Полководцы и флотоводцы России и СССР

КОМАРОВСКИЙ АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ

20 мая 2016 г. исполняется 110 лет со дня рождения советского военачальника, выдающегося военного инженера-строителя, генерала армии (1972), Героя Социалистического Труда (1949), лауреата Ленинской (1968) и Сталинской (1951) премий СССР – А.Н. Комаровского.

Родился он 7 (20) мая 1906 г. в г. Санкт-Петербурге. Его отец, инженер-гидротехник Николай Александрович Комаровский, незадолго до Первой мировой войны перевез семью в г. Череповец, где работал на строительстве шлюзов и плотин Мариинской водной системы. После Февральской революции 1917 г. Временное правительство назначило его начальником Москворецко-Окского округа водных путей сообщения. В последующем семья Комаровских переехала в Москву. В 1923 г. Александр Комаровский окончил Московскую опытно-показательную школу имени Ф. Нансена и поступил в Московский институт инженеров транспорта. Начал работать на стройках еще будучи студентом. В феврале 1928 г. он окончил МИИТ, получив звание инженера путей сообщения, а его дипломный проект «Донская лестница шлюзов Волго-Донского канала» был расценен как серьезная научная работа и оставлен в фундаментальной библиотеке института. Уже тогда обнаружилась уникальная способность Комаровского, находить неожиданные инженерные решения, так пригодившаяся ему в дальнейшем.

Александр Николаевич отказался от предложения поступить в аспирантуру института, считая для себя более важным приобретение практического опыта. Он работал в Московском проектном бюро «Свирьстроя», «Водоканалпроекте», заведовал «Гидробюро» треста «Гидротехстрой» ВСНХ СССР, где стал автором проектов нескольких плотин и гидротехнических сооружений.

15 июня 1931 г. Пленум ЦК ВКП(б) принял постановление о строительстве канала Москва – Волга.


Схема канала Москва – Волга.

Для этого грандиозного строительства подбирались лучшие кадры, и инженер Комаровский был назначен начальником гидротехнического сектора проектного управления строительства канала, заместителем начальника работ Южного (Московского) района канала, затем в 1936 г. – начальником работ Центрального района, а с 1937 г. – начальником и главным инженером Управления эксплуатации канала. В мемуарах Александр Николаевич описывает свои встречи на площадках этого грандиозного строительства с И.В. Сталиным, В.К. Блюхером, А.М. Горьким и многими другими видными деятелями страны.

Комаровский осознавал все сложные реалии времени, в котором он жил и трудился, но при этом был настоящим инженером, не допускавшим никаких компромиссов в решении строительных задач. Так, ему удалось добиться отмены строительства Куйбышевского гидроузла и электростанции уже после того, как масштабная стройка была развернута и начата в непригодном для этого месте. Гидроузел построили значительно позже в другом месте, где он работает до сих пор. За работу на строительстве канала Москва–Волга Комаровский получил свою первую награду – орден Ленина.

В конце 1930-х гг. И.В. Сталин задумал строительство большого океанского флота, для которого требовалось создать систему базирования и в конце 1938 г. Комаровского назначают начальником сектора капитального строительства Народного комиссариата водного транспорта СССР. В том же году он был зачислен в кадровый состав Красной Армии, с присвоением воинского звания военный инженер 1 ранга (что соответствовало званию полковника), а вскоре – бригадный военный инженер. С 1939 по 1941 гг. он работал заместителем народного комиссара Морского флота СССР. На этом посту он руководил проектированием и строительством морских портов и судоремонтных предприятий. Комаровский принимал непосредственное участие в сооружении военно-морских баз и контролировал все работы Наркомстроя СССР по Дальнему Востоку и Северо-Западу страны. Для осуществления этих задач был создан «Главспецгидрострой», руководство которым в декабре 1939 г. было возложено на А.Н. Комаровского.

С началом Великой Отечественной войны А.Н. Комаровского назначают начальником 5-го Управления по строительству оборонительных сооружений Главного управления оборонительных работ НКВД СССР, а в октябре 1941 г. – командующим 5-й саперной армией, отвечавшей за строительство оборонительных сооружений в полосе Южного и Юго-Западного фронтов. По завершении работ на Харьковских рубежах в ноябре 1941 г. он был назначен заместителем начальника Главного управления оборонительного строительства Народного комиссариата обороны СССР, оставаясь при этом и командующим армией. Здесь проявились его решительность и самостоятельность, умение обобщать и применять на практике накопленный инженерный опыт, а также находить оптимальное решение для инженерных задач. Под руководством Комаровского были разработаны проекты сборных железобетонных долговременных огневых точек (ДОТов), при строительстве которых существенно сокращено количество отдельных элементов (с 202 до 152) и объем железобетона (с 15 до 11 кубометров), а также облегченных металлических бронеколпаков, что позволило ускорить и увеличить их производство и значительно укрепить обороноспособность защитников Сталинграда.

В январе 1942 г. Государственный Комитет обороны в связи с острой нехваткой в оборонной промышленности высококачественных сталей для производства танков и других типов вооружения для фронта поручил бригадному военному инженеру А.Н. Комаровскому возглавить «Бакалстрой НКВД СССР», созданный в системе Главуралстроя для строительства завода по переработке руд Бакальского месторождения в Челябинской обл.


Начало строительства завода по переработке руд Бакальского месторождения

Во время строительства этого завода проявились лучшие качества инженера Комаровского: решительность, принципиальность, бережное и внимательное отношение к людям, умение видеть конечные цели и находить оптимальные пути их достижения. В условиях военного времени, проявив мужество, он в нарушение предписаний руководства (заручившись поддержкой куратора стройки от НКВД – заместителя наркома внутренних дел и крупного организатора металлургической промышленности А.П. Завенягина) в первую очередь организовал строительство жилья для трудармейцев, подготовил строительную базу и проложил технические дороги с твердым покрытием. Затратив на подготовительные работы много времени, Комаровский позднее добился на основном строительстве высочайших темпов и выполнил задание ГКО с опережением сроков. 22 февраля 1943 г. А.Н. Комаровскому было присвоено очередное звание генерал-майора инженерно-технической службы, а 19 апреля 1943 г., когда был выплавлен первый металл, стало днем пуска Челябинского металлургического завода, дальнейшее строительство которого продолжилось в условиях действующего производства.


Современный вид Челябинского металлургического комбината.

В 1944 г. А.Н. Комаровский был назначен начальником Главного управления исправительно-трудовых лагерей промышленного строительства НКВД СССР (Главпромстроя НКВД СССР) – организации, которая строила практически все крупные объекты народного хозяйства СССР, в том числе в атомной отрасли. Под его руководством создавались крупные предприятия для нужд фронта и оборонной промышленности: предприятия черной металлургии, алюминиевый завод, ряд промышленных предприятий на Урале.

В 1948–1953 гг. Комаровский возглавлял строительство комплекса зданий Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова и благодаря его глубоким знаниям и опыту этот уникальный комплекс был построен в кратчайшие сроки и до сих пор является одним из символом столицы нашей Родины.


Панорама с видом главного здания Московского государственного университета.

Комаровский также руководил возведением первой атомной электростанции в Обнинске. В 1951–1952 гг. он возглавлял Главное управление лагерей по строительству нефтеперерабатывающих заводов и предприятий искусственного жидкого топлива МВД СССР. В 1952–1953 годах – вторично начальник Главного управления лагерей промышленного строительства МВД СССР.

Однако главным направлением деятельности А.Н. Комаровского с 1945 г. было строительство промышленных объектов и городов в рамках «атомного проекта» СССР, для чего в Главпромстрое МВД СССР создавались специальные строительные организации. Только за период 1944–1949 гг. Главпромстроем было введено в эксплуатацию 17 институтов, лабораторий и опытных установок, 7 горнорудных и металлургических предприятий, 2 комбината основного сырья, 5 химических предприятий, 4 машиностроительных и ряд других предприятий. Комаровский лично определял место для размещения и строительства первенца атомной индустрии – комбината № 817 (химический комбинат «Маяк») и первого «атомграда» – «Челябинск-40» (ныне город Озерск Челябинской обл.). Темпы строительства впечатляли. Так, решение о строительстве комбината № 817 было принято 23 марта 1946 г., и уже через два года (19 июня 1948 г.) был запушен первый реактор по наработке плутония. Через полгода вступил в строй радиохимический завод комбината. Химико-металлургический завод заработал в начале 1949 г. После успешного испытания атомной бомбы в 1949 г. среди первых, награжденных за выдающиеся успехи в организации строительства и исключительные заслуги перед государством при строительстве объектов атомной промышленности Александру Николаевичу Комаровскому Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 октября 1949 г. было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

После включения в 1955 г. Главпромстроя МВД СССР в состав Министерства среднего машиностроения СССР А.Н. Комаровский в должности заместителя министра по строительству осуществлял общее руководство строительным комплексом министерства. На Минсредмаш была возложена задача помимо собственных объектов обеспечить строительство объектов еще 13 министерств и ведомств СССР. Строителями Первого главного управления Минсредмаша сооружались пусковые шахты ракетных установок, радиолокационные станции, центральные и местные пункты контроля и управления противоракетной обороны. Среди построенных объектов промышленного назначения – Ангарский нефтеперерабатывающий комбинат, Сибирский филиал Академии наук, радиозавод в г .Серпухове, Институт медицинской радиологии в г. Обнинске и многие другие.

Генерал А.Н. Комаровский вносил большой личный вклад в строительство научных центров СССР и одновременно (с 1958 по 1973 гг.) заведовал кафедрой в Московском инженерно-строительном институте имени В.В. Куйбышева. Доктор технических наук (1956), профессор (1958). Постановлением Совета министров СССР от 22 февраля 1963 г. ему было присвоено воинское звание генерал-лейтенанта инженерно-технической службы. С декабря 1963 г. А.Н. Комаровский – заместитель министра обороны СССР по строительству и расквартированию войск, а в июне 1965 г. ему присвоено звание генерал-полковник инженерно-технической службы. На этом высоком и ответственном посту А.Н. Комаровским проведены важные мероприятия по совершенствованию структуры военно-строительных органов и техническому оснащению военно-строительных частей, под его руководством построено большое количество важных военных объектов. Он вел большую научную работу в области оборонного, промышленного и гидротехнического строительства, опубликовал 19 научных работ и большое количество статей по данным вопросам. Под его руководством создан ряд коллективных научных трудов, в том числе «Проектирование и строительство ядерных установок», «Применение атомной энергии в народном хозяйстве». Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 ноября 1972 г. генерал-полковнику инженерно-технической службы А.Н. Комаровскому было присвоено воинское звание генерала армии. До него ни один военный инженер нашей страны не имел такого высокого звания. Он избирался депутатом Верховного Совета СССР 8-го созыва (1970–1973) и депутатом Верховного Совета РСФСР. Генерал армии А.Н. Комаровский скончался 19 ноября 1973 г. после непродолжительной, но тяжелой болезни. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.


Могила генерала армии А.Н. Комаровского на Новодевичьем кладбище.

Награжден семью орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й ст., двумя орденами Трудового Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, орденом «Знак Почета», медалями, а также иностранными наградами. Постановлением Совета министров СССР от 25 декабря 1973 года имя генерала армии А.Н. Комаровского было присвоено Ленинградскому высшему военному инженерному Краснознаменному училищу. Его именем названа улица в Металлургическом районе города Челябинска. В Москве, на фасаде дома по улице Сивцев Вражек, в котором жил А.Н. Комаровский, в 2006 г. была установлена мемориальная доска. В память о прославленном военном строителе в Министерстве обороны учреждена медаль "Генерал армии Комаровский".


Медаль Министерства обороны "Генерал армии Комаровский".

Игорь Некрасов,
научный сотрудник Научно-исследовательского института
военной истории ВАГШ ВС РФ,
кандидатом военных наук

  1. комаровский, александр николаевичРод. ум. . Политик военный. В годы Великой Отечественной войны был заместителем начальника Главного управления оборонительных работ затем возглавлял Главпромстрой СССР ...Большая биографическая энциклопедия
  2. комаровский александр николаевичКомаровскийstrong Александр Николаевич [р. . Петербург] советский военный деятель генерал армии Герой Социалистического Труда доктор технических наук . Член КПСС с . Ок...Большая Советская энциклопедия II
  3. комаровский александр николаевичКОМАРОВСКИЙ Александр Николаевич государственный и военный деятель генерал армии доктор технических наук . В Великую Отечественную войну заместитель начальника Главног...Большой Энциклопедический словарь V
  4. комаровский, александр николаевич. один из рук. ГУЛАГа генерал армии . др тех. наук Герой Соц. Труда лауреат Сталинской премии . Окончил Моск. инт инженеров транспорта . С чл. ВКПб. В х гг. был одним ...Великая Отечественная война. Большая биографическая энциклопедия
  5. комаровский александр николаевичсов. воен. деятель ген. армии Герой Соц. Труда . На воен. службе с . Окончил Инт инженеров транспорта . В х гг. на стрве канала Москва Волга затем зам. наркома Мор. фло...Военный энциклопедический словарь