различные психологопедагогич. концепции для которых общим является трактовка процесса усвоения знаний как процесса выработки определ. на...Философская Энциклопедия (в 5 томах)