Психология развития словарь

ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ

[греч. problema — задача, задание] — организованный педагогом способ активного взаимодействия субъектов образовательного процесса с проблемно представленным содержанием обучения, в ходе которого они приобщаются к объективным противоречиям науки, социальной и профессиональной практики и способам их разрешения, учатся мыслить, вступать в отношения продуктивного общения, творчески усваивать знания. Стержневым понятием П. о. является проблемная ситуация, с помощью которой моделируются условия исследовательской деятельности и развития мышления обучающихся. Особенности мыслительного взаимодействия субъекта учения с познаваемым объектом зависят от характеристик учебного материала и дидактических приемов организации познавательной деятельности, включающей диалогическое общение и взаимодействие педагога и обучающихся. Тем самым принцип проблемности реализуется в П. о. как в содержании учебного материала, так и в процессе его развертывания в учебной деятельности. Первое достигается разработкой системы учебных проблем (иногда их называют проблемными задачами, заданиями), отражающей реальные противоречия науки, практики и самой учебной деятельности; второе — построением П. о. по диалогическому типу, где и педагог, и обучающиеся проявляют личностную, интеллектуальную и социальную активность и инициативу, заинтересованы в суждениях друг друга, дискутируют по поводу предлагаемых вариантов решений. В П. о. осуществляется косвенное управление познавательной деятельностью, в котором участвуют и сами обучающиеся. Средством такого управления служат проблемные и информационные вопросы, заранее заготовленные педагогом или появляющиеся в ходе порождения, анализа и разрешения проблемных ситуаций. Проблемные вопросы как бы направлены в будущее, указывая на существо учебной проблемы и область поиска еще неизвестного учащимся знания, отношения, способа действия; информационные вопросы обращены к прошлому знанию, известному обучающимся и необходимому для понимания проблемной ситуации и включения в процесс ее разрешения. В совместной деятельности с педагогом и соучениками обучающийся не просто перерабатывает и усваивает сообщаемую информацию, он переживает процесс познания как субъективное открытие еще неизвестного ему знания, как постижение и понимание научных фактов, принципов, закономерностей и условий действия и поступка, какличностную ценность, обусловливающую развитие познавательной мотивации, интереса к содержанию учебного предмета. Поскольку проблемные ситуации могут создаваться не только на материале прошлых проблем, имевших место в истории науки и социальной практики, но и в контексте будущей для учащихся ПТУ, студентов техникума или вуза трудовой деятельности, П. о. способствует трансформации познавательной мотивации в профессиональную. Практика показала, что П. о. не оформилось в самостоятельный тип, охватывающий все виды и формы учебной работы, однако обусловило признание и реализацию принципа проблемности как одного из ведущих и необходимых в любом виде развивающего обучения. А.А.Вербицкий

  1. проблемное обучениеСистема педагогических методов и средств обеспечивающих творческое участие обучающихся в усвоении новых знаний формирование творческого мышления и познавательных способно...Адаптивная физическая культура
  2. проблемное обучениеорганизованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно представленным содержанием обучения в ходе крого он приобщается к объективным противоре...Большая психологическая энциклопедия
  3. проблемное обучениеПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ англ. problem education система методов и средств обеспечивающих возможности творческого участия учся в процессе усвоения новых знаний формирование т...Большой психологический словарь
  4. проблемное обучениеобучение основанное на получении учащимися новых знаний и умений с помощью решения теоретических и практических проблем. Существенной характеристикой этого преподавания я...Педагогический словарь по темам
  5. проблемное обучениеобучение при котором преподаватель систематически создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем обеспечивает оптимальное сочет...Педагогический терминологический словарь
  6. проблемное обучениетехнология обучения основанная на использовании активных методов. Ставит своей целью развитие эвристических умений в процессе разрешения проблемных ситуаций которые могут...Профессиональное образование
  7. проблемное обучениеПроблемное обучение система методов и средств обучения основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и упр...Психологический словарь
  8. проблемное обучениеобучение при кром преподаватель систематически создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по решению уч. проблем обеспечивает оптимальное сочетание их...Российская педагогическая энциклопедия
  9. проблемное обучениепроблемалы оыту...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»