Художественная энциклопедия

ИНДИЯ

Индия

(на яз. хинди - Бхарат), Республика Индия, государство в Южной Азии. Истоки художественной культуры Индии восходят к возникшим на берегах рек Инд и Ганг древнейшим цивилизациям, памятники которых сохранились и на территории Пакистана. К периоду высокоразвитой Хараппской цивилизации (середина 3-го - примерно середина 2-го тысячелетия до н. э.) относятся крупные города близ современного Сангхола (в районе Патиалы), Калибангана (на территории штата Пенджаб), Лотхала (на полуостроове Катхиявар). Для них характерны регулярная планировка, налаженная система водоснабжения и канализации, многоэтажные постройки из обожжённого кирпича. Найдены расписные керамические сосуды, каменные и терракотовые статуэтки. О культуре Северной Индии середины 2-го - середины 1-го тысячелетия до н. э. позволяют судить литературные источники (веды и др.), а также скульптурные и живописные изображения более поздних времён. Постройки сооружались из дерева, глины и тростника. Их формы и типы (дом, круглый в плане, с полусферическим или коническим покрытием; здание общественных собраний, зального типа, со сводчатым деревянным покрытием и др.) легли в основу каменных храмов и др. сооружений последующих веков. Регулярная планировка была присуща городам Матхура, Паталипутра и др. - центрам образовавшихся в середине 1-го тысячелетия до н. э. рабовладельческих государств. Расселение в них производилось по кварталам, соответственно освящённому брахманизмом делению общества на варны (сословия). Искусство Индии достигло расцвета с образованием мощного рабовладельческого государства Маурья (IV-II вв. до н. э.), впитав в себя влияния культур стран Средиземноморья и Персии. В городах возводились крупные крепостные, дворцовые (дворец царя Ашоки в Паталипутре, III в. до н. э.) комплексы.

Распространение буддизма при царе Ашоке (III в. до н. э.) вызвало массовое строительство храмов-чайтья, монастырей, включавших чайтья и монашеское общежитие - вихара, а также мемориальных сооружений - ступ и столбов-стамбха.К числу наиболее ранних из сохранившихся сооружений этих типов относятся ступа No 1 в Санчи (III-II вв. до н. э.) и комплекс монастырских построек (небольших по размерам и почти лишённых декора), высеченных в горах Барабара (III в. до н. э.). Характерные памятник эпохи Маурья - капитель стамбхи Ашоки из Сарнатха ("Львиная капитель"; около 243 до н. э.) со стилизованными фигурами 4 львов и статуя якшини (богини плодородия) из Дидарганджа (песчаник; вероятно, II в. до н. э.), отличающаяся реалистически трактованными тяжеловесными формами. Во II-I вв. до н. э. наивысшего расцвета искусство Индии достигло в рабовладельческих государствах Андхра в Декане и Шунга на севере Индии. К этому времени относятся крупные скальные монастырские комплексы в Бхадже, Насике, Карли и др. В отделке их развитых интерьеров гораздо шире, чем прежде, применяется скульптура. Наиболее значительное скальное сооружение - чайтья в Карли (I в. до н. э.), отличающаяся особой ясностью тектоники и пространственного решения. Идеей неисчерпаемости, многообразия мира проникнуты многофигурные рельефы на сюжеты преданий о Будде на ограде и воротах-"торана" ступы в Бхархуте (II в. до н. э.) и воротах ступы No 1 в Санчи, установленных в I в. до н. э. По сравнению с плоскими рельефами в Бхархуте рельефы в Санчи более сочные и пластичные. Изысканность форм отличает рельефы ступы Амаравати (II в. до н. э.). В первых веках н. э. северо-западные районы Индии входили в состав Кушанского царства, с которым связан расцвет пластики Гандхары (где впервые появилось антропоморфное изображение Будды) и школы Матхуры. С образованием в северных и центральных районах Индии мощного государства Гуптов (IV-VI вв.) искусство Индии рабовладельческой эпохи вступило в пору последнего расцвета. Развернулось строительство дворцов, монастырей, храмов. Среди сохранившихся памятников - ранние наземные храмы, трактованные как божья обитель, в Санчи (храм No 17, V в.) и других местах. Ядро этих храмов, сложенных из тёсаного камня, составляет кубическое святилище с внутренними помещением для божества и входным портиком. Каноническую, завершённую форму получает в это время изображение Будды (статуя Будды из Сарнатха, песчаник, V в.). Культурное наследие эпохи Гуптов развивалось в раннесредневековых феодальных государствах Декана (Чалукьев, VI-XII вв.; Раштракутов, VIII-X вв.), юга (Паллавов, расцвет в VII в., существовало по IX в.) и севера (Харши, VII в.) Индии. Ещё продолжали строиться ступы, скальные храмы и монастыри, хотя под влиянием господствующих идей индуизма традиционные формы этих сооружений наполнялись новым содержанием. Отживал тип чайтья, а вихара из монастырского общежития превращалась, по существу, в храм. Около VI в. появились скальные брахманские и джайнские храмы, не отличавшиеся по своим формам от буддийских.

Наиболее значительные скальные сооружения этого периода находятся в Аджанте и Эллоре. Аджанта прославилась главным образом стенными росписями буддийских монастырей (II в. до н. э. - VII в. н. э.). Выполненные на сюжеты буддийских преданий, они создают вместе с архитектурой и скульптурой праздничный декоративный ансамбль. Храмовые комплексы Эллоры (между VI-X вв.) известны стенными барельефными композициями с изображениями буддийских и брахманских богов и мифических героев. По сравнению с каноническими фигурами Будды, для которых стали характерны застылость и сухость форм, изображения брахманских богов - пластически сочные, исполненные напряжённой динамики. Величием образов и композиционной смелостью отличаются рельефы и гигантский бюст трёхликого Шивы Махадео в скальном храме на острове Элефанта (VIII в.). В VI-VII вв. определились 2 основных типа наземного храма: северный и южный. Для храмов южного типа характерно возвышающееся над святилищем завершение - "шикхара" в виде ступенчатой пирамиды с ложным куполом, тогда как для северных - шикхара параболических очертаний с диском-"амалака" наверху. Принципы храмовой архитектуры Южной Индии были заложены в храмах Махабалипурама и Канчипурама. В Махабалипураме сохранились уникальные, высеченные из валунов монолитные храмы-"ратхи" - прототипы святилища и надвратной башни-гопурам южно-индийского храма, а также шедевр южно-индийской скульптуры - гигантский многофигурный барельеф "Нисхождение Ганга" (VII в.). В Канчипураме был сооружён храмовый комплекс Кайласанатха (первая половина VIII в.), который лёг в основу развития композиции южно-индийского храма в целом. Его прямоугольный двор, опоясанный изнутри рядами ниш со статуями божеств, включал выделенное шикхарой главное святилище и многоколонный зал для Молящихся - мантапам. Композиция этого комплекса была повторена в одноимённом храме в Эллоре (середина VIII в.). Искусство пластики раннего средневековья достигло вершины в этом высеченном из скалы грандиозном комплексе с монументальными статуями и рельефами, отмеченными острым драматизмом образов, динамикой сложных композиций.

С X-XI вв. с укреплением феодализма в Индии быстро росли города, развёртывалось храмовое строительство. Архитектура храмов становилась более пышной и декоративной, объемно-пространственные композиции более сложными. Скульптура, неразрывно сливающаяся с архитектурой, принимала декоративный характер. В X-XIII вв. в столицах различных государств Индии возник ряд храмов, в которых проявилось своеобразие местных архитектурных школ. Храмы Ориссы, ярко выраженного северного типа (храм Лингараджа в Бхубанешваре), обычно состоят из примыкающих друг к другу отдельных архитектурных объемов (залов для молящихся, исполнения ритуального танца, приношений), среди которых выделяется святилище, увенчанное самой высокой шикхарой. Скульптура Ориссы, украшавшая храмы лишь снаружи, сохраняет монументальность форм и жизненную конкретность изображений (изваяния коней, фигуры танцовщиц у храма бога солнца Шурья в Конараке, середина XIII в.). Для храмов Кхаджурахо, причисляемых к северному типу (Кандарья Махадео, около 1000), характерны компактность композиции, обилие скульптурного убранства как наружных, так и внутренних поверхности стен. В Южной Индии в X-XI в. сооружались храмы (Большой храм (Брахадешвара), в Танджавуре, XI в.), в которых архитектурная композиция, выкристаллизовавшаяся ещё в VIII в. в Канчипураме, получила своё завершение: шикхара обрела чёткость силуэта; декор, сдержанный и пластичный, строго подчинялся архитектонике здания. На юге Индии в X-XII вв. распространилась бронзовая пластика (статуи и статуэтки индуистских божеств).

Завоевание Северной Индии в конце XII - начале XIII вв. мусульманскими феодалами принесло новые для Индии культурные традиции Средней Азии, Ближнего и Среднего Востока; господствующей религией стал ислам. В Индии утвердились иные конструктивные элементы (купола, своды) и типы сооружений (мечети, минареты, медресе, мавзолеи), небывалого расцвета достигло строительство дворцово-крепостных ансамблей. Вместе с тем серьёзный удар был нанесён развитию скульптуры и живописи, так как религиозные требования ислама препятствовали созданию антропоморфных изображений. В декоративно- прикладном искусстве стали развиваться преимущественно растительные и геометрические орнаменты. В период укрепления Делийского султаната (начало XIII - середина XIV вв.) были возведены мечеть Кувват-уль-Ислам с минаретом Кутб-Минар в Дели, а также города с мощными крепостными стенами: Сири, Джаханпанах, Туглакабад и Фирозабад (все - XIV в.; ныне на территории Дели). С распадом Делийского султаната художественные силы страны рассредоточились по отдельным феодальным государствам. В султанате Гуджарат были созданы сооружения, отличающиеся строгой архитектоничностью форм, контрастом гладкой поверхности стен фасада и изящного по рисунку декора (мечеть Сиди-Саид в Ахмадабаде, около 1515). В Бенгалии возникли постройки с применением в декоре резной терракоты (мечеть Адина в Пандуе, около 1360). В государствах Декана в XIV-XVII вв. сооружались здания, сочетавшие в себе инженерные достижения мусульманской архитектуры с местными архитектурными традициями (мавзолей Гол-Гумбаз в Биджапуре). С образованием империи Великих Моголов (1526) искусство Индии переживает новый подъём, достигнув наивысшего расцвета при правителе Акбаре (1556-1605). Были созданы замечательные образцы градостроительства и фортификацного искусства: Агра-форт, город-крепость Фатихпур-Сикри (1569-84), форт в Аджмере (1570). Складывался классический тип центрально-купольного мавзолея, окружённого регулярным садом (мавзолей Хумаюна в Дели). При Шах-Джахане (1627-58) в архитектуре усилилось стремление к роскоши, излюбленным материалом стал мрамор, нередко инкрустированный самоцветами (дворцы и мечети в Агра-форте, Красном форте (Лал-Кила) в Дели). В сдержанных классических формах сооружена лучшая из мечетей XVII в. - Соборная мечеть в Дели. Традиционные формы мавзолея были доведены до совершенства в усыпальнице Тадж-Махал в Агре. Но уже в XVIII в. могольские постройки отмечены чертами безвкусицы. На высоком уровне продолжало развиваться искусство Раджастхана, сохраняя местные традиции. Многовековый опыт каменного крепостного строительства сказался в величественных, органически сливающихся с природой дворцово-крепостных ансамблях (Гвалияра, XVI в.; Датии, XVII в.; Удайпура, XVI-XVIII вв.). Столица Раджастхана Джайпур (основана в 1728) с регулярной планировкой - один из лучших образцов города-ансамбля в мировом градостроительстве. В период господства мусульманских феодалов в Северной Индии традиционная храмовая архитектура и скульптура развивались лишь на крайнем юге, где по-прежнему господствовали брахманские жрецы. Вокруг старых храмов здесь воздвигались новые ограды с квадратными башнями-гопурам, покрытыми скульптурой. С веками количество оград возрастало и храмовый комплекс превращался в крепостной город (храмовые комплексы в Чидамбараме, Мадурай). В средневековый период в Индии получила развитие миниатюрная живопись. Среди ранних школ индийской миниатюры - гуджаратская школа (XI-XVI вв.). Будучи главным образом иллюстрациями религиозных книг, гуджаратские миниатюры отличаются плоскостным изображением человеческих фигур, локальными красками. В XVI в. возникла могольская школа миниатюры, в которой проявилось стремление к достоверности изображения; распространение получили иллюстрирование исторических трактатов, портретный и анималистический жанры. С середины XVI в. развивалась раджпутская школа миниатюры, а позже - школа Пахари. Религиозно-мифические по тематике миниатюры обеих школ отличаются звучным колоритом, изящным линейным ритмом, лирической проникновенностью.

В период английского колониального господства (XVIII в. - 1947) в Индию проникает влияние европейской культуры. Стали быстро расти портовые города Калькутта, Мадрас, Бомбей, где уже с XVII в. англичане воздвигали форты, доки и христианские церкви. Возникли новые города - центры развивающейся промышленности, а с ними и новые для Индии типы сооружений: железнодорожные вокзалы, муниципалитеты. Вновь создаваемые города делились на кварталы: европейские - благоустроенные, с административными зданиями, особняками и парками, и индийские - с хаотической застройкой, состоящей из хижин рабочих и доходных домов. Образец градостроительства колониального периода - Нью-Дели (застраивался с 1912 по 30-е гг.). В XVIII - середине XIX вв. административные, деловые здания, частные резиденции строились в формах английского классицизма, а затем неоготики. В полосу глубокого кризиса в колониальный период вступило изобразительное искусство Индии, постепенно утрачивавшее свои древние традиции. Среди художников второй половины XIX в. широко известен Р. Варма, обратившийся в своих картинах, выполненных в духе западноевропейского академизма, к изображению жизни индийского народа. В последней четверти XIX - начале XX вв., с развитием национально-освободительного движения и пробуждением интереса к национальной культуре, в архитектуре Индии распространилась стилизация под традиционные формы индийского зодчества (университет в Хайдарабаде, 1918). На рубеже XIX-XX вв. группа индийских художников во главе с А. Тагором и искусствоведом Э. Б. Хавеллом положила начало новому течению - "Бенгальскому возрождению", которое ставило своей целью создать на основе старинных традиций индийских росписей и миниатюры, а также китайской и японской живописи новое национальное искусство. Сцены сельской жизни и мифические композиции мастеров "Бенгальского возрождения" Н. Бошу, Ш. Гупто, Ш. Укила и др. отличались лирической тонкостью, игрой стилизованных линий, но были далеки от проблем современной жизни, почему возможности самого "Бенгальского возрождения" оказались быстро исчерпанными. Вместе с тем оно оживило художественную жизнь Индии, пробудило интерес к её культурным традициям и оказало сильное влияние на дальнейшие пути индийского искусства. В 20-х гг. очагом нового течения в искусстве Индии, основывающегося на принципе сочетания традиций индийского искусства и отдельных достижений новейших западных направлений, стал университет Вишва-Бхарати, основан Р. Тагором. В 30-40-х гг. выступили художники А. Шер-Гил (которая в своих произведениях, посвящённых, жизни индийского народа, органически соединила традиции живописи Аджанты и постимпрессионизма) и Дж. Рай (опиравшийся в своём творчестве на традиции бенгальского лубка). В те же годы выступают и крупнейшие представители реалистического направления: живописец А. Бошу, скульптор и живописец Д. Р. Чоудхури, скульптор В. П. Кармаркар, творчество которых с новой силой раскрылось в 50-х гг.

С завоеванием независимости (в 1947-50) в Индии развернулось грандиозное по масштабам строительство, связанное главным образом с индустриализацией страны. В 50-60-х гг. с помощью советских и других иностранных специалистов возводились гидроэнергетические комплексы (Бхакра-Нангал и др.), металлургические комбинаты (в Бхилаи), машиностроительные заводы (в Ранчи). Вокруг крупных производственных предприятий строились посёлки и города (Чандигарх, 1951-56, группа индийских и иностранных архитекторов во главе с Ле Корбюзье). Растут старые города (Дели, Калькутта, Бомбей, Мадрас). Жилые и общественные здания в крупных городах сооружаются в формах современных западноевропейских стилей (главным образом функционализма; банк в Калькутте, 1969, архитектор А. Гупта), а также в стиле, сочетающем традиционные и современные технические приёмы и объёмно- пространственные решения (Институт индологии в Ахмадабаде, 1960-63, архитектор Б. Доши). В изобразительном искусстве независимой Индии существует множество течений. Традиции "Бенгальского возрождения" продолжают художники Б. Укил и др. Реалистическое направление представляют скульптор и живописец С. Кхастгир, график X. Дас и др. Принципа сочетания традиций индийского искусства и европейского XX в. придерживаются в своём творчестве живописцы и графики К. К. Хеббар, Ш. Чавда, С. Мукерджи, С. Гуджрал, скульпторы Ч. Кар, П. Д. Гупта и др. На рубеже 50-60-х гг. в Индии усилились модернистские течения (М. Ф. Хусейн, Ш. Чавда, С. Гуджрал и др.). В декоративно-прикладном искусстве современной Индии интенсивно развиваются многие древнейшие виды кустарного производства: ткачество, резьба по дереву, кости и камню, обработка металла, изготовление лаков, гончарное производство.




Ка Скульптурная граппу храма Кали Деви в Кхаджурахо. Около 1000.рта




Ступа No 1 в Санчи. 3 - 2 вв. до н. э. (ограда 2 в. до н. э., ворота 1 в. до н. э.).




Храм Кандарья Махадо в Кхаджурахо. Около 1000.




Д. Р. Чоудхури. "Когда начинаются дожди". Темпера. 1940-е гг.

Литература:ИСиНМ, т. 2, М., 1965; ВИА, т. 1, 9, 10, 11, Л.-М., 1970-73; Н. Р. Гусева, Современное декоративно-прикладное искусство Индии, М., 1958; её же, Художественные ремесла Индии, М., 1982; А. А. Короцкая, Архитектура Индии раннего средневековья, М., 1964; её же, Сокровища индийского искусства, М., 1966; С. И. Тюляев, Искусство Индии, М., 1968; И. И. Шептунова, Живопись Бенгальского Возрождения, М., 1978; С. И. Потабенко, Изобразительное искусство Индии в новое и новейшее время (конец XVIII - середина XX в.), М., 1981; Brown P., Indian architecture, v. 1-2, Bombay, (1942-43); Kar C., Classical Indian sculpture, L., 1950; Dimand M., Indian miniature painting, Bombay, 1960; Chandra M., Studies in early Indian painting, N. Y., 1974; Ray N., An approach to Indian art, Chandigarth, 1974; Parimoo R., Studies in modern Indian art, New Delhi, 1975; Sivaramamurti C., The art of India, N. Y., 1977; Datta B. K., Introduction to Indian art, Calcutta, 1979; Kapur G., Contemporary Indian artists, New Delhi-(a. o.), 1979; Grover S., The architecture of India. Buddhist and Hindu, New Delhi. 1980; Gray B., The arts of India, Oxf., 1981; Begde Prabhakar V., Forts and palaces of India, New Delhi, 1982.
(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)

Синонимы:
страна


  1. индияИндия субконтинент на юге Азии. Северозапад И. был завоеван Дарием I и присоединен к Персидскому царству. В Есф И. упоминается как самая вост. часть Персидской империи ...Библейская энциклопедия Брокгауза
  2. индияпо евр. Ходду встречается только в книге Есфирь и обозначает границу Персидского царства которое на западе распространялось до Ефиопии. Думают что здесь говорится о стр...Библейский энциклопедический словарь
  3. индияЕсф. Есф. . В свящ. Писании Ветхого Завета об Индии и Индийцах вообще упоминается очень мало. Во Езд. например границы стран подвластных царю Дарию определяются следующи...Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора
  4. индияИндия Есф. Есф. повидимому северозападная часть нынешней Индии граничившая с тогдашней Персией. страна...Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора
  5. индиягосударство в Южной Азии. Расположено на полуострове Индостан в бассейне Индийского океана. Столица г. НьюДели. Индия страна с богатейшими природными условиями Тибет Га...Большая актуальная политическая энциклопедия
  6. индияна языке хинди Бхарат официальное название Республика Индия. I. Общие сведенияstrong И. государство в Южной Азии в бассейне Индийского океана. И. находится на важнейши...Большая Советская энциклопедия II
  7. индияIndia Итальянорусский словарь. Синонимы страна...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  8. индияIndien n s страна...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  9. индияIndia...Большой русско-испанский словарь
  10. индияимя собств. сущ. жен. родандяот словаem индий сущ. муж. рода только ед. ч. хим.мягкий белый легкоплавкий металлндй...Большой русско-украинский словарь
  11. индияInde f Union indienne...Большой русско-французский словарь
  12. индияIndia Республика Индия с госво на юге Азии. Независимость провозглашена в . До колония Брит. Индия. Провозглашение независимости отмечено вып. памятных марок с надпи...Большой филателистический словарь
  13. индияInde f Union indienne страна...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  14. индияИНДИЯ на языке хинди Бхарат республика Индия государство в Юж. Индии. млн. кмampsup. население млн. человек . Индия многонациональное государство наиболее многочислен...Большой Энциклопедический словарь V
  15. индияИНДИЯ. См. Британская Индия....Военная энциклопедия (1911-1915)
  16. индияНаселение млрд чел. Военный бюджет млрд долл. . Регулярные ВС млн тыс. чел. Резерв тыс. чел. в т.ч. СВ тыс. ВВС тыс. ВМС тыс. территориальные войска тыс. Воениз...Вооруженные силы зарубежных стран
  17. индияИндия Республика Индия госвоem в Юж. Азии. Др.инд. название Sindhus от названия реки Синдху совр. традиц.em Инд. От него авест.em др.перс. Hindu далее др.греч. и латин.em...Географическая энциклопедия
  18. индияна яз. хинди Бхарат Республика Индия госво в Юж. Азии в басс. Индийского ок. Входит в состав Содружества брит. Пл. млн. кмsup. Нас. млн. чел. дек. оценка. Столица Д...Геологическая энциклопедия
  19. индияИНДИЯ на яз. хинди Бхарат Республика Индия госво в Юж. Азии к Ю. от Гималаев. Пл. млн. кмsup включая Лаккадивские Андаманские и Никобарские ова. Нас. св. млн. ч. . Сто...Демографический энциклопедический словарь
  20. индияпервонач. земля на Индеem. Первые сведения об И. греки получ. благодаря контактам с Перс. царством границы крого при Кире II и Дарии I расширились вплоть до Инда. Скилак ...Древний мир. Энциклопедический словарь
  21. индияпервонач. земля на Инде. Первые сведения об И. греки получ. благодаря контактам с Перс. царством границы крого при Кире II и Дарии I расширились вплоть до Инда. Скилак из...Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах
  22. индияИндия. Калькутта.ИНДИЯ Республика Индия государство в Южной Азии на полуострове Индостан омывается Индийским океаном Аравийским морем и Бенгальским заливом. Площадь млн....Иллюстрированный энциклопедический словарь
  23. индияИндия Республика Индия государство в Южной Азии на полуострове Индостан. Плошадь млн. км. Население млн. чел. Столица Дели.Синонимы страна...Исторический словарь
  24. индияул. Воронцово Поле тел. факс Консульский отдел тел. Торговое представительство тел....Координаты посольств и консульств в Москве
  25. индияул. Воронцово Поле тел. факс Консульский отдел тел. Торговое представительство тел....Координаты посольств и консульств в Москве
  26. индиякорень ИНДИ окончание Я Основа слова ИНДИВычисленный способ образования слова Бессуфиксальный или другой ИНДИ Я Слово Индия содержит следующие морфемы или части при...Морфемный разбор слова по составу
  27. индияНачальная форма Индия слово обычно не имеет множественного числа единственное число женский род именительный падеж топоним неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  28. индияИндия India большая часть субконтинента Юж. Азии с давних времен населенная племенами дравидов. Обнаруженные памятники индской цивилизации ок. г. до н.э. свидетельства ...Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия. Всемирная история (с 1800 г. и до наших дней)
  29. индияИндияЕсф. Есф. . В свящ. Писании Ветхого Завета об Индии и Индийцах вообще упоминается очень мало. Во Езд. например границы стран подвластных царю Дарию определяются сле...Полная популярная библейская энциклопедия
  30. индияГосударственное устройство Правовая система Общая характеристика Гражданское и смежные с ним отрасли права Уголовное право и процесс Судебная система. Органы контроля Лит...Правовые системы стран мира
  31. индияIndia называлась у древних обширная страна граничившая на севере где тянулись хребты Парапаниса Имая и Емода со Скифией extra Imaum Серикой и страной синов китайцев на...Реальный словарь классических древностей
  32. индияндя ....Російсько-український словник (Українська академія наук)
  33. индияIndia Республика Индия госво в . Юж. Азии. Пл. тыс. км. Нас. св. млн. чел. оценка. И. многонац. госво. Офиц. языки хинди и английский. Столица Дели. История развития...Российская педагогическая энциклопедия
  34. индиягосударственные языки хинди и английский национальная валюта индийская рупия India...Русско-английский экономический словарь
  35. индияNPR...Русско-армянский словарь
  36. индияндыя...Русско-белорусский словарь
  37. индияндыя жен.i...Русско-белорусский словарь II
  38. индияIndia страна...Русско-венгерский словарь
  39. индияИндия...Русско-греческий словарь (Сальнов)
  40. индияИ страна...Русско-ивритский словарь
  41. индияндстан...Русско-казахский словарь для учащихся и студентов
  42. индияyndРеспублика Индия страна...Русско-китайский словарь
  43. индияndistan...Русско-крымскотатарский словарь
  44. индияИндистан...Русско-крымскотатарский словарь II
  45. индияIndien n....Русско-немецкий словарь
  46. индияIndien...Русско-немецкий словарь по искусству
  47. индияIndia...Русско-нидерландский словарь
  48. индияIndia страна...Русско-норвежский словарь
  49. индия...Русско-персидский словарь
  50. индияIndie...Русско-польский словарь
  51. индиягеогр страна...Русско-португальский словарь
  52. индияИндияBara Hindi Uhindi eд....Русско-суахили словарь
  53. индияHindistanСинонимы страна...Русско-турецкий словарь
  54. индияksem Республика ИндияIntia Intian tasavalta...Русско-финский словарь
  55. индияIndie...Русско-чешский словарь
  56. индия.strong Indien...Русско-шведский словарь
  57. индияIndien...Русско-шведский словарь II
  58. индияпервоначально земля на Инде. Первые сведения об И. греки получили благодаря контактам с Персидским царством границы которого при Кире II и Дарий I расширились вплоть до И...Словарь античности
  59. индияГосударство в Азии...Словарь для разгадывания и составления сканвордов
  60. индияЕе так и не нашел Колумб...Словарь для разгадывания и составления сканвордов
  61. индияиндия сущ. колво синонимов бхарат страна Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы страна...Словарь синонимов II
  62. индияИндия India от р. Инд госво в Юж. Азии б.ч. на пове Индостан. Самоназвание Бхарат от Бхаратаварши страна бхаратов одного из древних арийских племн. Пл. км состоит из ш...Словарь современных географических названий
  63. индияh Индияbig сущ.жен.неод.ед.i вин. Вообще слог и содержание этих записок напоминают о путешествии тверитянина в Индию в XIV столетии.Пр. чрез Армянское духовенство отыска...Словарь языка Грибоедова
  64. индияРеспублика Индия госво на Ю. Азии входит в состав Содружества Commonwealth. Площ. тыс. кмsub. Нас. млн. чел. оценка . Осн. национальности хиндустанцы бихарцы телугу ма...Советская историческая энциклопедия
  65. индияИНДИЯ на языке хинди Бхарат Республика Индия государство в Юж. Индии. млн. км. Население млн. человек . Индия многонациональное государство наиболее многочисленны хин...Современный энциклопедический словарь
  66. индияIndia официальное назв. Республика Индия государство в Южной Азии занимающее бльшую часть Индийского субконтинента пова к Ю. от Гималаев омываемого водами Аравийского мор...Страны и города мира. Словарь
  67. индияРЕСПУБЛИКА ИНДИЯ Государство в Южной Азии. На севере граничит с Афганистаном Китаем Непалом и Бутаном на востоке с Бангладеш и Бирмой Мьянма на западе с Пакистаном. На ...Страны мира
  68. индияRzeczownik индий m Chemiczny ind m Индия Indie Jndie...Универсальный русско-польский словарь
  69. индияИния Иня Нии Дин Индия Инд...Электронный словарь анаграмм русского языка
  70. индияИндия Названиеi. Так европейцы давно называли богатые страны Южной Азии о которых имели лишь смутные понятия об Индеи богатой упоминают и наши былины. Колумб как известн...Энциклопедический словарь
  71. индияРеспублика Индиягосударство на юге Азии на полуострове Индостан. Независимость провозглашена августа г. хотя до г. сохраняется статус доминиона Великобритании. Член Бр...Энциклопедический словарь конституционного права
  72. индияIstrong Названиеem. Так европейцы давно называли богатые страны Южной Азии о которых имели лишь смутные понятия об Индеи богатой упоминают и наши былины. Колумб как изве...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  73. индияРеспублика Индия на языке хинди Бхарат государство в Южной Азии. Территория Индии на севере простирается в широтном направлении на км в меридиональном на км. Индия ом...Энциклопедия «Города и страны» (сводная)
  74. индияРеспублика Индия на языке хинди Бхарат государство в Южной Азии. Территория Индии на севере простирается в широтном направлении на км в меридиональном на км. Индия ом...Энциклопедия «Города и страны» (сводная)
  75. индияINDIA Десятичная система металлических денег была введена в И. в г. Индийская рупия пайсов. Чеканятся монеты достоинством в и пайсов. Бумажные ден. знаки включ...Энциклопедия банковского дела и финансов 2
  76. индияINDIA Десятичная система металлических денег была введена в И. в г. Индийская рупия пайсов. Чеканятся монеты достоинством в и пайсов. Бумажные ден. знаки включ...Энциклопедия банковского дела и финансов
  77. индияИНДИЯРеспублика Индия на языке хинди Бхарат государство в Южной Азии. Территория Индии на севере простирается в широтном направлении на км а протяженность страны в мери...Энциклопедия Кольера II
  78. индияввиду начального ударения заимств. из зап. языков через ср.в.н. Indien или польск. Indja англ. Indiа из лат. India. В др.русск. было употребительно название Инъдикиа. от...Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
  79. индияИндия Индияввиду начального ударения заимств. из зап. языков через ср.в.н. Indien или польск. Indja англ. Indiа из лат. India. В др.русск. было употребительно название И...Этимологический словарь русского языка (М. Фасмер.)