Российская педагогическая энциклопедия

ПЕРЕВОСПИТАНИЕ

система целенаправленных воздействий на сознание, чувства, волю и поведение воспитанника с нравств. и правовыми отклонениями с целью устранения их антисоциальной направленности и возвращения к принятым в обществе социальным нормам II организуется как процесс взаимодействия воспитателя и воспитуемого Конечная цель II — исправление личности Воспитат. процесс по отношению к лицам, допустившим правонарушения, включает II и исправление и может осуществляться в семье, уч заведении, обществ.орг-циях, специальных учебновоспитательных учреждениях, воспитательно-трудовых колониях. Понятие «П.» и «исправление» близки по смыслу, часто используются как синонимы, но с пед. позиций они имеют нек-рые особенности. Исправление следует понимать как устранение человеком нравственно-правовых отклонений и возвращение к социальной норме под влиянием целенаправленной системы внеш. воздействий и как результат П. Определение исправления только как устранения отд. дефектов в сознании человека и частичного изменения отд. качеств личности, а П. как перестройки личности не раскрывают сущности процесса П. Существует также точка зрения, что П. включает деятельность как субъекта (воспитателя), так и объекта (воспитанника), а исправление — деятельность самого воспитанника под влиянием внеш. воздействия. Эффективность П. достигается только тогда, когда оно переходит в самовоспитание личности. Процессы П. и исправления могут совпадать или не совпадать во времени. П. иногда начинается с момента появления отклоняющегося поведения личности, совершения ею правонарушений, ареста, в ходе следствия, в суде и т. д. Одновременно может наступить исправление, если правонарушитель чистосердечно осуждает свой поступок и раскаивается в содеянном. Если же он этого не осознаёт, то возникает разрыв между П. и исправлением. Такой подход к П. и исправлению соответствует законодательству и определению уровней исправленности личности («встал на путь исправления», «доказал своё исправление» и т. д.), принятых в исправительно-трудовой педагогике и в практике отеч. пенитенциарных учреждений. Эти уровни рассматриваются как результат организованного воспитат. воздействия и работы личности над собой. Проблема П. начала разрабатываться ещё в 20—30-х гг. (Ю. Ю. Бехтерев, M. H. Гернет, А. С. Макаренко, С. В. Познышев, Б. С. Утевский, Е. Г. Ширвиндт и др.). Совр. концепции П. строятся на методологии общей педагогики, психологии, социологии, теории управления и др. П. можно считать специфич. процессом воспитания, обусловленным степенью запущенности педагогической личности и особенностями окружающей среды. Цели, задачи, средства и методы П. определяются системой воспитания личности в обществе. Объектом теории П. являются исследования социальных и психол. отношений, к-рые возникают под влиянием внешних, специально организуемых воспитат. условий на внутр. процессы изменения и развития нравств.-психол. качеств личности. Конкретная программа П. строится в зависимости от баланса положительных и негативных свойств личности, определения степени её пед. и социальной запущенности. Специалисты выделяют 4 функции П.: восстановительную, компенсирующую, стимулирующую и исправительную. Восстановит. функция направлена на создание условий, в к-рых личность могла бы проявить себя с положит. стороны; компенсирующая — позволяет личности противопоставить своим недостаткам в отд. видах деятельности достижениями в других; стимулирующая — активизирует действия воспитанника в той области, где лучше заметны его позитивные качества и тормозятся отрицательные; исправительная — помогает раскрыться личностным потенциалам личности и включить воспитанника в работу по самовоспитанию. Гл. направление в П. — прогрессирующее формирование положит. свойств. Злоупотребление исправит, функцией превращает П. только в преодоление недостатков, не формируя активно положит. качеств личности. Важное значение имеет вопрос. о возможностях изменения нравств.-психол. облика личности правонарушителя. Существует 2 направления в его рассмотрении. Ряд специалистов, опираясь на идеи порочной природы людей, отрицают возможность исправления личности правонарушителя, ибо, по их мнению, преступные начала и низменные инстинкты в человеке заложены от рождения. На этом положении строились мн. теории П. начиная с 18 в. В период становления гражд. общества считалось, что цели наказания заключаются лишь в предупреждении новых преступлений. И. Кант и Ф. Гегель полагали, что наказание не может быть признано средством исправления преступника, а является возмездием за совершённое преступление, А. Фейербах и др. исходили из того, что с помощью наказания и причинённого страдания можно удержать человека от новых преступлений. Ч. Ломброзо и др. отстаивали существование «прирождённых преступников», к-рых нельзя исправить, а можно только карать (смертная казнь, пожизненное заключение и т. п.). В кон. 19 в. возникли криминология и социологии, теории, к-рые к многочисл. факторам преступности относили социально-экономические (безработица, нищета и др.), физические (время года, климат и т. п.), индивидуальные (пол, возраст, особенности организма и др.). Они обосновывали «опасные состояния личности», к-рые могли привести к совершению преступлений. В целях их предотвращения предлагалось заранее создать систему мер безопасности. Т. о. оправдывался правовой произвол: наказание человека за его взгляды, убеждения, расовую принадлежность и т. п. Наказание дифференцировалось: к «случайному преступнику» для его исправления было достаточно применить лишь устрашающие меры, тогда как «хроническому» необходимо доп. наказание. Теории неисправности личности не могли удовлетворить практику П. Поэтому возникли новые направления: теория ресо-циализации деликвента (правонарушителя), теория коррекции, модификации поведения и др. Под ресоциализацией понималось «юрид. исправление» в результате пенитенциарных воздействий и усвоения социальных норм поведения. Теория коррекции разрабатывала систему мер, направленных на исправление отд. недостатков в поведении правонарушителя. Теория и практика модификации поведения строилась на управлении настроением, изменении психич. состояний с помощью средств медикаментозного воздействия (электрошок, психохирургия, инженерия, электрофизиология и др.). Все эти средства направлены на подавление и устрашение личности и не могут быть использованы в гуманной системе П. Большинство зап. учёных приходят к мысли, что пенитенциарные учреждения являются чрезвычайно неэффективными исправит, заведениями. Не решает проблемы П. и создание новых типов учреждений, где предпринимаются попытки смягчения тюремного режима содержания правонарушителей (исправит, школы, колонии для несовершеннолетних преступников, тюрьмы открытого пром. типа для взрослых и др.). Интенсивно ведутся поиски замены этих учреждений др. институтами: передачей преступников на поруки, созданием спец. школ-пансионатов, групповых общежитии, службы надзора за малолетними правонарушителями, привлечение разл. благотворит. орг-ций. Предупреждение, П. и исправление отклоняющегося поведения возможно только в условиях гуманного и демокр. общества с системой воспитания, ориентированной на развитие личности. Лит.: Ковалев А. Г., Психол. основы исправления правонарушителя, М., 1968; Кочетов А. И., Перевоспитание подростка, М., 1972; его же, Мастерство перевоспитания, Мн., 1981; Высотина Л. А., Пед. основы исправления и перевоспитания осужденных в ИТУ, М., 1977; Воспитат. работа в учреждениях интернатного типа, ред.-сост. Ю. В. Гербеев, В. Г. Цыпурский, М., 1977; Але-маскин М. А., Воспитат. работа с подростками, М., 1979; ЗюбинЛ. М., Уч.-воспитат. работа с трудными учащимися, М., 1982; Башкатов И. П., Фицула M. H., Основы исправления и перевоспитания несовершеннолетних осужденных, М., 1984; Организация исправления и перевоспитания осужденных, под ред. А. И. Зубкова, М. П. Стуровой, М., 1985; Исправительно-трудовая психология, под ред. К. К. Платонова, Рязань, 1985; Кочетов А. И., Верцинская H. H., Работа с трудными детьми, М., 1986. И. П. Башкатов.

  1. перевоспитаниесUmerziehung f перековка...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  2. перевоспитаниеперевоспитание с Umerziehung fСинонимы перековка...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  3. перевоспитаниес.reeducacin f...Большой русско-испанский словарь
  4. перевоспитаниесущ. ср. рода...Большой русско-украинский словарь
  5. перевоспитаниес. rducation f...Большой русско-французский словарь
  6. перевоспитаниес.rducation f перековка...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  7. перевоспитаниея ср.em Действие по знач. глаг.em перевоспитать иem перевоспитаться.Перевоспитание ребенка.em Сделавшись дворянкою Марья Маревна прежде всего занялась перевоспитанием с...Малый академический словарь
  8. перевоспитаниеприставка ПЕРЕ корень ВОСПИТ суффикс А суффикс НИ окончание Е Основа слова ПЕРЕВОСПИТАНИВычисленный способ образования слова Приставочносуффиксальный или префиксальн...Морфемный разбор слова по составу
  9. перевоспитаниеНачальная форма Перевоспитание винительный падеж слово обычно не имеет множественного числа единственное число неодушевленное средний род...Морфологический разбор существительных
  10. перевоспитаниеперевоспитание ср. Процесс действия по знач. глаг. перевоспитывать перевоспитать перевоспитываться перевоспитаться....Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  11. перевоспитаниеперевоспитание перевоспитание я...Орфографический словарь
  12. перевоспитаниеu сu Пр.u о перевоспитании перековка...Орфографический словарь русского языка
  13. перевоспитаниепроцесс вымещения корректировки отрицательных духовнонравственных нравственноэтических и волевых черт личности положительными чертами это процесс преодоления зла в челове...Основы духовной культуры
  14. перевоспитаниесистема воспитательного воздействия на воспитанников с нравственным и правовым отклоняющимся девиантным поведением с целью его устранения и исправления личности воспитанн...Педагогический терминологический словарь
  15. перевоспитаниеперевоспитание перевоспитания перевоспитания перевоспитаний перевоспитанию перевоспитаниям перевоспитание перевоспитания перевоспитанием перевоспитаниями перевоспитании п...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  16. перевоспитаниеОрфографическая запись слова перевоспитание Ударение в слове перевоспитание Деление слова на слоги перенос слова перевоспитание Фонетическая транскрипция слова перевоспит...Полный фонетический разбор слов
  17. перевоспитаниевид воспитания цель которого устранить отрицательные и развить положительные свойства личности чтобы опираясь на них гармонично формировать личность и мотивы ее деятельно...Профессиональное образование
  18. перевоспитаниеперевоспитание яСинонимы перековка...Русский орфографический словарь
  19. перевоспитаниеСр мн. нет yenidn trbiy etm edilm yenidn trbiylndirilm islah etm....Русско-азербайджанский словарь
  20. перевоспитаниеср.reeducation в моральном планеem reformation преступниковem rehabilitation...Русско-английский психологический словарь
  21. перевоспитаниеперевоспитание с.ireeducation...Русско-английский словарь
  22. перевоспитаниеreeducation...Русско-английский словарь политической терминологии
  23. перевоспитаниесущ.reeducation исправлениеem reformation reformingперевоспитание правонарушителей преступников reeducation of criminals of offenders исправительное перевоспитание перек...Русско-английский юридический словарь
  24. перевоспитаниеПеравыхаванне...Русско-белорусский словарь
  25. перевоспитаниеперавыхаванне ср. мн. нетi...Русско-белорусский словарь II
  26. перевоспитаниеперевоспита Синонимы перековка...Русско-ивритский словарь
  27. перевоспитаниеосужденных correccin educativa reeducacin...Русско-испанский юридический словарь
  28. перевоспитаниеrieducazione...Русско-итальянский юридический словарь
  29. перевоспитаниеср. кайтадан тарбиялоо....Русско-киргизский словарь
  30. перевоспитаниес действиеem см. перевоспитывать Синонимы перековка...Русско-китайский словарь
  31. перевоспитаниес. Umerziehung f....Русско-немецкий словарь
  32. перевоспитаниеNeuerziehung...Русско-немецкий юридический словарь
  33. перевоспитаниеперевоспитаниес ....Русско-новогреческий словарь
  34. перевоспитание. ponowne wychowanie wychowanie na nowo. reedukacjablockquote...Русско-польский словарь
  35. перевоспитаниесreeducao f перековка...Русско-португальский словарь
  36. перевоспитаниеПеревоспитаниеmaadilisho мн....Русско-суахили словарь
  37. перевоспитаниеперевоспитание аз нав тарбияди...Русско-таджикский словарь
  38. перевоспитаниес...Русско-татарский словарь
  39. перевоспитаниеrducation...Русско-французский медицинский словарь
  40. перевоспитаниеpevychovn pevchova...Русско-чешский словарь
  41. перевоспитаниеmberkasvatamine...Русско-эстонский словарь
  42. перевоспитаниевид воспитания имеющий целью избавить человека от негативных особенностей его личности сформировавшихся ранее. Нередко человек являющийся объектом П. не считает имеющиеся...Словарь конфликтолога
  43. перевоспитаниеперевоспитание перековка Словарь русских синонимов. перевоспитание перековка Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М. Русский язык.З. Е. Александров...Словарь синонимов II
  44. перевоспитаниеперевоспитание перековка...Словарь синонимов
  45. перевоспитаниецеленаправленная воспитательная деятельность направленная на исправление предшествующего результата воспитания человека воспитание у него качеств и свойств компенсирующих...Словарь терминов по общей и социальной педагогике
  46. перевоспитаниеПЕРЕВОСПИТАНИЕ перевоспитания мн. нет ср. Действие по глаг. перевоспитать....Толковый словарь русского языка II
  47. перевоспитаниеПЕРЕВОСПИТАНИЕ ср. см. перевоспитывать перевоспитать перевоспитываться перевоспитаться....Толковый словарь русского языка
  48. перевоспитаниеУдарение в слове перевоспитаниеУдарение падает на букву аБезударные гласные в слове перевоспитание...Ударение и правописание
  49. перевоспитаниеRzeczownik перевоспитание n Medyczny reedukacja f zmiana obyczajw f reedukowanie odczas. n...Универсальный русско-польский словарь
  50. перевоспитаниеперевоспитание перевоспитания перевоспитания перевоспитаний перевоспитанию перевоспитаниям перевоспитание перевоспитания перевоспитанием перевоспитаниями перевоспитании п...Формы слова
  51. перевоспитаниеИса Ирон Ирита Ириса Ирина Иранист Иран Ипс Иприт Иппон Ипат Ионит Ион Иов Интерес Интер Инта Инст Инсерт Иностр Иноверие Инвестор Инвар Иена Иврит Ивина Иван Ереван Ера ...Электронный словарь анаграмм русского языка
  52. перевоспитаниепроцесс преобразования нарушенных отношений подростка с обществом собой и другими индивидами. П. отличается от воспитания тем что в ходе его должны измениться многие уже ...Энциклопедия трезвого образа жизни