Поэтический словарь

БЫЛИНЫ

БЫЛИ´НЫ,илиста´рины, — жанр русского народного эпоса, песни-сказания о богатырях, народных героях и исторических событиях Древней Руси. Б. принадлежат к устному народному творчеству (фольклор). Первые записи Б. относятся к 17 в., но основные записи сделаны в середине 18 в. уральским казаком Киршей Даниловым. Его сборник «Древние русские стихотворения» был издан в 1804 г. и составил эпоху в изучении русского народного творчества. В 19 в. ряд исследователей русского фольклора — П. Кириевский, Н. Рыбников, А. Гильфердинг, А. Марков и др. — провели дальнейшие записи Б. и песен, главным образом на севере России. В советскую эпоху большое количество северных Б. собрано и издано Б. М. и Ю. М. Соколовыми, начавшими эту работу еще до Октябрьской революции. Собирание Б. продолжается и в настоящее время.
Русские Б. представляют собой оригинальнейшее явление в мировой фольклорной литературе как по содержанию, так и по форме. В них с большой силой отразился дух русского народа — независимого, могучего, трудолюбивого, сурового и добродушного. Любовь к родине, глубокий историзм, неиссякаемая жизнерадостность — основные черты русских народных былин. Если содержание Б. (идейный замысел, сюжет), их композиция (зачин, изложение, концовка) и стиль (образы, сравнения, метафоры, эпитеты, параллелизмы и пр.) изучены исследователями довольно подробно и уже установлены определенные особенности, отличающие Б. от других жанров народной поэзии, то изучение стихотворной формы Б. до сих пор остается дискуссионным. В истории исследований стихотворной формы Б. наметились три точки зрения. Одни исследователи утверждали, что «наша народная песня, а именно богатырская, не есть определенное стихотворение и не имеет определенного метра, отделяющего его от прозы» (К.Аксаков). Дальнейшего развития и поддержки эта точка зрения не получила. Вторая группа исследователей во главе с выдающимся ученым первой половины 19 в. А. Востоковым (за ним С. Шафранов, частично И. Голохвастов, Н. Греч и др.) доказывала, что русский народный стих вообще, а Б. в частности, есть стихакцентный, что строится он лишь на определенном количестве словесно-логических ударений (два или три на стихотворную строку) и что «стопы» имеются лишь в конце строк (клаузулы), а «начало и середина, — по словам А. Востокова, — не имеют определенного стопосложения». Эта точка зрения на строй русского народного стиха имеет самую большую группу последователей вплоть до наших дней; это мнение разделял советский исследователь стиха М. Штокмар. Наконец, третья группа исследователей, начиная от автора тактовой теории стихотворного ритма А. Кубарева (30-е годы 19 в.), поддержанного Н. Надеждиным, А. Дубенским, а затем Ф. Коршем, утверждала, что в основе стихосложения русских народных песен и Б. лежит своеобразная метрическая система тактового характера. Из советских исследователей стиха эту точку зрения разделял М. Малишевский. Итак, три мнения: 1) стихи Б. — это прозаическая речь; 2) русская Б. зиждется на акцентной системе стихосложения; 3) русская Б. имеет тактовую систему стиха. Говоря объективно, все эти теории русского народного стиха имеют основания для своего сосуществования с той, однако, поправкой, что часть Б. действительно построена на интонационно-фразовой основе (фразовик), другая часть — на акцентной системе, а третья часть — на тактовом, вернее на тактометрическом принципе. Отсутствие в русских Б. силлаботонического стихосложения в том виде, в каком оно предоставлено стихами русских поэтов от Ломоносова до Брюсова (т. е. ямб, хорей, дактиль и пр.), не дает права отрицать в строении Б. метрический принцип. Русская классическая версификация коренным образом отличается от античной своим обязательным равносложием соизмеримых строк. Русские Б. резко отличаются своеобразием своих форм от этих двух систем. На протяжении столетий русский народ выработал свои самобытные, оригинальные формы стиха, обусловленные природой самого языка и законами ритма, лежащими в основе гармонических процессов. Именно то обстоятельство, что Б., равно как и другие произведения народного творчества, передавались устно из рода в род, из века в век, через безымянных народных поэтов (сказителей, песенников), говорит об устойчивости народной традиции стихотворных форм, которые совершенствовались от поколения к поколению. Устная эстафета стала решающим фактором в выработке поэтического мастерства Б., своеобразных по своему ритмическому строению. Некоторая монотонность стиха Б. объясняется, по мнению изучавшего народный стих Н. Чернышевского, однообразием деревенской жизни в старой Руси.
Ниже даны образцы стихового строя русских Б. трех формаций; примеры взяты из сборника Кирши Данилова «Древние российские стихотворения».
1)Интонационно-фразовый стих,или фразовик; это дисметрический стих, он основан на чередовании речевых волн, расчлененных смысловыми паузами и равносложнымиклаузулами(рифмованными в раешном стихе):
Под славным великим Новым-городом,
По славному озеру по Ильменю
Плавает-поплавает сер селезень,
Как бы ярой гоголь поныривает,
А плавает-поплавает червлен корабль
Как бы молода Василья Буславьевича,
А и молода Василья со ево дружиною хороброю,
Тридцать удалых молодцов...
(«Василий Буслаев молиться ездил»)
2) Вторая формация — дисметрическийакцентный стих, илиударник, он строится на равном количестве в строке ударных, логически весомых слов. Ниже приводитсятрехударникс трехсложными клаузулами:
А из пу´стыни бы´ло Ефи´мьевы,
Из монастыря´(бы´ло) из Боголю´бова,
Начина´ли кали´ки нарежа´тися
Ко свято´му гра´ду Иеруса´лиму,
Сорок ка´лик и´х со кали´кою.
Станови´лися (′) во еди´ной круг,
Оне ду´мали ду´мушку еди´ную,
А еди´ну ду´мушку кре´пкую;
Выбира´ли бо´льшева ата´мана
Молоды´Касья´на сына Миха´йлыча...
(«Сорок калик со каликою»)
3) Третья формация былинного стиха, самая интересная с точки зрения ритмологии, — это строгийметрический стих(обычно четырехкратный четырехдольник) с постоянной или с подвижной анакрузой.Ритмические модификациибылинного четырехдольника, который представляет собой форму народноготактовика, очень разнообразны, в них причудливо, но закономерно сочетаются ударные и безударные слоги, долгие (двудольные) и краткие (однодольные), иногда встречаетсяритмическая инверсия. Контрольный ряд тактометрического периода, в рамки которого укладывается каждый стих былинного тактовика, такой: | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́⌣⌣⌣ | . Вот начало Б. «Алеша Попович», анакруза — двудольная; размер — четырехкратный четырехдольник третий — ⌣⌣ | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́⌣:
/\\ Из | славнова Рос | това красна | го-оро-о | да, /\\
Как два | я-асныя | соколы вы | лё-отыва | ли, /\\
Выез | жали два мо | гучия бо | га-аты-и | ри: /\\
Что по | именю А | лешинька По | по-ович /\\ | млад, /\\
А со | молодцем Е | ки-имом И | ва-анови | чем. /\\
Оне | е-ездят, бо | гатыри, пле | ча /\\ о пле | чо, /\\
/\\ Стре | мя-ано в стре | мяно бога | ты-ырско-о | е, /\\
Они | ездили-гу | ляли по чис | ту-у по-о | лю, /\\
Ниче | го /\\ оне | в поле не на | е-езжива | ли, /\\ *
Не ви | да-али /\\ | птицы пере | лё-отны-ы | я, /\\
Не ви | дали оне | зве-еря прыс | ку-уче-е | ва, /\\
Только | в чи-истом /\\ | по-оле на | е-еха-а | ли, /\\
/\\ Ле | жит /\\ три до | ро-оги ши | ро-оки-и | я, /\\
Проме | жу /\\ тех до | рог лежит го | рю-уч ка-а | мень, /\\
А на | ка-аменю | по-одпись под | пи-иса-ана... /\\
См. также примеры в статьях:народный стих,исторические песниичастушки.
Сноски к стр. 70
* В подлиннике описка: «Ничего оне вчистомполе не наезжпвали»; слово «чистом» выпадает из ритма, оно лишнее в строке.

  1. былиныэпические песни сложенные народом в Древней Руси и отразившие историческую действительность главным образом вв. В процессе многовекового развития Б. изменялись впитывали...Большая Советская энциклопедия II
  2. былиныстарины русские народные эпические песнисказания. Возникли каквыражение исторического сознания русского народа вв. в процессебытования впитали события позднейшего време...Большой энциклопедический словарь II
  3. былиныБЫЛИНЫ старины русские народные эпические песнисказания. Возникли как выражение исторического сознания русского народа вв. в процессе бытования впитали события позднейш...Большой Энциклопедический словарь V
  4. былиныстарины русские народные эпические песнисказания родственны героическому эпосу других народов повествуют преимущественно о богатырях. Возникли как выражение исторического...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  5. былиныжанр русской народной эпической поэзии. Первые записи сделаны в в. последние во второй пол. в. Термин былина введен собирателем и исследователем фольклора И. П. Сахаро...Литература и язык. Современная энциклопедия
  6. былиныТЕРМИНstrong русские эпические песни сохранившиеся главным образом в устах северного крестьянства под названием старин старин и старинок. Термин былины искусственный вве...Литературная энциклопедия
  7. былины1ТЕРМИН русские эпические песни сохранившиеся главным образом в устах северного крестьянства под названием старин старин и старинок. Термин былины искусственный введенный...Литературная энциклопедия II
  8. былиныТЕРМИН русские эпические песни сохранившиеся главным образом в устах северного крестьянства под названием старин старин и старинок. Термин былины искусственный введенный...Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
  9. былиныБЫЛИНЫ героические песни эпического характера жанр русского фольклора. В научной литературе первоначально именовались поэмами и сказками богатырскими термин Б. ввел в х г...Литературный энциклопедический словарь
  10. былиныбыль рассказ о том что происходило в старые времена русские народные эпические песни сказания. По содержанию былины подразделяются на героические персонажи которых сове...Мировая художественная культура. Словарь
  11. былиныкорень БЫЛИН окончание Ы Основа слова БЫЛИНВычисленный способ образования слова Бессуфиксальный или другой БЫЛИН Ы Слово Былины содержит следующие морфемы или части ...Морфемный разбор слова по составу
  12. былиныжанр нар. песенного эпоса поэтич. сказания о подвигах и приключениях эпич. героев преимущ. богатырей. Б. термин книжного происхождения в среде живых хранителей эпоса ска...Российский гуманитарный энциклопедический словарь
  13. былиныэпические песни сложенные в Древней Руси XI XVI вв. о богатырях и добрых молодцах в которых описываются их подвиги и приключения.Сам термин былины не народного а литерат...Русская энциклопедия
  14. былиныэпические песни сложенные в Древней Руси XIXVI вв. о богатырях и добрых молодцах в которых описываются их подвиги и приключения. Сам термин былины не народного а литерату...Святая Русь - энциклопедический словарь
  15. былиныБЫЛИНЫ народноэпические песни героического или историкобытового содержания. Термин былина не народного происхождения а введен в научный оборот в х годах XIX столетия люб...Словарь литературных терминов
  16. былиныкак исторический источник устные эпич. песни рус. народа о своем прошлом отразившие в художеств образах ист. действительность преим. вв. взгляд народа на историю в цело...Советская историческая энциклопедия
  17. былиныБЫЛИНЫ старины русские народные эпические песнисказания родственны героическому эпосу других народов повествуют преимущественно о богатырях. Возникли как выражение истори...Современная энциклопедия
  18. былиныБЫЛИНЫ старины русские народные эпические песнисказания. Возникли как выражение исторического сознания русского народа вв. в процессе бытования впитали события позднейше...Современный энциклопедический словарь
  19. былиныБылины Б. составляют одно из самых замечательных явлений русской народной словесности по эпическому спокойствию богатству подробностей живости колорита отчетливости хара...Энциклопедический словарь
  20. былиныБ. составляют одно из самых замечательных явлений русской народной словесности по эпическому спокойствию богатству подробностей живости колорита отчетливости характеров и...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  21. былиныПроблема соотношения С. и Б. получила в литературоведении несколько аспектов освещения с точки зрения жанровой характеристики памятника его ритмич. организации наличия бы...Энциклопедия «Слова о полку Игореве»