Российская педагогическая энциклопедия

ИНДИЯ

(India), Республика Индия, гос-во в . Юж. Азии. Пл. 3287,6 тыс. км2. Нас. св. 800 млн. чел. (1989, оценка). И.— многонац. гос-во. Офиц. языки — хинди и английский. Столица — Дели. История развития образования в И. уходит в глубокую древность (см. в ст. Древний Восток). С 8 в. в связи с распространением буддизма начали появляться высш. школы при буддистских монастырях и т. н. общинные школы при деревенских храмах, в к-рых дети обучались чтению, письму на местных языках и счёту. С кон. 12 в. в мусульм. регионах при мечетях действовали нач. школы, где учили гл. обр. чтению Корана, иногда счёту; открывались и медресе, в программу к-рых входили курсы мусульм. права, араб. философии, медицины и др. С сер. 18 в. (после прихода англ. колонизаторов) до нач. 19 в. были открыты лишь 2 религ. высших уч. заведения — медресе в Калькутте (1781) и индуистский колледж в Бенаресе (Варанаси; 1792). Согласно закону 1813 колон. администрация начала открывать школу европ. типа для подготовки служащих местного управленч. аппарата, доступ в к-рые был открыт для детей знати. Обучение велось на англ. языке. Открывались также ср. школы и колледжи. Сторонников англ. системы образования поддерживали офиц. власти, предписывавшие все средства на образование затрачивать на субсидирование уч. заведений с преподаванием на англ. языке. Давать субсидии местным школам было запрещено. Лицам, знающим англ. яз., отдавалось предпочтение при поступлении на службу. В 1854 в связи с недовольством населения политикой англичан был издан закон Вуда. Согласно ему в каждой провинции учреждался департамент нар. образования, к-рый открывал нач. школы с обучением на родных языках, гл. обр. в городах и пригородных насел, пунктах. Вводилась система субсидирования частных ср. школ. В 1901 грамотных было 5,3%. В соответствии с законом Вуда были открыты первые в И. ун-ты — Калькуттский, Бомбейский и Мад-расский (все в 1857). В 1918—30 в каждом штате был принят закон об обязат. обучении детей с 6 до 14 лет, увеличились ассигнования на образование, возросло число нач. школ и учащихся в них. В 1919 реформами Монтегю — Челмсфорда были распределены адм. функции между центр. пр-вом и пр-вами провинций, к-рые возглавлялись министрами из числа индийцев. Нач. и часть ср. образования передавалось в ведение инд. министров. Однако они не располагали необходимыми финанс. средствами. Грамотность среди всего населения в стране в 1921 составляла лишь 7%, в 1931— 9,3%; 2/з детей, посещавших школы, получали образование на уровне 1-го класса, оканчивала школу лишь Vs часть детей. Накануне получения независимости И. единой для всей страны системы образования не было, в 1946 на всех уровнях обучалось 18,24 млн. чел. (из 296,1 млн. чел. населения). После провозглашения независимости (1947) одобрен Закон об обязат. обучении детей в возрасте 6—14 лет. Оно рассматривалось как гл. принцип образоват. политики суверенного гос-ва. В Конституции И. (вступила в силу в янв. 1950) было провозглашено равенство всех граждан И. на получение образования независимо от кастовой, расовой и нац. принадлежности, пола, отношения к религии, имуществ. и социального положения. Провозглашена свобода выбора языка обучения. Для скорейшей перестройки шк. системы был принят план т. н. основного образования (см. раздел Педагогическая наука и педагогические научные учреждения), к-рое давало бы ученикам вместе с общеобразоват. знаниями практич. навыки в труде. К 1961 20% нач. школ сел. местности были преобразованы в основные, к-рые делились на 5-летние младшие для детей с 6 до 11 лет и 3-летние старшие для детей 11 — 14 лет. По их окончании дети могли идти работать или поступить в средние школы. В 1964 была создана гос. комиссия, определившая важнейшие задачи в области просвещения. К 1970 большая часть нач. и неполных ср. школ стали государственными; в них обучалось (соответственно) 80,9% и 51,3% уч-ся. 31,5% уч-ся полных ср. школ занималось в гос. уч. заведениях. Учащиеся частных полных ср. школ получали гос. субсидии. Центр. пр-вом и пр-вами штатов для организации образования среди низших каст и отсталых племён предусматривались бесплатное образование на всех ступенях, финансовая помощь в покупке учебников, предоставление общежитии, по мере необходимости — стипендии. Трудность организации образования среди отсталых племён состоит в том, что многие из них говорят на диалектах, к-рые не имеют письменности. Особой задачей стало создание учебников на языках и диалектах племён и соответствующая подготовка учителей. В масштабе страны проводится работа по замене англ. языка индийскими. Составляются словари, грамматики, издаются учебники и уч. лит-ра. Разрабатывается науч. терминология. Для ликвидации неграмотности среди взрослого населения были созданы спец. классы и центры для обучения взрослых. В нач. 80-х гг. умению читать и писать обучилось 5,5 млн. взрослого населения И. Принятая в 1968 и несколько модернизированная в 1985 нац. программа в области образования поставила задачу добиться к 1990 охвата бесплатным шк. образованием всех детей до И лет, к 1995— до 14 лет, повысить качество образования, расширить систему проф.-тех. и ср. спец. образования (самое слабое звено в системе образования страны). Число школьников выросло с 73 млн. чел. в 1968 до 126 млн. чел. в 1986, число школ соответственно с 518 тыс. до 610 тыс. В 1990 св. 51% населения (15 лет и старше) оставалось неграмотным. Современная система образоваяия унифицирована, но в отд. штатах имеются свои отличия. С 1985/86 уч. г. в большинстве штатов вводится следующая шк. система: 5-летняя нач. школа (для детей с 6 до И лет, в нек-рых штатах — с 5 лет), 3-летняя неполная средняя (6—8-е кл.; завершает обязат. обучение), 2-летняя высшая ср. школа (9—10-е кл.; готовит к поступлению в ун-т). Имеются разл. проф. школы и вузы. Управление системой образования децентрализовано и отнесено к компетенции отд. штатов И. Органы управления образованием штатов контролируют содержание обучения как в гос., так и в частных школах, разрабатывают уч. планы и программы. Техн. образованием руководит Всеинд. совет по техн. образованию. Финансирование гос. ср. и частично нач. школ производится за счёт штата, причём ок. 40% расходов на ср. образование покрывается из платы за обучение. Вузы находятся в ведении штатов (за исключением неск. ун-тов), финансируются за счёт платы за обучен,ie и спец. гос. субсидий. На нужды образования в 1987 выделено 3,2% ВНП и 8,5% бюджетных расходов. Дошкольное воспитание детей 3—5 лет развито слабо и в основном находится в частных руках. В крупных городах имеются дет. сады, школы для малышей, а также группы дошкольников при нач. школах, к-рые выполняют роль подготовит, классов. Число дошк. учреждений растёт, т. к. их стало создавать пр-во для детей рабочих в крупных пром. центрах. В 1989 в дошк. учреждениях было ок. 1353 тыс. детей. Общее образование. Нач. школа—5-летняя, кроме шт. Махараштра, где она 7-летняя, а также штатов Ассам, Нагаленд и Манипур, в к-рых 2и 3-летняя нач. школа имеет два подготовит, класса. Обучение в гос. начальных школах осуществляется на родных яз. учащихся (бесплатное); в частных — в основном на англ. яз. (гл. обр. платное). Осн. предметы: родной яз., ручной труд, ремёсла (характерные для конкретной терр. И.), доступные учащимся, в программу входят также арифметика, история, география, физич. культура и игры, естествознание; хинди (гос. яз.), пение, музыка, танцы. Религия в гос. школах не преподаётся. В 1989 действовало 550,7 тыс. начальных школ с 97,3 млн. уч-ся; пед. персонал составил 1,6 млн. чел. В школах значительны отсев. и второгодничество. Из каждых 100 детей, поступивших в 1-й кл., лишь ок. 50 доходят до 5-го кл. Особенно большой отсев. в сел. местности, где сохраняется традиц. мнение о необязат. обучении девочек. Из-за второгодничества подготовка одного ученика нач. школы Индии в 70-х гг. обходилась в 2 раза дороже запланированной суммы. Выпускники нач. школы продолжают образование в 3-летней неполной ср. школе или поступают в 1—3-летние низшие проф. уч-ща (большинство к-рых являются тупиковыми). Обучение в гос. неполных ср. школах И. (за исключением штатов Орисса, Уттар-Прадеш и Зап. Бенгалия) бесплатное, осуществляется на родном языке. Уч. планы включают ремёсла, языки (родной или региональный, хинди и английский), математику, обществ. науки (история, география), естеств. науки (естествознание, биология, физика и химия), иск-во (музыка, танцы, рисование), физич. культуру. Контингент учащихся увеличился с 3,1 млн. (12,7% всех детей в возрасте 11—14 лет) в 1950 до 86,6 млн. (53,2%) в 1986. Охват детей нач. и неполной ср. школой превысил 272 млн. чел. в 1986, что составило 77,9% возрастной группы детей 6—14 лет. На этой ступени также наблюдается большой отсев. учащихся (из 100 поступающих детей только 25 доходят до 8-го кл.). Учащиеся, успешно сдавшие экзамены за 8-й к л., могут продолжать обучение (всего 4 года) в средней (полной или высшей) школе или поступить в одно из проф. уч. заведений. В 1989 почти в 60 тыс. общеобразоват. ср. школ насчитывалось 52,1 млн. уч-ся, в т. ч. св. 16 млн. в полных средних; пед. персонал составил св. 2 млн. чел. Гос. полная ср. школа в 11 штатах и союзных территориях бесплатная, в остальных — платная. В шт. Гуджарат, Мадхья-Пра-деш, Манипур, Орисса, Раджастхан, Трипура и Уттар-Прадеш девочкам предоставлено право на бесплатное обучение в полных ср. школах. Уч. предметы подразделяются на обязательные (общеобразовательные) и по выбору (специальные). Обязательные: родной язык или региональный, лит-ра хинди, англ. яз., математика, физика, естествознание, история, психология, а также гигиена, ремёсла, физич. культура. Дисциплины по выбору объединены в циклы естеств. наук, гуманитарный, технический, с. х-ва, коммерческий, иск-ва и домоводства. Программа включает также прикладные дисциплины: ткачество, рукоделие, гончарное дело, выделка кож и др. На общеобразоват. дисциплины отводится 62% уч. времени (из них 43% — на язык), на специальные — 36%. Успешно сдав экзамены за курс полной средней школы, учащиеся получают свидетельство об её окончании, к-рое даёт им право поступления в отраслевой вуз. Для поступления в университет необходимо пройти подготовительный курс или окончить высшую среднюю школу. Профессиональное образование дают 3-летние младшие технические и 2-летние индустриальные уч-ща и школы (на базе 8-го кл. неполной ср. школы), ср. техн. уч. заведения, а также система разл. курсов по подготовке кадров для пром-сти и с. х-ва. Существует также ок. 200 тыс. уч-щ инд. музыки и танца, изящных иск-в, домашнего х-ва, где занимается ок. 2 млн. уч-ся. Проф. подготовка — отстающий участок в системе образования И. Проф. уч-ща, подчинённые разл. отраслевым мин-вам и ведомствам, немногочисленны и не располагают необходимым уч. оборудованием и квалифициров. кадрами. Исключение составляют школы, создаваемые на крупных гос. предприятиях и в частных фирмах. В 1986 в системе проф.-тех. образования получало подготовку ок. 670 тыс. уч-ся. Высшее образование. Совр. система высш. образования представлена ун-тами, колледжами, часть к-рых входит в состав ун-тов, и ин-тами. В стране (1988) 156 вузов, в т. ч. 132 ун-та и 24 ин-та, приравненных к ун-там, и ин-тов нац. значения. Высш. образование платное. Срок обучения 5—6 лет. Ун-ты делятся на 3 типа: ун-ты —организац. центры, к-рые составляют программу обучения, принимают экзамены и присваивают степени выпускникам колледжей, находящихся под их управлением; ун-ты традиц. типа (с ф-тами); ун-ты, состоящие из колледжей, входящих в их состав. В 70-х гг. св. 40% студентов оканчивало гуманитарные ф-ты, хотя ежегодно ок. 50 тыс. из них не имеет возможности получить работу. Крупнейшие ун-ты (1989): Калькуттский (13 колледжей, св. 235,1 тыс. студентов), Бомбейский (9 ф-тов, 162 тыс. студентов), Мадрасский (9 ф-тов, 87 тыс. студентов), Делийский (осн. в 1922; 12 ф-тов, ок. 128,7 тыс. студентов). Крупнейшие техн. ин-ты: Кхарагпур-ский, Бомбейский (построен с помощью СССР), Мадрасский, Канпурский. Кроме уч. работы на них возложена организация переподготовки инж. кадров и науч. работы по современным проблемам техники. За 1951—77 число вузов увеличилось с 840 до 8500, а число студентов возросло с 262,5 тыс. до 3 млн. 216 тыс. чел. Ассигнования на высш. школу увеличивались меньшими темпами (к 80-м гг.— ок. Vs всех расходов на образование). В 1989 в вузах насчитывалось ок. 5 млн. студентов. В 1985 принято спец. решение о создании т. н. открытых ун-тов, представляющих собой своеобразную форму заочного обучения. Их особенность — полная свобода обучения, необязательная сдача экзаменов и защита дипломов, крайне либеральная и довольно низкая по уровню система тестов при поступлении. И. оказывает большую помощь др. развивающимся странам в подготовке кадров. В 70—80-х гг. число обучавшихся в И. иностр. студентов превышало 20 тыс. Образование взрослых. Мероприятия по образованию взрослых (программа социального образования) включают обучение грамоте, правилам гигиены и здоровья, выработку трудовых умений и навыков и т. д. наиб. распространённым типом уч. заведения для взрослых являются центры и классы социального образования. В нач. 70-х гг. было ок. 50 тыс. таких уч. заведений, в них ежегодно обучалось ок. 1200 тыс. чел. Имеются также нар. колледжи для сел. жителей со сроком обучения от полугода до года, в к-рые принимаются лица с 18 до 35 лет, работающие в своём х-ве. В течение первой половины дня каждый уч-ся изучает сел. х-во или ремесло, в течение второй — региональный язык хинди и лит-ру на нём, курс истории И., граждановедение. Педагогическое образование. Учителей для нач. школ готовят 2-летние пед. уч-ща на базе неполной ср. школы, а также пед. отделения полных ср. школ; для неполной ср. школы — 2-летние пед. уч-ща и промежуточные пед. колледжи на базе полной или высш. ср. школы, для полной ср. школы — одногодичные пед. колледжи (на базе 3-летнего обучения в ун-те), 4-летние пед. колледжи (на базе высш. ср. школы), а также пед. ф-ты ун-тов. Обучение в пед. колледжах платное и ведётся, как правило, на англ. яз. Большая часть их входит в состав ун-тов. В сер. 80-х гг. в системе подготовки учителей ежегодно насчитывалось св. 15 тыс. чел. Педагогическая наука и педагогические научные учреждения. В кон. 18 в. в мадрасской школе англ. педагогом и священником А. Беллом была впервые применена система взаимного обучения (см. Белл-Ланкастерская система). Прогрессивные обществ. деятели страны выступали за демократизацию образования, за светскую школу и обучение на родном языке. К их числу принадлежал просветитель и писатель Р. М. Рой, к-рый в 1816 основал первое в И. высш. уч. заведение нового типа (хинду колледж), требовал распространения светского образования среди индийцев, введения в уч. курсах всех школ естеств. наук. В 1830 им организовано об-во Бра-мо самадх, ставившее целью распространение образования. Особо острой проблемой в стране было положение женщин и жен. образование. Представители инд. интеллигенции (М. Г. Ранаде, А. Са-расвати и др.) резко выступали против ранних браков, наносивших вред здоровью девочек, содействовали распространению жен. образования. Работая в Бомбейском ун-те, Ранаде добился включения в его уч. план родного языка. Сарасвати основал в 1875 просветительское об-во Арья самадж, создал колледж, в к-ром преподавались совр. гуманитарные и естеств.-науч. дисциплины. Один из руководителей инд. нац. движения, учитель и учёный Б. Тилак и его соратники открыли в 1880 в г. Пуна независимую от офиц. англ. учреждений ср. школу. Её преподаватели издавали 2 печатных органа «Махратпа» и «Кесари», сыгравших важную роль в пропаганде нац.-освободит. идей. Проф. истории и политэкономии колледжа им. Фер-гюсона в г. Пуна Г. К. Гокхале разработал проект введения обязат. обучения, к-рый был отвергнут англ. большинством законодат. собрания. Писатель Р. Тагор критиковал шк. образование колон. Индии, основал в 1901 близ Калькутты школу нового типа Шантиникетон (позднее преобразована в университетский и культурный центр. сыгравший большую роль в подготовке инд. интеллигенции). В кон. 30-х гг. М. К. Ганди выступил с проектом коренной перестройки нач. образования. Его план «основного образования» был разработан на ведущей идее «учение через труд» (learning by doing). Предусматривалось получение всеми детьми 7—14 лет бесплатного образования на родном языке; продукты с.-х., ткацкого, прядильного, гончарного и др. труда учеников должны в основном покрывать расходы на образование. Идеи осн. образования, одобренные партией Инд. нац. конгресс, начали осуществляться на практике в небольших р-нах. Для исследований в области осн. образования в 1956 организован Нац. ин-т осн. образования, к-рый издаёт (на хинди и англ. яз.) ежеквартальный журн. «Бунияди Талим». В 1949 была создана комиссия по университетскому образованию, к-рую возглавил С. Радхакришнан. Рекомендации её легли в основу совершенствования системы высш. образования, в первую очередь в области педагогики и техн. наук. Совр. деятели инд. системы образования Дж. П. Найк, К. Л. Шримали, А. Мал-колм, Саламатумах, С. Р. Рой и др. осн. внимание уделяют проблемам развития ср. школы, планированию нац. образования. Разрабатываются также вопросы подготовки нац. пед. кадров. Н.-и. работа в области педагогики ведётся на пед. ф-тах ун-тов, на кафедрах педагогики и психологии. наиб. крупными пед. центрами являются Н.-и. ин-т планирования образования и Совет по науч. пед. исследованиям и подготовке кадров. Крупнейшие пед. журналы — «Education Annual» («Пед. ежегодник»), «Indian Journal of Adult Education» («Инд. журнал образования взрослых»). Лит.: Смирнов А. Г., Развитие образования в Индии: достижения и проблемы, СП, 1982, № 5; Ш и p и н с к и и А. Е., Проблемы образования в развивающихся странах, М., 1985; S i n g h R. Р., Democra-tization of education in India (Special refe-rence to primary education), P., 1980.

  1. индияИндия субконтинент на юге Азии. Северозапад И. был завоеван Дарием I и присоединен к Персидскому царству. В Есф И. упоминается как самая вост. часть Персидской империи ...Библейская энциклопедия Брокгауза
  2. индияпо евр. Ходду встречается только в книге Есфирь и обозначает границу Персидского царства которое на западе распространялось до Ефиопии. Думают что здесь говорится о стр...Библейский энциклопедический словарь
  3. индияЕсф. Есф. . В свящ. Писании Ветхого Завета об Индии и Индийцах вообще упоминается очень мало. Во Езд. например границы стран подвластных царю Дарию определяются следующи...Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора
  4. индияИндия Есф. Есф. повидимому северозападная часть нынешней Индии граничившая с тогдашней Персией. страна...Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора
  5. индиягосударство в Южной Азии. Расположено на полуострове Индостан в бассейне Индийского океана. Столица г. НьюДели. Индия страна с богатейшими природными условиями Тибет Га...Большая актуальная политическая энциклопедия
  6. индияна языке хинди Бхарат официальное название Республика Индия. I. Общие сведенияstrong И. государство в Южной Азии в бассейне Индийского океана. И. находится на важнейши...Большая Советская энциклопедия II
  7. индияIndia Итальянорусский словарь. Синонимы страна...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  8. индияIndien n s страна...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  9. индияIndia...Большой русско-испанский словарь
  10. индияимя собств. сущ. жен. родандяот словаem индий сущ. муж. рода только ед. ч. хим.мягкий белый легкоплавкий металлндй...Большой русско-украинский словарь
  11. индияInde f Union indienne...Большой русско-французский словарь
  12. индияIndia Республика Индия с госво на юге Азии. Независимость провозглашена в . До колония Брит. Индия. Провозглашение независимости отмечено вып. памятных марок с надпи...Большой филателистический словарь
  13. индияInde f Union indienne страна...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  14. индияИНДИЯ на языке хинди Бхарат республика Индия государство в Юж. Индии. млн. кмampsup. население млн. человек . Индия многонациональное государство наиболее многочислен...Большой Энциклопедический словарь V
  15. индияИНДИЯ. См. Британская Индия....Военная энциклопедия (1911-1915)
  16. индияНаселение млрд чел. Военный бюджет млрд долл. . Регулярные ВС млн тыс. чел. Резерв тыс. чел. в т.ч. СВ тыс. ВВС тыс. ВМС тыс. территориальные войска тыс. Воениз...Вооруженные силы зарубежных стран
  17. индияИндия Республика Индия госвоem в Юж. Азии. Др.инд. название Sindhus от названия реки Синдху совр. традиц.em Инд. От него авест.em др.перс. Hindu далее др.греч. и латин.em...Географическая энциклопедия
  18. индияна яз. хинди Бхарат Республика Индия госво в Юж. Азии в басс. Индийского ок. Входит в состав Содружества брит. Пл. млн. кмsup. Нас. млн. чел. дек. оценка. Столица Д...Геологическая энциклопедия
  19. индияИНДИЯ на яз. хинди Бхарат Республика Индия госво в Юж. Азии к Ю. от Гималаев. Пл. млн. кмsup включая Лаккадивские Андаманские и Никобарские ова. Нас. св. млн. ч. . Сто...Демографический энциклопедический словарь
  20. индияпервонач. земля на Индеem. Первые сведения об И. греки получ. благодаря контактам с Перс. царством границы крого при Кире II и Дарии I расширились вплоть до Инда. Скилак ...Древний мир. Энциклопедический словарь
  21. индияпервонач. земля на Инде. Первые сведения об И. греки получ. благодаря контактам с Перс. царством границы крого при Кире II и Дарии I расширились вплоть до Инда. Скилак из...Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах
  22. индияИндия. Калькутта.ИНДИЯ Республика Индия государство в Южной Азии на полуострове Индостан омывается Индийским океаном Аравийским морем и Бенгальским заливом. Площадь млн....Иллюстрированный энциклопедический словарь
  23. индияИндия Республика Индия государство в Южной Азии на полуострове Индостан. Плошадь млн. км. Население млн. чел. Столица Дели.Синонимы страна...Исторический словарь
  24. индияул. Воронцово Поле тел. факс Консульский отдел тел. Торговое представительство тел....Координаты посольств и консульств в Москве
  25. индияул. Воронцово Поле тел. факс Консульский отдел тел. Торговое представительство тел....Координаты посольств и консульств в Москве
  26. индиякорень ИНДИ окончание Я Основа слова ИНДИВычисленный способ образования слова Бессуфиксальный или другой ИНДИ Я Слово Индия содержит следующие морфемы или части при...Морфемный разбор слова по составу
  27. индияНачальная форма Индия слово обычно не имеет множественного числа единственное число женский род именительный падеж топоним неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  28. индияИндия India большая часть субконтинента Юж. Азии с давних времен населенная племенами дравидов. Обнаруженные памятники индской цивилизации ок. г. до н.э. свидетельства ...Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия. Всемирная история (с 1800 г. и до наших дней)
  29. индияИндияЕсф. Есф. . В свящ. Писании Ветхого Завета об Индии и Индийцах вообще упоминается очень мало. Во Езд. например границы стран подвластных царю Дарию определяются сле...Полная популярная библейская энциклопедия
  30. индияГосударственное устройство Правовая система Общая характеристика Гражданское и смежные с ним отрасли права Уголовное право и процесс Судебная система. Органы контроля Лит...Правовые системы стран мира
  31. индияIndia называлась у древних обширная страна граничившая на севере где тянулись хребты Парапаниса Имая и Емода со Скифией extra Imaum Серикой и страной синов китайцев на...Реальный словарь классических древностей
  32. индияндя ....Російсько-український словник (Українська академія наук)
  33. индиягосударственные языки хинди и английский национальная валюта индийская рупия India...Русско-английский экономический словарь
  34. индияNPR...Русско-армянский словарь
  35. индияндыя...Русско-белорусский словарь
  36. индияндыя жен.i...Русско-белорусский словарь II
  37. индияIndia страна...Русско-венгерский словарь
  38. индияИндия...Русско-греческий словарь (Сальнов)
  39. индияИ страна...Русско-ивритский словарь
  40. индияндстан...Русско-казахский словарь для учащихся и студентов
  41. индияyndРеспублика Индия страна...Русско-китайский словарь
  42. индияndistan...Русско-крымскотатарский словарь
  43. индияИндистан...Русско-крымскотатарский словарь II
  44. индияIndien n....Русско-немецкий словарь
  45. индияIndien...Русско-немецкий словарь по искусству
  46. индияIndia...Русско-нидерландский словарь
  47. индияIndia страна...Русско-норвежский словарь
  48. индия...Русско-персидский словарь
  49. индияIndie...Русско-польский словарь
  50. индиягеогр страна...Русско-португальский словарь
  51. индияИндияBara Hindi Uhindi eд....Русско-суахили словарь
  52. индияHindistanСинонимы страна...Русско-турецкий словарь
  53. индияksem Республика ИндияIntia Intian tasavalta...Русско-финский словарь
  54. индияIndie...Русско-чешский словарь
  55. индия.strong Indien...Русско-шведский словарь
  56. индияIndien...Русско-шведский словарь II
  57. индияпервоначально земля на Инде. Первые сведения об И. греки получили благодаря контактам с Персидским царством границы которого при Кире II и Дарий I расширились вплоть до И...Словарь античности
  58. индияГосударство в Азии...Словарь для разгадывания и составления сканвордов
  59. индияЕе так и не нашел Колумб...Словарь для разгадывания и составления сканвордов
  60. индияиндия сущ. колво синонимов бхарат страна Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы страна...Словарь синонимов II
  61. индияИндия India от р. Инд госво в Юж. Азии б.ч. на пове Индостан. Самоназвание Бхарат от Бхаратаварши страна бхаратов одного из древних арийских племн. Пл. км состоит из ш...Словарь современных географических названий
  62. индияh Индияbig сущ.жен.неод.ед.i вин. Вообще слог и содержание этих записок напоминают о путешествии тверитянина в Индию в XIV столетии.Пр. чрез Армянское духовенство отыска...Словарь языка Грибоедова
  63. индияРеспублика Индия госво на Ю. Азии входит в состав Содружества Commonwealth. Площ. тыс. кмsub. Нас. млн. чел. оценка . Осн. национальности хиндустанцы бихарцы телугу ма...Советская историческая энциклопедия
  64. индияИНДИЯ на языке хинди Бхарат Республика Индия государство в Юж. Индии. млн. км. Население млн. человек . Индия многонациональное государство наиболее многочисленны хин...Современный энциклопедический словарь
  65. индияIndia официальное назв. Республика Индия государство в Южной Азии занимающее бльшую часть Индийского субконтинента пова к Ю. от Гималаев омываемого водами Аравийского мор...Страны и города мира. Словарь
  66. индияРЕСПУБЛИКА ИНДИЯ Государство в Южной Азии. На севере граничит с Афганистаном Китаем Непалом и Бутаном на востоке с Бангладеш и Бирмой Мьянма на западе с Пакистаном. На ...Страны мира
  67. индияRzeczownik индий m Chemiczny ind m Индия Indie Jndie...Универсальный русско-польский словарь
  68. индияИндия на яз. хинди Бхарат Республика Индия государство в Южной Азии. Истоки художественной культуры Индии восходят к возникшим на берегах рек Инд и Ганг древнейшим цивил...Художественная энциклопедия
  69. индияИния Иня Нии Дин Индия Инд...Электронный словарь анаграмм русского языка
  70. индияИндия Названиеi. Так европейцы давно называли богатые страны Южной Азии о которых имели лишь смутные понятия об Индеи богатой упоминают и наши былины. Колумб как известн...Энциклопедический словарь
  71. индияРеспублика Индиягосударство на юге Азии на полуострове Индостан. Независимость провозглашена августа г. хотя до г. сохраняется статус доминиона Великобритании. Член Бр...Энциклопедический словарь конституционного права
  72. индияIstrong Названиеem. Так европейцы давно называли богатые страны Южной Азии о которых имели лишь смутные понятия об Индеи богатой упоминают и наши былины. Колумб как изве...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  73. индияРеспублика Индия на языке хинди Бхарат государство в Южной Азии. Территория Индии на севере простирается в широтном направлении на км в меридиональном на км. Индия ом...Энциклопедия «Города и страны» (сводная)
  74. индияРеспублика Индия на языке хинди Бхарат государство в Южной Азии. Территория Индии на севере простирается в широтном направлении на км в меридиональном на км. Индия ом...Энциклопедия «Города и страны» (сводная)
  75. индияINDIA Десятичная система металлических денег была введена в И. в г. Индийская рупия пайсов. Чеканятся монеты достоинством в и пайсов. Бумажные ден. знаки включ...Энциклопедия банковского дела и финансов 2
  76. индияINDIA Десятичная система металлических денег была введена в И. в г. Индийская рупия пайсов. Чеканятся монеты достоинством в и пайсов. Бумажные ден. знаки включ...Энциклопедия банковского дела и финансов
  77. индияИНДИЯРеспублика Индия на языке хинди Бхарат государство в Южной Азии. Территория Индии на севере простирается в широтном направлении на км а протяженность страны в мери...Энциклопедия Кольера II
  78. индияввиду начального ударения заимств. из зап. языков через ср.в.н. Indien или польск. Indja англ. Indiа из лат. India. В др.русск. было употребительно название Инъдикиа. от...Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
  79. индияИндия Индияввиду начального ударения заимств. из зап. языков через ср.в.н. Indien или польск. Indja англ. Indiа из лат. India. В др.русск. было употребительно название И...Этимологический словарь русского языка (М. Фасмер.)