Психологические теории и концепции личности

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

(К.Р.Роджерс) Для теории личности Роджерса характерны все осн. положения Г. п., в рамках которой эта теория создана. В качестве осн. движ. силы функционирования личн. рассматривается тенденция к самоактуализации или потребность чел. реализовать свои врожденные потенциальные возможности. Одной из важных особенностей теории Роджерса явл. феноменологич. и холистический подходы. Согласно первому, основой личн. выступает психол. реальность, т. е. субъективный опыт, cooтветственно которому интерпретируется действительность. Согласно второму, человек представляет собой интегрированное целое, несводимое к отд. частям его личности. Фундаментальное понятие теории Роджерса - "Я-концепция", или "Самость", определяемая как гештальт, состоящий из восприятия себя и своих взаимоотношений с др. людьми, а также из ценностей "Я". Я-концепция включает не только восприятие себя реального, но также и представление о себе таком, каким бы человек хотел быть (Я-идеальное). Несмотря на то, что "Я" чел. постоянно меняется в результате опыта, оно всегда сохраняет качества целостного гештальта, т.е. представление чел. о себе самом остается относительно постоянным. В тенденции самоактуализации очень важна потребность чел. в позитивном внимании как со стороны др. людей, так и со стороны себя самого. Потребность в позитивном внимании др. людей делает чел. подверженным влиянию социального одобрения и неодобрения. Потребность в позитивном самоотношении удовлетворяется, если человек находит свой опыт и поведение соответствующими своей Я-концепции. В развитии личности, согласно теории Роджерса, значимым явл. отношение к чел. значимых людей, прежде всего родителей. Если ребенок получает от значимых других полное принятие и уважение (безусловное позитивное внимание), тогда его формирующаяся Я-концепция соответствует всем врожденным потенциальным возможностям. Но если ребенок сталкивается с принятием одних и отклонением др. форм поведения, если позитивное внимание предъявляется с условием, напр.: "Я буду тебя любить, если ты будешь хорошим" (обусловленное позитивное внимание), тогда его Я-концепция будет не вполне соответствовать врожденным потенциальным возможностям, а определяться социумом. Ребенок будет вырабатывать оценочные понятия о том, какие из его действий и поступков достойны уважения и принятия, а какие нет (условия ценности). В ситуации, когда поведение чел. оценивается как недостойное, возникает тревога, которая приводит к защитному вытеснению из сознания или искажению несоответствия между реальным поведением и идеальными образцами. В зависимости от того, какое позитивное внимание испытывал человек в течение жизни, формируется тот или иной тип личн. По Роджерсу, существует два противоположных типа: "полноценно функционирующая личность" и "неприспособленная личность". Первый тип явл. идеальным чел., получившим безусловное позитивное внимание. Его характеризует открытость к переживанию (эмоц. глубина и рефлексивность), экзистенциальный образ жизни (гибкость, адаптируемость, спонтанность, индуктивное мышление), организмич. доверие (интуитивный образ жизни, уверенность в себе, доверие), эмпирич. свобода (субъективное ощущение свободы воли) и креативность (склонность к созданию новых и эффективных идей и вещей). Второй тип соответствует человеку, получившему условное позитивное внимание. Он имеет условия ценности, его Я-концепция не соответствует потенц. возможностям, его поведение отягощено защитными механизмами. Он живет согласно заранее представленному плану, а не экзистенциально, игнорирует свой организм, а не доверяет ему, чувствует себя скорее управляемым, чем свободным, скорее заурядным и конформным, чем творческим. С нарушениями Я-концепции связаны осн. формы психопатологии личн. Так, если переживания чел. не согласуются с его Я-концепцией, он чувствует тревогу,которая не полностью устраняется его психологич. защитами, и происходит развитие невроза . При сильном несоответствии между "Я" и переживаниями защита может оказаться неэффективной и Я-концепция разрушается. В этом случае наблюдаются психотич. нарушения. Для психол. помощи при разл. личност. нарушениях Роджерс разработал метод психотерапии, известный под названиями "недирективная терапия" и "терапия, центрированная на человеке", в которой ключевым фактором конструктивного изменения личн. явл. взаимоотношения между терапевтом и клиентом.

  1. гуманистическая психологияодно из ведущих направлений современной западной преимущественно американской психологии. Зародилась в е годы. Названа гуманистической ибо признает главным предметом личн...Словарь практического психолога
  2. гуманистическая психологиянаправление возникшее в начале х гг. XX века в США и позиционируемое его основоположниками в качестве третьей силы в психологии альтернативной психоанализу и бихевиоризму...Азбука социального психолога-практика
  3. гуманистическая психологияТермин введенный А. Маслоу третья сила движение возникшее как реакция на детерминистскую технократическую экспансию психоанализа с одной стороны и на бихевиоризм с друго...Большая психологическая энциклопедия
  4. гуманистическая психологиянаправление исследований в психологии разработанное рядом авторов в противовес психоанализу и бихевиоризму третья сила после них как называет это направление А.Маслоу . ...Большая энциклопедия по психиатрии
  5. гуманистическая психологияГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ англ. humanistic psychology направление в западной преимущественно амер. психологии предметом изучения которого является целостный человек в е...Большой психологический словарь
  6. гуманистическая психологияот лат.человеческий человечный направление в современной технологии познания человека в рамках которого исследуются возможности реализации личности в обществе ее самоакту...Евразийская мудрость от А до Я
  7. гуманистическая психологияОдно из основных направлений современной психологии. Возникновение данного направления и формулирование его основных принципов связано с именем американского исследовател...Живой словарь бизнес-тренера
  8. гуманистическая психологияряд направлений в современной психологии которые ориентированы прежде всего на изучение смысловых структур человека. В гуманистической психологии в качестве основных пред...Материалы к курсу «Психология личности»
  9. гуманистическая психологияhumanistic psychology одна из психолог школ представители крой выступают против рассмотрения человека в качве объекта исследований и манипуляций. Г.п. делает акцент на со...Народы и культуры. Оксфордская энцкилопедия
  10. гуманистическая психологиянаправление в современной психологии признающее главным своим предметом целостную личность в процессе ее саморазвития. Согласно Г.п. главное в личности ее устремленность...Научно-педагогический глоссарий учителя экономики
  11. гуманистическая психологияГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ направление современной психологии все еще не являющееся строго организованной теоретической системой. Это движение возникло в х как теоретиче...Новейший философский словарь
  12. гуманистическая психологияПодход в психологии разработанный в значительной степени Абрахамом Маслоу который предложил его как третью силу после психоанализа и бихевиоризма. Он считал что психологи...Оксфордский толковый словарь по психологии
  13. гуманистическая психологияПодход в психологии разработанный в значительной степени Абрахамом Маслоу который предложил его как третью силу после психоанализа и бихевиоризма. Он считал что психологи...Оксфордский толковый словарь по психологии
  14. гуманистическая психологияпсихологическое течение в общественной науке изучающее психологию личности как самости как самоценности человеческого существования. Ее задача способствовать расширению ...Основы духовной культуры
  15. гуманистическая психологиянаправление в современной зарубежной гл.о. американской психологии предметом изучения которого служит целостный человек в его высших специфических только для человека про...Педагогический терминологический словарь
  16. гуманистическая психологиянаправление в зарубежной психологиив последнее время бурно развивающееся и у нас в стране признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему кот...Прикладные аспекты современной психологии
  17. гуманистическая психологияГуманистическая психология ряд направлений в современной психологии которые ориентированы прежде всего на изучение смысловых структур человека. В гуманистической психоло...Психологический словарь
  18. гуманистическая психологияСловообразование. Происходит от лат. humanus человечный и греч. psyche душа logos учение. Категория. Ряд направлений в современной психологии. Специфика. Ориентирован...Психологический словарь II
  19. гуманистическая психологияhumanistic psychology. Направление психологии согласно которому люди активно совершают выборы и стремятся к более полному достижению позитивных социальных и личностных це...Психология развития
  20. гуманистическая психологиянаправление в совр. зарубежной гл. обр. амер. психологии признающее своим гл. предметом целостную личность в процессе е саморазвития. Возникла в х гг. в. Ведущие предста...Российская педагогическая энциклопедия
  21. гуманистическая психологияhumanistic psychology...Русско-английский психологический словарь
  22. гуманистическая психологиянаправление в западной преимущественно американской психологии признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему которая представляет собой не ...Словарь по педагогической психологии
  23. гуманистическая психологиясовременное направление зарубежной главным образом американской психологии. Возникло в начале х гг. XX в. как реакция на позитивизм бихевиоризм и эмпиризм в психологии. Н...Словарь справочник по социальной работе