Азбука социального психолога-практика

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

— направление, возникшее в начале 60-х гг. XX века в США и позиционируемое его основоположниками в качестве «третьей силы» в психологии, альтернативной психоанализу и бихевиоризму. В его основе лежит философия экзистенциализма, противопоставлявшая себя внеличностному «объективному» методу научного познания. На ее базе А. Маслоу сформулировал ряд базовых принципов гуманистической психологии. Первый из них — принцип становления — предполагает, что потенциал развития остается неисчерпанным на протяжении всей человеческой жизни — всякий раз по достижении определенной цели открываются новые возможности, имплицитно заложенные в самой личности. В силу этого человек по большому счету независим от внешних условий и свободен в выборе этих возможностей, одновременно неся всю полноту ответственности за их реализацию. Второй принцип — принцип уникальности каждого индивида и человеческой природы — подчеркивает первостепенное значения изучения субъективного опыта конкретной личности как альтернативы поиску общих закономерностей и теоретическим обобщениям аналитических подходов в психологии. В данном аспекте гуманистическая психология смыкается с идеями Г. Олпорта. Кроме того, в этой же логике человек представляет собой совершенно особый вид живых существ, кардинально отличающийся от животных. Следовательно, использование данных, полученных в экспериментах с животными, для объяснения человеческого поведения, как это имеет место в бихевиоризме, совершенно неправомерно. Третий принцип — принцип холизма — провозглашает подход к человеку как к единому целому. С этой точки зрения дифференциация человеческого организма и психики и изучение отдельных компонентов последней (психических процессов, поведенческих актов и т. д.) являются неоправданными и искажающими реальность. Согласно четвертому принципу — принципу позитивного отношения к человеческой природе — все люди по природе своей предрасположены к добродетели и каждому человеку присуще творческое начало. Именно оно, с точки зрения гуманистической психологии, является главной движущей силой личности, а не бессознательные и разрушительные импульсы, как полагал З. Фрейд. Пятый принцип — психологии психического здоровья — обосновывает необходимость концентрации внимания психологов на изучении здорового человека, поскольку, по мнению А. Маслоу, исследование исключительно психической патологии, которым ограничивались представители других школ, может дать только однобокую, «увечную» психологию. Более того, без четких и ясных представлений о психическом здоровье невозможна по-настоящему эффективная терапия психических расстройств. При том, что изложенные принципы, безусловно, отвечают идее гуманизма и действительно позволяют преодолеть механистичность, присущую бихевиоризму, и чрезмерную центрацию на бессознательных процессах ортодоксального фрейдизма, в чистом виде они представляются чересчур идеалистичными и абстрактными. Не случайно, декларируя свою приверженность данным принципам, А. Маслоу сконцентрировался на исследованиях мотивации, в результате которых им была разработана концепция иерархии потребностей. Согласно этой концепции, все потребности человека являются врожденными и могут быть объединены в пять классов, которые, в свою очередь, образуют единую иерархическую систему. Данная структура может быть представлена в виде пирамиды (пирамида Маслоу), в основании которой лежат физиологические потребности (в пище, сне, сексе и т. п.). Вторую ступень пирамиды образуют потребности в безопасности. К ним обычно относятся потребность в стабильности, ясности и предсказуемости ситуации, в защите от болезней, преступных посягательств и т. п. На третьей ступени пирамиды находятся потребности в принадлежности и любви, которые отражают стремление к установлению близких, доверительных и долгосрочных отношений со значимыми другими. Четвертый уровень пирамиды образуют потребности в самоуважении, включающие в себя как собственно самоуважение, так и уважение со стороны других людей. Наконец, на вершине пирамиды располагается потребность в самоактуализации. Под самоактуализацией А. Маслоу понимал стремление индивида к максимальной реализации своего человеческого потенциала в процессе становления. Согласно концепции А. Маслоу, потребности, расположенные «выше», могут быть осознаны и реально стать мотивирующими только при условии удовлетворенности потребностей, расположенных «ниже» (именно эту идею отражает пирамидальная структура — невозможно начать строительство верхних ступеней пирамиды при отсутствии нижних). При этом потребности первых четырех уровней А. Маслоу обозначал как дефицитарную мотивацию (или D-мотивы), т. е. мотивацию, направленную на устранение дефицита, ощущения недостатка чего-либо: пищи, безопасности, внимания и т. д. Потребности пятого уровня он характеризовал как бытийную (B-мотивы, от англ. becoming — становление) или метамотивацию. Она призвана максимально расширить и обогатить жизненный опыт индивида. В отличие от D — мотивации, предполагающей избавление от напряжения за счет устранения дефицита, B — мотивация способствует возникновению напряжений через увеличение числа объектов, вызывающих интерес. Тем самым генерируется энергия, необходимая для самореализации индивида. Концепция иерархии потребностей и разработанные на ее основе психодиагностические методики, в частности «Опросник личностной ориентации (Personal Orientation Inventory — POI) Э. Шострома, нашли широкое применение в социальной психологии, в первую очередь, в таких ее областях, как организационная психология и психология менеджмента. Несмотря на то, что идеи А. Маслоу неоднократно подвергались критике как утопичные и не отвечающие строгим критериям научного познания, они остаются востребованными благодаря их простоте, внутренней логичности и удобству в практическом применении. Наиболее полное отражение принципы гуманистической психологии нашли в творчестве американского психолога К. Роджерса. В отличие от А. Маслоу, он считал, что универсальным мотивом, движущим людьми, является тенденция актуализации. Под ней он понимал стремление максимально развить и реализовать лучшие качества личности, присущие ей с момента рождения, что содержательно близко к потребности в самоактуализации в пирамиде А. Маслоу. Под влиянием тенденции актуализации люди воспринимают переживания, способствующие их личностному развитию (Я-интенсифицирующие) как позитивные и стремятся к ним, одновременно избегая переживаний, субъективно воспринимаемых как препятствие для развития (Я-отрицающие). Такого рода «сортировку» К. Роджерс обозначал как организмический оценочный процесс. В своих работах К. Роджерс жестко постулировал, что единственной подлинной реальностью для индивида, определяющей его поведение, является субъективная интерпретация объектов внешнего мира и предшествующего опыта, а следовательно, исключительно внутренний мир или, иными словами, психическая реальность конкретного человека заслуживает внимания психолога. Исходя из этих соображений, К. Роджерс разработал систему клиент-центрированной терапии, целью которой провозглашалось понимание самовосприятия клиента и помощь ему в воссоединении со своим организмическим оценочным процессом. С точки зрения социальной психологии особый интерес представляет вклад К. Роджерса в разработку Я-концепции. Он также разработал оригинальную концепцию воспитания, основанную на безусловном позитивном внимании, т. е. принятии индивида таким, как он есть, без критики и оговорок как единственном способе не препятствовать актуализации ребенка и не разрушать организмический оценочный процесс. Хотя взгляды К. Роджерса одно время были крайне популярны, его максимализм и идеализм вызывали критику даже у представителей гуманистической психологии. В частности, Р. Мэй отмечал, что ортодоксальные роджерианские психотерапевты оказывались неэффективными в случае проявления клиентами интенсивных негативных эмоций и агрессии. Попытки использования роджерианских идей и подходов в организационном контексте не получили сколько-нибудь широкого распространения, хотя сам К. Роджерс заявлял об успешности шагов, предпринятых им в данном направлении. Если попытаться в целом оценить вклад гуманистического направления в психологическую науку, то безусловного внимания заслуживает попытка его представителей, образно говоря, развернуть психологию лицом к человеку. В этой связи особо следует отметить отказ от психопатологической направленности традиционной психологии и акцент на изучении здоровой личности. Неизменно привлекательными остаются присущий гуманистической психологии оптимизм и относительная простота ее технологий. Это особенно важно в педагогической практике. Вместе с тем гуманистический подход представляется ограниченным с практической точки зрения в силу того, что, будучи эффективным как инструмент развития и самоактуализации здоровых людей, он не дает психологу-практику действенных средств коррекции дисфункциональных процессов как внутриличностностного, так и социально-психологического порядка. Он может служить скорее позитивной общефилософской базой и хорошим практическим дополнением к другим направлениям практической психологии.

  1. гуманистическая психологияодно из ведущих направлений современной западной преимущественно американской психологии. Зародилась в е годы. Названа гуманистической ибо признает главным предметом личн...Словарь практического психолога
  2. гуманистическая психологияТермин введенный А. Маслоу третья сила движение возникшее как реакция на детерминистскую технократическую экспансию психоанализа с одной стороны и на бихевиоризм с друго...Большая психологическая энциклопедия
  3. гуманистическая психологиянаправление исследований в психологии разработанное рядом авторов в противовес психоанализу и бихевиоризму третья сила после них как называет это направление А.Маслоу . ...Большая энциклопедия по психиатрии
  4. гуманистическая психологияГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ англ. humanistic psychology направление в западной преимущественно амер. психологии предметом изучения которого является целостный человек в е...Большой психологический словарь
  5. гуманистическая психологияот лат.человеческий человечный направление в современной технологии познания человека в рамках которого исследуются возможности реализации личности в обществе ее самоакту...Евразийская мудрость от А до Я
  6. гуманистическая психологияОдно из основных направлений современной психологии. Возникновение данного направления и формулирование его основных принципов связано с именем американского исследовател...Живой словарь бизнес-тренера
  7. гуманистическая психологияряд направлений в современной психологии которые ориентированы прежде всего на изучение смысловых структур человека. В гуманистической психологии в качестве основных пред...Материалы к курсу «Психология личности»
  8. гуманистическая психологияhumanistic psychology одна из психолог школ представители крой выступают против рассмотрения человека в качве объекта исследований и манипуляций. Г.п. делает акцент на со...Народы и культуры. Оксфордская энцкилопедия
  9. гуманистическая психологиянаправление в современной психологии признающее главным своим предметом целостную личность в процессе ее саморазвития. Согласно Г.п. главное в личности ее устремленность...Научно-педагогический глоссарий учителя экономики
  10. гуманистическая психологияГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ направление современной психологии все еще не являющееся строго организованной теоретической системой. Это движение возникло в х как теоретиче...Новейший философский словарь
  11. гуманистическая психологияПодход в психологии разработанный в значительной степени Абрахамом Маслоу который предложил его как третью силу после психоанализа и бихевиоризма. Он считал что психологи...Оксфордский толковый словарь по психологии
  12. гуманистическая психологияПодход в психологии разработанный в значительной степени Абрахамом Маслоу который предложил его как третью силу после психоанализа и бихевиоризма. Он считал что психологи...Оксфордский толковый словарь по психологии
  13. гуманистическая психологияпсихологическое течение в общественной науке изучающее психологию личности как самости как самоценности человеческого существования. Ее задача способствовать расширению ...Основы духовной культуры
  14. гуманистическая психологиянаправление в современной зарубежной гл.о. американской психологии предметом изучения которого служит целостный человек в его высших специфических только для человека про...Педагогический терминологический словарь
  15. гуманистическая психологиянаправление в зарубежной психологиив последнее время бурно развивающееся и у нас в стране признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему кот...Прикладные аспекты современной психологии
  16. гуманистическая психологияК.Р.Роджерс Для теории личности Роджерса характерны все осн. положения Г. п. в рамках которой эта теория создана. В качестве осн. движ. силы функционирования личн. рассма...Психологические теории и концепции личности
  17. гуманистическая психологияГуманистическая психология ряд направлений в современной психологии которые ориентированы прежде всего на изучение смысловых структур человека. В гуманистической психоло...Психологический словарь
  18. гуманистическая психологияСловообразование. Происходит от лат. humanus человечный и греч. psyche душа logos учение. Категория. Ряд направлений в современной психологии. Специфика. Ориентирован...Психологический словарь II
  19. гуманистическая психологияhumanistic psychology. Направление психологии согласно которому люди активно совершают выборы и стремятся к более полному достижению позитивных социальных и личностных це...Психология развития
  20. гуманистическая психологиянаправление в совр. зарубежной гл. обр. амер. психологии признающее своим гл. предметом целостную личность в процессе е саморазвития. Возникла в х гг. в. Ведущие предста...Российская педагогическая энциклопедия
  21. гуманистическая психологияhumanistic psychology...Русско-английский психологический словарь
  22. гуманистическая психологиянаправление в западной преимущественно американской психологии признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему которая представляет собой не ...Словарь по педагогической психологии
  23. гуманистическая психологиясовременное направление зарубежной главным образом американской психологии. Возникло в начале х гг. XX в. как реакция на позитивизм бихевиоризм и эмпиризм в психологии. Н...Словарь справочник по социальной работе