Энциклопедия «Слова о полку Игореве»

БЫЛИНЫ

Проблема соотношения С. и Б. получила в литературоведении несколько аспектов освещения: с точки зрения жанровой характеристики памятника, его ритмич. организации, наличия былинных параллелей к С., значения слова Б. в начальной фразе («Начати же ся тъй пѣсни по былинамь сего времени, а не по замышленію Бояню!» (С. 1—2).

Одним из первых указал на сходство стиля С. с «богатырскими повестями» в 1820 Н. Д. Цертелев, отметивший также наличие в С. постоянных эпитетов. Впервые мысль о близости С. эпич. поэзии была сформулирована в «Истории русского народа»Н. А. Полевого. Исследователь считал С. «древнейшим памятником русской поэзии», в котором «находим мы следы других песнопений, но в темных и неясных намеках» (Т. 2. С. 261—262). В рец. на перевод С.А. Ф. Вельтмана(1833) Полевой высказал предположение о том, что специфика жанра С. была обусловлена соединением в нем черт рус. нар. поэзии с эпич. началом норманнских саг.

И. И. Срезневский, придя к выводу о фольклоризме «Задонщины» («поэма, похожая более на былину великорусскую или думу малорусскую, чем на книжный рассказ»), считал естественным предположить устно-поэтич. природу и ее источника — С. По его мнению, в этих памятниках «мы имеем образец особого рода народных поэм исторического содержания», которым, возможно, предшествовали произведения устной поэзии» (Задонщина великого князя... С. 338—344).

Вышедшее в свет в 1866 изд. С.Н. С. Тихонравова, адресованное учащимся, сопровождалось приложением, в котором впервые были собраны и приведены «выдержки из былин, объясняющие отдельные места Слова и в то же время ясно свидетельствующие, как глубоко проникнут был эпическими мотивами народной поэзии автор Слова» (С. 1). Изд. Тихонравова получило высокую оценкуФ. И. Буслаева, который отметил в рец.: «Доселе, следуя Максимовичу, указывали следы поэтического предания времен полка Игорева только в малорусских песнях, и т. о. самое Слово приурочивали исключительно к циклу поэзии южнорусской. Г. Тихонравов старался показать, что

172

на поэтическое наследство этого памятника имеет такое же право и поэзия великорусская» (ЖМНП. 1867. Февр. С. 442). Сам Буслаев также неоднократно в своих трудах и рец. приводил былинные параллели к С., доказывающие его родство с былевым эпосом.

Начиная с 60-х XIX в. исследователи, в поисках жанрового определения С., обратились к анализу и комментированию фразы из зачина памятника «начати же ся тъй пѣсни по былинамь сего времени, а не по замышленію Бояню» (С. 1—2). Л. Н. Майков считал эти слова «любопытным указанием», свидетельствующим о том, что «былины, как особый род эпоса», существовали уже в XII в. и что «содержание их заимствовалось из событий современности» (О былинах Владимирова цикла. С. 29). Этот взгляд нашел свое развитие в работеД. Прозоровского«Новый опыт объяснительного изложения Слова о полку Игореве»: по мнению исследователя, выражение «по былинамь сего времени» означает, что С. написано в форме богатырских былин. Такая трактовка, при которой слову Б. приписывается неизвестное древнерус. письменности значение фольклорного эпич. жанра, встретила резкую критикуЕ. В. Барсова. В 3 т. своего исследования «Слово о полку Игореве как художественный памятник Киевской дружинной Руси» он отметил, что наименование Б. по отношению к богатырским песням искусственно, реальное наименование этого жанра — «старины, старинки». Б. в С. — «то же, что современноебыль, ... соответствует греческому πραξις, factum — событие, факт, действительность» (Лексикология. С. 62). Эта интерпретация, закрепившаяся впоследствии в науке, получила развитие, в частности, в исследованииВс. Ф. Миллера, который считал, что выражение «по былинамь сего времени» обозначает ист. рассказ как противоположность поэтич. вымыслу Бояна, поэтому связывать это название с совр. понятием былина-старина нет оснований (Русская былина... С. 148—149). Вообще Миллер, отстаивающий идею «книжности» С., отмечал, что одним из свойств, свидетельствующих против устно-поэтич. происхождения памятника, является его поучительность. «Такой назидательности чужды наши народные былины», — отмечал ученый (Взгляд. С. 65).

Различие генезиса, а также формы Б. и С. подчеркивал и Барсов: этой проблеме посвящена особая глава «Слово в его отношении к „Словам богатырским“» в его трехтомном монографическом исследовании С. Ученый писал: «Слово есть произведение чисто дружинное. Былина же есть произведение народное». С. написано «по приемам искусственного витийства, с предисловиями, вводными повествованиями, с лирическими рассуждениями и заключениями, былина же свободна в своих очертаниях» (Слово. Т. 1. С. 401—402). С другой стороны, Барсов считал неверным абсолютное отрицание родства былин со С.: «...но как ни различны эти памятники по идее, складу и языку, они, на наш взгляд, все-таки имеют много общих сторон и, исходя от разных национальных слоев, рисуют перед нами более или менее одну и ту же общественную среду» (С. 391). Это родство, по мнению исследователя, обнаруживается во многих общих чертах С. и Б.: в них присутствует идея единства Русской земли (С. 402), понятие Степи, воплощением которой в Б. являются Соловей-разбойник, Идолище Поганое, Лютая Змея, а в С. — Див и Тмутараканский болван (С. 407—408); в Б. и С. встречаются общие эпитеты (сабли острые, раны кровавые), знаком Б. и эпитет «бусый» в значении «черный» (С. 412) и т. д.

173

Взгляды, близкие позиции Барсова, высказывал позднее Н. Андреев: отрицая жанровое определение С. как Б. (Б. не изображают княж. усобиц), он отмечал близость С. и Б. в ритмике (ритмичность изложения, подчеркиваемая рефренами), построении эпитетов, в гиперболизации героев («„Слово о полку Игореве“ и народное творчество»).

Положение о родстве С. с севернорус. былевым эпосом в течение ряда лет сосуществовало в литературоведении с противоположным мнением о южнорус. природе памятника: последователиМ. А. МаксимовичаП. А. Кулиш, П. И. Житецкий, Н. Д. Квашнин-Самарин, Ю. Тиховский и др. утверждали связь С. с укр. думами. Против сближения С. только с «малорусской поэзией», вошедшего в учебники Галахова, Караулова, В. Стоюнина, выступил в 1879А. Смирнов, заметивший, что «в великорусских былинах, песнях, причитаниях и пословицах замечается сходство со Словом нисколько не меньшее, какое подмечено было относительно малорусской поэзии» (О Слове. II. С. 190). В 5-й главе этой работы собран обширный материал, иллюстрирующий родство С. с «севернорусской народной поэзией» (С. 189—247).

Исследовавший ритмич. структуру С.Ф. Е. Коршпришел к заключению о том, что при всей близости ритма С. былинному неверным было бы утверждать, что С. «состояло сплошь из былинных стихов». Стихосложение С., по мнению Корша, роднит его с великорус. былинами и малорус. думами одновременно (Слово о полку Игореве. С. IX). Поэтому перевод С., построенный по принципам былинного стиха, которым сопровождается работа Корша, исследователь назвал «черновым вариантом».

В 1923 вышло в свет большое специальное исследованиеМ. А. Яковлева«Слово о полку Игореве и былинный эпос», в котором автор, кратко изложив историю вопроса, попытался проследить и обосновать «взаимоотношения Слова с былинным эпосом и главным образом со стороны композиционных приемов творчества». Такая однородность, по мнению исследователя, обнаруживается в следующих общих чертах С. и Б.: 1) двойной зачин; 2) прием тавтологии и распространенной паллилогии («пълку Игоревѣ, Игоря Святъславлича»); 3) прием ретардации и композиционного замедления (рефрены, тройные обращения, повторы) и др.

Самым значительным исследованием, обосновывающим принадлежность С. былинному жанру, стала докт. дис.А. И. Никифорова«Слово о полку Игореве — былина XII века», обобщившая его работы разных лет. На основе анализа ритмики памятника, системы его эпитетов и образов, особенностей языка, а также лит. связей ученый пришел к заключению, что С. «есть не что иное, как самая настоящая былина XII века» (Проблема ритмики.... С. 216). Это убеждение исследователя нашло отражение и в его поэтич. переложении С., которое он сделал в 1938 «в былинном стихе» (Слово о полку Игореве. С. 11—16).

Лит.: Цертелев Н. Д.1) Взгляд на русские сказки и песни и повесть в духе старинных русских стихотворений. СПб., 1820. С. 4, примеч. 2; 2) О произведениях древней русской поэзии // СО. 1820. № 30. Ч. 63. С. 149—152;Полевой Н. А.1) История русского народа. М., 1830. Т. 2. С. 261—264; Т. 3. С. 108, 109, 112, 389—403; 2) Рец. на кн.:Вельтман А. Ф.«Песнь ополчению Игоря Святославича, князя Новгород-Северского». М., 1833 // Моск. телеграф. 1833. Ч. 50. № 7. С. 419;Срезневский И. И.Задонщина великого князя господина Дмитрия Ивановича и брата его Владимира Ондреевича // ИпоРЯС. СПб., 1858. Т. 6, вып. 6. Стб. 338, 340—344;Буслаев Ф. И.1) Русская поэзия XI и начала XII века // Летописи рус. лит-ры и древности, издаваемые Ник. Тихонравовым. М., 1859. Т. 1. С. 3—31; 2) Исторические очерки русской народной

174

словесности и искусства. СПб., 1861. Т. 1. С. 5, 8, 18, 35, 40, 44, 53, 420—421; 3) Рец. на кн.:Тихонравов Н. С.Слово о полку Игореве: Изд. для учащихся. М., 1866 // ЖМНП. 1867. Февр. С. 441—455; 4) Отзыв о сочинении В. В. Стасова «Происхождение русских былин» // Отчет о 12-м присуждении наград гр. Уварова, 25 сент. 1869 г. СПб., 1870. С. 26, 34, 67—68, 75—76, 78—79, 82;Майков Л. Н.О былинах Владимирова цикла. СПб., 1863. С. 28—29;Тихонравов.Слово. С. 1, 28, 30—32, 35—42, 45—49;Квашнин-Самарин Н. Д.Русские былины в историко-географическом отношении // Беседа. 1871. Кн. 5. С. 242—244;Колосов М.Новые данные былевого творчества Северного края: Онежские былины, записанные А. Ф. Гильфердингом // ФЗ. 1874. Вып. 2. С. 15—17;Миллер О.Великорусские былины и малорусские думы // Тр. III Археол. съезда. Киев, 1876. С. 1, 13, 15;Jagič V.Gradja za slovinsku narodnu poeziju // VI Rad jugoslav. Akademije znanosti i umjetnosti. 1876. Т. 37. С. 102;Вяземский П. П.Слово о полку Игореве: Исследование о вариантах. СПб., 1877. С. 29—30;Миллер Вс. Ф.1) Взгляд. С. 61—68; 2) Русская былина, ее слагатели и исполнители // Рус. мысль. 1895. Сент. С. 148—149;Барсов Е. В.1) Критические заметки об историческом и художественном значении Слова о полку Игореве // ВЕ. 1878. Кн 10. С. 767—812; Кн. 11. С. 346—385; 2) Слово. Т. 1. С. 391—426; Т. 2. С. 3—7; 3) Лексикология. С. 62—63; 4) Слово о полку Игореве как историческая повесть и героическая песня. М., 1904;Смирнов.О Слове. II. С. 189—247;Жданов И. Н.К литературной истории русской былевой поэзии. Киев, 1881;Прозоровский Д.Новый опыт объяснительного изложения Слова о полку Игореве. СПб., 1882;Дашкевич Н. П.К вопросу о происхождении русских былин // КУИ. 1883. Март. С. 155—181; Май. С. 256;Корш Ф. Е.1) О русском народном стихосложении // ИОРЯС. 1896. Т. 1, кн. 1. С. 1—45; 2) Слово о полку Игореве // Исследования по рус. яз. СПб., 1909. Т. 2, вып. 6. С. V—XI, 1—29;Владимиров П. В.Древняя русская литература Киевского периода XI—XIII веков. Киев, 1900. С. 329—340;Леонардов Д. С.Полоцкий князь Всеслав и его время // Полоцко-Витебская старина. Витебск, 1912. Вып. 2. С. 121—216; 1916. Вып. 3. С. 87—180;Шахматов А. А.Федор Евгеньевич Корш: Некролог // Изв. имп. АН. 1915. № 5. С. 385—387;Яковлев М. А.Слово о полку Игореве и былинный эпос: Их связь со стороны композиционных приемов творчества. Пг., 1923. С. 3—47;Ляцкий Е. А.1) Историческая песня и былина: к вопросу о терминологии и опрощении сюжетов // Slavia. Praha, 1934. Roč. 13. Seš. 2—3. S. 328—344; 2) Звукопись в стиховом тексте «Слова о полку Игореве» // Ibid. 1938. Roč. 16. Seš. 1. S. 50—78;Дабрынін М.Вялікі помнік сусветнага мастацтва... // Слова об палку Ігаравым. Минск, 1938. С. 5—13;Андреев Н.«Слово о полку Игореве» и народное творчество // Нар. творчество. 1938. № 5. С. 5—10;Чичеров В.Слово о полку Игореве // Мол. гвардия. 1938. № 7. С. 169—172;Никифоров А. И.1) Слово о полку Игореве // Нар. творчество. 1938. № 5. С. 11—16; 2) Проблема ритмики «Слова о полку Игореве» // Учен. зап. ЛГПИ им. М. Н. Покровского. Т. 4. Л., 1940. Ф-т яз. и лит-ры. Вып. 2. С. 214—250; 3) «Слово о полку Игореве» — былина XII века: Дис. д-ра филол. наук. Л., 1940. Т. 1—4 (машинопись); 4) «Слово о полку Игореве» — былина XII века: Тез. докт. дис. 1941;Еремин И. П.«Слово о полку Игореве» в советском литературоведении // ТОДРЛ. 1948. Т. 6. С. 18—19, 21—22;Головенченко —1955.С. 372—377;Рыбаков Б. А.Исторический взгляд на русские былины // История СССР. 1961. № 5. С. 141—166; № 6. С. 80—96;Натанов Н.В поисках Бояна // Знание — сила. 1963. № 3. С. 42—45;Скосырев П.У истоков нашей традиции // Дружба народов. 1963. № 11. С. 266—273;Адрианова-Перетц В. П.Фразеология и лексика «Слова о полку Игореве» // «Слово» и памятники. С. 27;Азбелев С. Н.1) Фольклоризм «Задонщины» и «Слово о полку Игореве» // Лит-ра Древней Руси: Сб. трудов. М., 1981. С. 46—57; 2) Народный эпос и история: К изучению национального своеобразия // РЛ. 1983. № 2. С. 104—117;Мещерский Н. А.Об отражении в русском героическом эпосе исторического прошлого и жизни народа // РЛ. 1984. № 2. С. 116—123;Тищенко В. И.Загадки «темных мест» в «Слове о полку Игореве» // РР. 1985. № 9. С. 119—124;Виноградова В. Л.Слово в «Слове»: Из истории лексики «Слова о полку Игореве» // Альм. библиофила. М., 1986. Вып. 21. С. 152—161;Сподина В. И.Некоторые историко-культурные параллели «Слова о полку Игореве» и былин // Черниг. обл. конф. — 1986. С. 258—259.

Т. Р. Руди

  1. былиныэпические песни сложенные народом в Древней Руси и отразившие историческую действительность главным образом вв. В процессе многовекового развития Б. изменялись впитывали...Большая Советская энциклопедия II
  2. былиныстарины русские народные эпические песнисказания. Возникли каквыражение исторического сознания русского народа вв. в процессебытования впитали события позднейшего време...Большой энциклопедический словарь II
  3. былиныБЫЛИНЫ старины русские народные эпические песнисказания. Возникли как выражение исторического сознания русского народа вв. в процессе бытования впитали события позднейш...Большой Энциклопедический словарь V
  4. былиныстарины русские народные эпические песнисказания родственны героическому эпосу других народов повествуют преимущественно о богатырях. Возникли как выражение исторического...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  5. былиныжанр русской народной эпической поэзии. Первые записи сделаны в в. последние во второй пол. в. Термин былина введен собирателем и исследователем фольклора И. П. Сахаро...Литература и язык. Современная энциклопедия
  6. былиныТЕРМИНstrong русские эпические песни сохранившиеся главным образом в устах северного крестьянства под названием старин старин и старинок. Термин былины искусственный вве...Литературная энциклопедия
  7. былины1ТЕРМИН русские эпические песни сохранившиеся главным образом в устах северного крестьянства под названием старин старин и старинок. Термин былины искусственный введенный...Литературная энциклопедия II
  8. былиныТЕРМИН русские эпические песни сохранившиеся главным образом в устах северного крестьянства под названием старин старин и старинок. Термин былины искусственный введенный...Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
  9. былиныБЫЛИНЫ героические песни эпического характера жанр русского фольклора. В научной литературе первоначально именовались поэмами и сказками богатырскими термин Б. ввел в х г...Литературный энциклопедический словарь
  10. былиныбыль рассказ о том что происходило в старые времена русские народные эпические песни сказания. По содержанию былины подразделяются на героические персонажи которых сове...Мировая художественная культура. Словарь
  11. былиныкорень БЫЛИН окончание Ы Основа слова БЫЛИНВычисленный способ образования слова Бессуфиксальный или другой БЫЛИН Ы Слово Былины содержит следующие морфемы или части ...Морфемный разбор слова по составу
  12. былиныБЫЛИНЫstrong или стаstrongрины жанр русского народного эпоса песнисказания о богатырях народных героях и исторических событиях Древней Руси. Б. принадлежат к устному нар...Поэтический словарь
  13. былиныжанр нар. песенного эпоса поэтич. сказания о подвигах и приключениях эпич. героев преимущ. богатырей. Б. термин книжного происхождения в среде живых хранителей эпоса ска...Российский гуманитарный энциклопедический словарь
  14. былиныэпические песни сложенные в Древней Руси XI XVI вв. о богатырях и добрых молодцах в которых описываются их подвиги и приключения.Сам термин былины не народного а литерат...Русская энциклопедия
  15. былиныэпические песни сложенные в Древней Руси XIXVI вв. о богатырях и добрых молодцах в которых описываются их подвиги и приключения. Сам термин былины не народного а литерату...Святая Русь - энциклопедический словарь
  16. былиныБЫЛИНЫ народноэпические песни героического или историкобытового содержания. Термин былина не народного происхождения а введен в научный оборот в х годах XIX столетия люб...Словарь литературных терминов
  17. былиныкак исторический источник устные эпич. песни рус. народа о своем прошлом отразившие в художеств образах ист. действительность преим. вв. взгляд народа на историю в цело...Советская историческая энциклопедия
  18. былиныБЫЛИНЫ старины русские народные эпические песнисказания родственны героическому эпосу других народов повествуют преимущественно о богатырях. Возникли как выражение истори...Современная энциклопедия
  19. былиныБЫЛИНЫ старины русские народные эпические песнисказания. Возникли как выражение исторического сознания русского народа вв. в процессе бытования впитали события позднейше...Современный энциклопедический словарь
  20. былиныБылины Б. составляют одно из самых замечательных явлений русской народной словесности по эпическому спокойствию богатству подробностей живости колорита отчетливости хара...Энциклопедический словарь
  21. былиныБ. составляют одно из самых замечательных явлений русской народной словесности по эпическому спокойствию богатству подробностей живости колорита отчетливости характеров и...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона