Поэтический словарь

ПОЛУДОЛЬНЫЕ СЛОГИ

ПОЛУДО´ЛЬНЫЕ СЛО´ГИ— в метрическом стихе фонетически легкие слоги, которые по условиям ритмической структуры, на фоне однодольных кратких слогов, произносятся вдвое быстрее и поэтому являются полудольными или кратчайшими. Полудольность — это одно из трех ритмических состояний слога в метрическом стихе (долгий слог, краткий слог, кратчайший слог). П. с. встречаются в народных частушках четырехдольного строя; в этом случае четырехдольная крата вмещает не четыре, а пять слогов (три однодольных и два полудольных):
Дайте | лодочку не | крашену, не | крашено вес | ло./\\
Вниз по | реченьке по |еду куда пла | точек унес | ло.
⌣́⌣ | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́ /\\
⌣⌣ | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́◡◡⌣́⌣ | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́ /\\
С неба | звездочка у | пала, и дру | гая упа | дет.
За из | мену серо | глазомупусть ко | сая попа | дет. /\\
⌣́⌣ | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́ /\\
⌣⌣ | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́◡◡⌣́⌣ | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́ /\\
В следующем народном метрическом стихотворении четырехдольного строя полудольные слоги занимают половину четырехдольной краты, которая в этом случае принимает в себя шесть слогов, расположенных в ней так | ◡́◡◡◡⌣́⌣ | :
| Я посею ль, |млада-молоденька, | цветиков ма | ленько. /\\ /\\ |
| Стали цветы | расцветати, | сердце обми | рати. /\\ /\\ |
| ...Я б списала |голос голосочек | на тонкий лис | точек, /\\ /\\ |
| Что на тонень | кий листочек, | на белу | бу | магу. /\\ /\\ |
| ⌣́⌣⌣́⌣ | ◡́◡◡◡⌣́⌣ | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́⌣ /\\ /\\ |
| ⌣́⌣⌣⌣́ | ⌣⌣⌣́⌣ | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́⌣ /\\ /\\ |
| ⌣́⌣⌣́⌣ | ◡́◡◡◡⌣́⌣ | ⌣⌣́⌣⌣ | ⌣́⌣ /\\ /\\ |
| ⌣⌣⌣́⌣ | ⌣⌣⌣́⌣ | ⌣⌣́⌣⌣ | ⌣́⌣ /\\ /\\ |
В авторской поэзии П. встречаются очень редко. К ним иногда обращался Вяч. Иванов:
╔ Снилось | мне, сквозит за | веса
╚ Меж зем | лейи лицом не | бес. /\\
⌣́⌣ | ⌣́⌣⌣́⌣ | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́◡◡⌣́⌣ | ⌣́ /\\
╔ Небо — | влажный взор Зе | веса,
╚ И проз | рачный грустит Зе | вес. /\\
⌣́⌣ | ⌣́⌣⌣́⌣ | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́◡◡⌣́⌣ | ⌣́ /\\
╔ Я про | чел в склоненном | взоре
╚ Голу | беющую пе | чаль. /\\
⌣⌣ | ⌣́⌣⌣́⌣ | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́◡◡⌣́⌣ | ⌣́ /\\
╔ Вспухнет | вал — и рухнет | в море;
╚ Наших | весен ему не | жаль! /\\
⌣⌣ | ⌣́⌣⌣́⌣ | ⌣́⌣⌣́⌣ | ⌣́◡◡⌣́⌣ | ⌣́ /\\
(«Bethoveniana», в сб. «Прозрачность»)
Во втором периоде в ячейки П. с. введены слоги, перегруженные согласными, которые отяжеляют ритм стиха.
Введение в стих П. с., равно как и долгих двудольных слогов, значительно расширяет ресурсы ритмики, обогащая ее весьма эффективными структурными элементами.