Педагогика общей заботы - понятийный аппарат

АВТОРИТАРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Прямое выражение педагогической власти, педагогического диктаторства. Тип воспитательных отношений, в которых воспитатели открыто передают воспитанникам готовый, общественно-необходимый опыт и организуют для усвоения этого опыта — прямо или через других воспитанников — пассивную (пассивно-подражательную) деятельность воспитанников. А воспитанники усваивают передаваемый опыт в пассивной деятельности, т. е. возможно более точно воспроизводят передаваемый опыт. В этих отношениях воспитатели занимают объективную позицию, т. е. действуют в качестве пассивных передатчиков накопленного ранее готового общественно-необходимого опыта. А воспитанники занимают объективную позицию, т. е. действуют в качестве пассивных потребителей готового опыта, пассивных исполнителей воли воспитателя и в практической, и даже в организаторской деятельности. Источником живучести воспитательного авторитаризма в его явных и маскируемых формах является в наших условиях психология «естественного» превосходства взрослых над детьми. Обладание большим жизненным опытом (не только лично, но и общественно значимым, необходимым) и отсутствие, сравнительная бедность такого опыта у детей, вызывает своеобразную, имеющую вековые традиций, психологическую иллюзию необходимости послушного (безусловного) заимствования младшими готового опыта старших. (И.П.Иванов. Лекции по педагогике. — рук.)