Российская педагогическая энциклопедия

ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО

архаичная форма обществ. догосударственного устройства, характеризуемая общей собственностью, коллективным трудом и потреблением. П. о. как целое является предметом реконструкции, основанной прежде всего на изучении его архаичных явлений, сохранивших традиц. социальную систему. Социализация детей была направлена на их включение в систему половозрастного разделения труда. На ранних стадиях развития П. о. (ран-непервобытная община, элементы к-рой сохранялись у бушменов, ведда Цейлона, аэта Филиппин и нек-рых др.) дети считались принадлежавшими всему роду (общине). При низком уровне произ-ва и необеспеченности продовольствием детям раннепервобытной общины грозила гибель от руки родителей (напр., у бушменов); практика умерщвления новорождённых сохранялась в П. о. у народов, живших в неблагоприятных природных условиях. В период кормления грудью (до 3—4 лет, что соответствовало интервалу рождения детей у женщины) ребёнок был на попечении матери, его учили ходить и говорить. С момента, когда ребёнок начинал сидеть, его приучали к жёсткой пище (различий в детской и взрослой пище почти не делалось, хотя лучшее доставалось детям). За детьми специально никто не присматривал, при небольшом их числе в общине рядом обязательно находился кто-нибудь из взрослых. Дети пользовались большой свободой, их почти не наказывали, предоставляя на собств. опыте убедиться в правоте взрослых, учили выносливости и спокойствию, приверженности общине. Цель воспитания состояла в привлечении детей к доступным формам труда. В процессе общения со взрослыми, когда каждый член коллектива участвовал в воспитании ребёнка, дети знакомились со всеми сторонами производств. и обществ. деятельности. У бушменов любимая забава детей — ловля насекомых и мелких животных, к-рых они преследовали, вооружившись маленькими луками. Осн. обязанность детей — находить воду. По достижении брачного возраста (13-14 лет у мальчиков, 9-12 — у девочек) подростки переходили в категорию взрослых. В П. о. важной задачей воспитания, не отделённой от передачи социальных навыков, была, с одной стороны, магич. защита детей от действия вредоносных сил (амулетами и предохранит, обрядами окружались уже невеста и роженица, затем — ребёнок), с другой — система табу (запретов). наиб. распространёнными и строгими были табу, касавшиеся тайных для женщин и детей ритуалов взрослых мужчин В некрых обществах мальчикам запрещалось общаться с женщинами из группы их потенциальных «тещ», имитировать в играх жен. труд. Табу вводили ребенка в систему социальных обычаев общины, системы родства. С ростом дифференциации труда, усложнением обществ.структуры, изменением демографич. ситуации (повышение рождаемости) произошли изменения в процессе воспитания В обществах высших охотников и собирателей, ранних земледельцев (позднепервобытная община у наиб. развитых племен австралийцев, папуасов, нек-рых индейцев Амазонки и др) выделяется неск этапов в процессе воспитания В младенчестве, совпадающем с периодом грудного кормления, как и в материнско-родовых, так и в отцовско-родовых обществах, обучение вела в основном мать Она носила младенца с собой и вместе с др. членами общины обучала его нормам поведения и этикета, однако нянчить и кормить ребенка грудью могли и др. женщины (сестры матери, жены отца у австралийцев) Важным обрядом было наречение человека, проводимое в разном возрасте (как правило, от рождения до 3—4 лет) Обычно ребенок получал имя деда Считалось, что таким образом предок возрождается в потомстве, а ребенок становится настоящим членом рода. В период детства, с 3—4 до 6—7 лет, воспитанием ребенка начинали заниматься и др. родственники, причем в материнско-родовых обществах особую роль играл брат матери (т. н. авункулат — воспитание у дяди с материнской стороны — обычай, сохранявшийся вплоть до эпохи формирования классового общества) Детям предоставлялась большая свобода, но существовали наказания как физические, так и нравственные (высмеивание, публичное презрение, запугивание духами предков и т п) Детей учили разряжать плохое настроение на вещах, а не на людях За хорошее поведение вознаграждали редко В детях стремились развить честолюбие, задиристость и др. качества, к-рые должны были помочь в борьбе за лидерство в первобытном коллективе Там, где часто велись войны, особое внимание уделялось воспитанию агрессивности; детей привлекали к участию в набегах (обычай охоты за головами, бытовавший у папуасов и др), к убийству пленных Период отрочества начинался с противопоставления мальчиков и девочек, их обособления в играх, хоз. занятиях, в обучении половому поведению. Девочки с 6 лет помогали матерям в домашних и хоз. работах, присматривали за младшими детьми В скотоводч обществах (у нек-рых народов Тропич Африки, папуасов и др) мальчики привлекались к труду с 5—7 лет, в целом они были свободны от труда дольше, чем девочки, лишь по желанию участвуя в общих ра ботах Особое значение в воспитании имели игры, имитирующие охоту, войну, труд, семейные отношения (игры в жениха и невесту), обряды, известны «абстрагирующие игры» — сложение композиций из листьев у папуасов и т и Помимо игрушек — имитаций орудий — имелись спец. детские — волчок, глиняные куклы, погремушки (из раковин у индейцев Амазонки) и др. Игры подчинялись половозрастному делению; игровая группа для мальчиков была гл. институтом обучения нормам социального поведения, навыкам коллективизма, став взрослыми, они поддерживали тесные контакты. Девочки, как правило, не создавали таких групп. Наставления, рекомендации и положит. знания передавались младшему поколению при посредстве фольклора — преданий, сказок, пословиц, песен, дидактич. рассказов и мифов Уже у нек-рых австрал племен существовал спец. дет фольклор — песни о животных, иногда танцы и т п Окончание детства совпадало с наступлением физич. зрелости К 12—14 годам девочки были подготовлены к семейной жизни Переход в категорию взрослых сопровождался обрядами посвящения — инициациями, особой сложности достигавшими у мальчиков (австралийцы, папуасы и др) Инициируемые изолировались в спец. лагерях (у нек-рых народов — в «домах юношей» или муж домах), где наставники из взрослых родственников, действовавшие от лица духов предков, знакомили их с нормами морали, правами и обязанностями в семье и общине, с сакральными ритуалами и мифами, тайны к-рых они обязаны были хранить от женщин и детей Обучение сопровождалось ритуализов-ми испытаниями, служившими знаком причастности к классу взрослых (обрезание, татуировка и т п) и символизировавшими смерть (выход из дет состояния) и возрождение во взрослом. Инициации завершались общим праздником — возвращением посвященных в коллектив Обряды инициации длились в разных обществах от неск дней до мн месяцев, объединяя подростков разного возраста В более развитых обществах эпохи разложения П. о. (первобытная соседская община у народов Океании, Юго-Вост Азии, Тропич Африки) воспитание детей становилось все более дифференцированным Большую роль стали играть муж дома или дома холостяков, в к-рых с 6—8-летнего возраста и до вступления в брак мальчики под присмотром наставников обучались трудовым навыкам и обрядам Инициации предшествовали вступлению в тайные муж союзы (культовые opг-ции, имевшие иерархич структуру, по ступеням к-рой должен был продвигаться посвящаемый, распространены в Меланезии и Зап Африке) или переходу из одного возрастного класса в другой Система возрастных классов, особенно развитая у народов Вост Африки, также представляла собой иерархию из неск ступеней, продвигаясь по к-рым взрослеющий подросток расширял свои права на участие в обществ.жизни — от заботы о мелком рогатом скоте и помощи матерям, пастьбы крупного рогатого скота до участия в плем собраниях и воен походах взрослых У ньякьюса (Танзания) существовали целые деревни подростков (с 11 лет), жившие относительно самостоят. жизнью. С ростом социальной дифференциации возрастные классы стали соотноситься с социальной иерархией; подростки, входившие в группу, где воспитывался сын вождя, впоследствии формировали основу его дружины С др. стороны, наряду с общеплем традициями, в воспитании все большую роль играет патриархальная семья, где судьбой распоряжается отец С дальнейшим разделением труда и выделением ремесел и др. занятий особую роль приобретает спец. обучение Так, специалисты по ритуалу — шаманы, жрецы и т и — готовили себе смену, взимая плату за обучение Иногда из групп, монополизировавших то или иное занятие, возникало кастовое деление: таковы касты земледельцев и скотоводов в Тропич Африке, касты брахманов (жрецов), воинов и общинников в Юж Азии Специализиров обучение «священному писанию» и воен иск-ву представителей возникающей духовной и светской аристократии предшествовало возникновению школ и педагогики в древнем мире Лит КалиновскаяК П, Возрастные группы народов Воет Африки, M, 1976, БерндтР М, БерндтК X, Мир первых австралийцев пер с англ. M, 1981, Этнография детства Традиц.формы воспитания детей и подростков у народов Воет и Юго-Вост Азии M 1983, Этнография детства Традиц.формы воспитания детей и подростков у народов Передней и Юж Азии, M, 1983, Кон И С, Ребенок и общество, M, 1988, M и д M, Культура и мир Избр произв, M 1988, Этнография детства Традиц.методы воспитания детей у народов Австралии Океании и Индонезии M 1992, M e a d M Corning of age in Samoa, № Y, 1961, e e ж e, Growing up in New Guinea A comparative study of primitive education, № Y, [1975], Schwartzman H B, Transformations The anthropology of child-ren s play, № V — L, 1978, H a n s e n J F, Sociocultural perspectives on human learnmg An mtroduction to educational anthropology, Engle-wood Chffs 1979 Г А Комарова.

  1. первобытное обществообществоstrong быть в начальная стадия развитиеstrong каменный век. палеолит. эолит.верхнепалеолитический.мезолит. эпипалеолит. неолит. протонеолит.медный век. бронзо...Идеографический словарь русского языка
  2. первобытное обществоprimitive society наименее внутренне дифференцированная и самая ранняя формаы человеческих обществ. Это один из ряда подобных терминов например простое общество или дикос...Большой толковый социологический словарь
  3. первобытное обществообщиннородовое родовое охватывает эпоху отпоявления первых людей до возникновения государства. Характеризуетсяколлективным трудом и потреблением. Основной ячейкой первоб...Большой энциклопедический словарь II
  4. первобытное обществоПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО общиннородовое родовое охватывает эпоху от появления первых людей до возникновения государства. Характеризуется коллективным трудом и потреблением. ...Большой Энциклопедический словарь V
  5. первобытное обществоархаичная форма общественного догосударственного устройства характеризующаяся общей собственностью коллективным трудом и потреблением. Социализация детей в П.о. была напр...Педагогический терминологический словарь
  6. первобытное обществообщиннородовое родовое охватывает эпоху от появления первых людей до возникновения государства. Характеризуется коллективным трудом и потреблением. Основной ячейкой перво...Политическая наука - Словарь-справочник
  7. первобытное обществоПервобытное общество общиннородовое родовое охватывает эпоху от появления первых людей до возникновения государства. Характеризуется коллективным трудом и потреблением. О...Политология. Словарь.
  8. первобытное обществопервсне суспльство....Російсько-український словник сталих словосполучень
  9. первобытное обществоprimitive society...Русско-английский психологический словарь
  10. первобытное обществоprimitive society...Русско-английский экономический словарь
  11. первобытное обществоUrgesellschaft f....Русско-немецкий словарь
  12. первобытное обществоUrgemeinschaft Urgesellschaft...Русско-немецкий юридический словарь
  13. первобытное обществоprvotnpospoln spolenost...Русско-чешский словарь
  14. первобытное общество. Термином первобытное общество обозначается громадный период между появлением первых предков человека по меньшей мере шесть миллионов лет назад и локальным зарождением п...Словарь религий, обрядов и верований
  15. первобытное обществоПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО общиннородовое родовое охватывает эпоху от появления первых людей до возникновения государства. Характеризуется коллективным трудом и потреблением. О...Современный энциклопедический словарь
  16. первобытное общество. см. ОБЩЕСТВО ПЕРВОБЫТНООБЩИННОЕ. Antinazi.Энциклопедия социологии...Энциклопедия социологии