Российская педагогическая энциклопедия

КАНТ ИММАНУИЛ

(22.4.1724, Кенигсберг, ныне Калининград, — 12.2. 1804, там же), родоначальник нем. классич. философии. По окончании Кёнигсбергского ун-та был домашним учителем (1747—54), затем преподавал в ун-те (1755—96, с 1770 проф.). Чл. Берлинской и Сиенской АН; поч. чл. Петерб. АН (с 1794). Творчество К. подразделяется на «до-критический» (до 1770)и «критический» периоды. Первый характеризуется интересом к вопросам философии естествознания, к к-рым он подходил с деистич. позиций. В работе «Всеобщая естеств. история и теория неба» (1755) выдвинул космогонич. гипотезу о естеств. происхождении солнечной системы, вплотную подошёл к идее неразрывности материи и движения. Осн. работы «критического» периода: «Критика чистого разума» (1781; ), «Критика практич. разума» (1788), «Критика способности суждения» (1790), «Религия в пределах только разума» (1793). Отметив неспособность прежней методологии объяснить природу всеобщих и необходимых истин, К. пришёл к выводу, что знание представляет собой синтез материи опыта и априорных форм мышления, носителем к-рых является сам субъект. Этич. учению К. присущ нек-рый формализм. К. утверждал автономию человеческой воли и абсолютные нормы, коренящиеся в субъекте нравств. самосознания. Согласно осн. моральному закону («категорич. императиву») К., человек должен руководствоваться принципами, способными быть основой всеобщего законодательства, и никогда не относиться к др. человеку лишь как средству достижения своих целей. По существу, К. перевёл в план нравств. сознания требование всеобщего правового равенства и поставил вопрос. о личности как высш. ценности. Пед. идеи К. тесно связаны с его филос. учением. Их важным теоретич. источником была теория воспитания Ж. Ж. Руссо. К. опирался на собств. преподавательский опыт, внимательно следил за пед. исканиями своего времени. Первым указал на социальную значимость филантропина И. Б. Базедова, посвятив ему статьи «Дессау. 1776» (1776) и «Ради общего блага» (1777). Читал курс по педагогике в ун-те (1776/77, 1780, 1783/84, 1786/87 уч. гг.). В анализе пед. проблем использовал «Учебник иск-ва воспитания» Ф. С. Бока (1780), материалы периодич. издания Базедова и И. Г. Кампе «Пед. беседы» (1777—81), однако переосмыслил их и создал собств. пед. концепцию. На основе заметок К. и записей его слушателей текст курса был воссоздан и с согласия и одобрения К. издан его учеником Ф. Т. Ринком под назв. «Immanuel Kant uber Padagogik» (1803, рус. пер. С. Любомудрова издавался в 1896, 1907 и — пересмотренный — в 1980). Вопросы обучения, воспитания, школоведения К. рассматривал также в «Уведомлении о расписании лекций на зимнее полугодие 1765—66» и в статье «Ответ на вопрос: что такое просвещение?» (1784; рус. пер. 1966). В работе «Антропология с прагматич. точки зрения» (1798) анализировал проблемы самовоспитания и социальной педагогики. В ряде исследований ставились вопросы нравств. воспитания. К. исходил из идеи воспитуемости человека. Просвещение (Aufklarung) выводит человека из природного состояния, делает его моральным существом, приобщает к свободе, научая пользоваться разумом. Образование и воспитание (Bildung, Erziehung) — гл. средства осуществления этих целей. Они должны вооружать человека знаниями и готовить к жизни и практич. деятельности. Осн. задачи образования, по К., — воспитание социальной дисциплины, привитие навыков, приобщение к культуре, моральное воспитание. Придавая важное значение духовному развитию личности, К. указывал и на важность физич. воспитания; высказывал мысль о необходимости сочетания академич. и трудового обучения. Дидактич. принципы К. противопоставлены распространённым в то время в Германии вербализму, зубрёжке, догматизму. Подчёркивал важность учёта возраста учащихся для правильного подбора доступного им и привлекательного уч. материала, чтобы наглядность и конкретное изложение эмпирич. фактов стали базой познания общих принципов и законов наук. Деятельность педагога должна стимулировать активность и самостоятельность обучаемых. В уч. план, по К., следует включать оптимально соответствующие возрасту дисциплины, а структура этого плана должна учитывать их логич. взаимосвязь. Критикуя существовавшую шк. систему и практику, высказывался за коренное улучшение подготовки учителей и пересмотр методов преподавания и воспитания, за радикальное изменение образоват. системы. Такой перестройке должна предшествовать широкая эксперим. работа (не идеализируя филантропии Базедова, К. рассматривал его прежде всего как опытное уч. заведение). Идеи К. оказали положит. влияние на герм. и европ. пед. теории, став одним из источников реформ образоват. систем в 1-й пол. 19 в. Соч.: Сочинения, т. 1—6, М., 1963—66; О педагогике, в его кн.: Трактаты и письма, М., 1980. Лит.: Беляев М. Ф., Проблема морального воспитания у Канта, в кн.: Сб. трудов профессоров и преподавателей Гос. Иркутского ун-та, в. 5, Иркутск, 1923; Шишкин А. Ф., Пед. идеи. Канта, СП, 1938, № 7; Асмус В. Ф., И. Кант, М., 1973, гл. 6; Карийский А. М., Проблема человека в филос. и пед. мысли И. Канта, СП, 1974, № 4; Т а м б о в к и и а Т. И., Дидактич. взгляды И. Канта, в кн.: Вопросы теоретич. наследия И. Канта, [Калининград], 1975; Нарек и и И. С., Кант, М., 1976; Этика Канта и современность, Рига, 1989; Eigenmann A., Die Padagogik Kants im Lichte seiner Ethik, [Freiburg], 1921; Messer A., Kant als Erzieher, Langensalza, 1924; B a l l a u ff T., Vernunftiger Wille und glaubige Liebe. Interpretationen zu Kantsund Pestalozzis Werk, Meisenheim am Glan, 1957; Weisskopf T., Immanuel Kant und die Padagogik, [Z.], 1070; Padagogisches Gedankengut bei Kant, Fichte, Schelling, Hegel, Feuerbach. Ausgewahlt, eingeleitet und erlautert von H. und W. Schuffenhauer, B., 1984; Hufnagel E., Kants padagogische Theorie, в кн.: Kant-Studien, Jahrgang 79, H. l, B., 1988., A. M. Каримский.

  1. кант иммануил. Немецкий философ родоначальник немецкой классической философии. Профессор университета в Кенигсберге. По общественным взглядам просветитель умеренного направления. В с...1000+ биографических данных - словарь
  2. кант иммануилнем. философидеалист. Его учение носит двойств характер. Важное положит значение имеют отстаиваемый им взгляд что вне и независимо от нашего сознания существует объективн...Атеистический словарь
  3. кант иммануилKant великий нем. философ родоначальник нем. классической философии. Творчество К. подразделяется на докритический до и критический периоды. й период характеризуется и...Большая психологическая энциклопедия
  4. кант иммануилКантstrong Kant Иммануил . Кенигсберг ныне Калининград . там же немецкий философ и учный родоначальник нем. классической философии. Прожил всю жизнь в Кенигсберге где ок...Большая Советская энциклопедия II
  5. кант иммануилКАНТ ИММАНУИЛ Kant великий нем. философ родоначальник нем. классической философии. Творчество К. подразделяется на докритический до и критический периоды. й период хар...Большой психологический словарь
  6. кант иммануилKant Immanuel выдающийся немецкий философ чьи главные труды включают Критику чистого разума Критику практического разума и Критику способности суждения . Он утверждал...Большой толковый социологический словарь
  7. кант иммануилКАНТ Иммануил немецкий философ родоначальник немецкой классической философии профессор университета в Кенигсберге иностранный почетный член Петербургской АН . В разраб...Большой Энциклопедический словарь V
  8. кант иммануилтитан философской мысли всех времен. Он часто рассматривается как самый крупный философ после Платона и Аристотеля. Кант родился в Кенигсберге в Восточной Пруссии. Отец е...Великие философы
  9. кант, иммануилKant Иммануил родоначальник немецкой классической философии. В преподавал в Кенигсбергском университете. В разработал космогоническую гипотезу происхождения Солн...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  10. кант иммануилродоначальник немецкой классической философии. Свои политикоправовые воззрения Кант изложил в трактатах Идеи всеобщей истории с космополитической точки зрения К вечному м...Именной словарь-справочник политических деятелей
  11. кант иммануилзнаменитый немецкий философ и ученый. В своем главном труде Критика чистого разума Кант пытался обосновать непознаваемость сущности вещей Вещи в себе. С точки зрения Кант...Исторический справочник русского марксиста
  12. кант иммануилнемецкий философ и естествоиспытатель. Родоначальник немецкой классической философии. Основатель принципов экспериментальной и гештальтпсихологии. Родился в г. Кенигсберг...История психологии в лицах: Персоналии. Психологический лексикон
  13. кант иммануилKant Иммануил немецкий философ род. . Книгсберг совр. Калининград Россия ум. . там же.Родился в небогатой семье воспитывался в духе пиетизма. Окончив Книгсбергский унт д...Католическая энциклопедия
  14. кант иммануилKant Immanuel нем. философ создатель теории трансцендентального идеализма. Метафизика К. изложена в самой значит его работе Критика чистого разума . К. стремился преодо...Народы и культуры. Оксфордская энцкилопедия
  15. кант (иммануил)немецкий философ основоположник критической философии Кенигсберг там же . Его жизнь бессобытийна и целиком посвящена исследованиям преподаванию и размышлению. Он никогд...Новый философский словарь
  16. кант иммануилКант Иммануил Kant Immanuel нем. философ. Всю жизнь прожил в Вост. Пруссии с г. проф. логики Кенигсбергского унта. Его учение расходившееся с постулатами ортодоксальног...Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия. Всемирная история (с 1800 г. и до наших дней)
  17. кант иммануилродоначальник немецкой классической философии. Пед. взгляды К. сложились под влиянием Ж. Ж. Руссо и нем. педагога И. Б. Базедова. Основные произведения в крых отражены пе...Педагогический словарь
  18. кант иммануилродоначальник немецкой классической философии. Свои политикоправовые воззрения Кант изложил в трактатах Идеи всеобщей истории с космополитической точки зрения К вечному м...Политическая наука - Словарь-справочник
  19. кант иммануилвыдающийся представитель немецкой классической философии автор завершенной философскополитической концепции либерализма. Тезис Канта о максимальном соответствии устройств...Политологический словарь-справочник
  20. кант, иммануилКант Иммануил родоначальник немецкой классической философии. Свои политикоправовые воззрения Кант изложил в трактатах Идеи всеобщей истории с космополитической точки зре...Политология. Словарь.
  21. кант иммануилКАНТ ИММАНУИЛ Kant Immanuel Немецкий философидеалист. Прожил спокойную жизнь ученого в восточнопрусском городе Кенигсберге ныне Калининград. Пример Канта одного из вели...Политология. Словарь.
  22. кант иммануилнемецкий философ родоначальник немецкой классической философии. Этике принадлежит видное и самостоятельное место в философской системе К. Одна из главных заслуг К. в пони...Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел словарь
  23. кант иммануилнемецкий мыслительэнциклопедист основатель классической немецкой философии. Считая что существование Бога нельзя ни доказать ни опровергнуть Кант пришел к выводу что вера...Религиоведческий словарь
  24. кант иммануилКант Иммануил Kant Кант Kant Иммануил strong Немецкий философ родоначальник немецкой классической философии примиривший эмпиризм и рационализм разграничивший области зн...Сводная энциклопедия афоризмов
  25. кант иммануилКант Иммануил немецкий философидеалист родоначальник немецкой классической философии почетный член Петербургской академии наук....Словарь литературных типов (авторы и персонажи)
  26. кант иммануил. Кенигсберг ныне Калининград . там же нем. философ и учный родоначальник нем. классич. философии. Прожил всю жизнь в Кенигсберге где окончил унт и был в доцентом а в ...Советский философский словарь
  27. кант иммануилнемецкий философ рационалист. Идеи Бога свободы бессмертия недоказуемые теоретически являются по Канту постулатами практического разума необходимой предпосылкой нравствен...Философия политики - словарь персоналий
  28. кант иммануилосновоположник немецкой классической философии оказавший значительное влияние на творчество Булгакова особенно в романе Мастер и Маргарита. К. родился апреля г. в столи...Энциклопедия Булгакова
  29. кант, иммануилКАНТ ИММАНУИЛKant Immanuel выдающийся немецкий философ. Родился апреля в Книгсберге Восточная Пруссия где прожил всю жизнь. Отец его был шорником в семье царил дух пие...Энциклопедия Кольера II
  30. кант иммануилнемецкий философ идеолог либерализма как идейных взглядов буржуа. Свободная воля считал К. одновременно является и моральным законодателем установителем и добровольным ис...Юридическая энциклопедия