Основные произведения иностранной художественной литературы - Европа, Америка, Австралия

ХУЛИО КОРТАСАР (JÚLIO CORTÁZAR. 19141984)

ЛИТЕРАТУРА АРГЕНТИНЫ

— прозаик, соединивший в своем творчестве глубокуюприверженность к европейской культуре и неизменный интерес к аргентинскойреальности. Родился в Брюсселе в семье сотрудника аргентинского торговогопредставительства, детство и юность провел в Буэнос-Айресе. Окончив школу,поступил на литературно-философский факультет столичного университета, но из-заотсутствия средств через год оставил учебу и семь лет проработал сельскимучителем. В 1944 г. стал преподавать в университете г. Мендосы. Участвовал вантидиктаторских выступлениях интеллигенции и был вынужден оставитьпедагогическую деятельность. В 1946 г. вернулся в Буэнос-Айрес, стал служащим вКнижной палате. Получив в 1951 г. литературную стипендию, уехал в Европу, гдедо конца дней жил в Париже, долгие годы работал переводчиком при ЮНЕСКО. Началписать очень рано, в 1938 г. дебютировал как поэт-символист сборником сонетов«Присутствие». Стихи продолжал сочинять на протяжении всей жизни, но непубликовал их; посмертно была издана лирическая книга «Только сумерки» (1984),куда вошли стихи и поэмы, созданные от начала 50-х гг. до 1983 г. Первыйрассказ «Захваченный дом» был напечатан в 1946 г. в журнале, издаваемомБорхесом, которого Кортасар считал своим наставником. Уже на начальном этапетворчества проявилась склонность Кортасара к своеобразному сочетанию реальностис фантастикой, ориентация на поражающую восприятие неожиданность. Ничем непримечательная и внешне устойчивая обыденность начинала расшатываться подвоздействием таинственных, враждебных сил, агрессия ирреальности порождаланеясное беспокойство, предчувствие опасности — романы «Экзамен» (написанный в1950 г., увидел свет только в 1986 г.), «Выигрыши» (1960), сборники рассказов«Бестиарий» (1951), «Конец игры» (1956—1964). Фантастический вымысел позволялпредположить сомнительность и условность устоявшихся представлений обокружающем, ощутить призрачность и хрупкость привычных соотношений междуэлементами реальности. С годами своеобразный кортасаровский способ передачифантастического допущения видоизменился, иррациональность происходящего невсегда была обусловлена вмешательством силы «извне», нередко непривычное,неожиданное зарождалось во внутреннем пространстве самого человека. Кортасар —признанный мастер новеллы, автор сборников «Жизнь хронопов и фамов» (1962),«Все огни — огонь» (1966), «Тот, кто здесь бродит» (1977), «Некто Лукас»(1979), «Мы так любили Гленду» (1980), «Вне времени» (1982) и др. — с большимвниманием относился к этому жанру, полагая, что «роман побеждает всегда поочкам, рассказ должен выиграть нокаутом». Его рассказы — развернутые метафоры,их отличают концентрированная атмосфера повествования, напряженная пульсациявнутреннего ритма, отшлифованность словесного материала. Но славу Кортасар снискалглавным образом как романист, выступив одним из создателей «новоголатиноамериканского романа». После написанных исключительно на аргентинскомматериале «Экзамена» и «Выигрышей» в зрелый период творчества созданы «Игра вклассики» (1963), «62. Модель для сборки» (1968); героями этих произведенийявлялись не только аргентинцы, но и французы, англичане, датчане. В центревнимания автора — современные социальные, психологические, нравственныепроблемы, речь ведется об отношении к миру и другим людям, к власти, осамостоятельности и свободе, об эгоизме и долге, доброте и любви, но зачастуюэто предстает в сугубо метафоризированных вариантах. Романы отличает новая,необычная манера письма, калейдоскопичность происходящего, смешение стилей,усложненные аллюзии, многослойная символика, их пронизывает экспериментаторскийи игровой дух — неистощимая фантазия автора открывает простор для воображения имысли дотошного читателя, становящегося соучастником акта творчества. Писательиграет со словами, образами, виртуозно использует пародию, параболу, парадокс.Жизнь его героев протекает в чисто кортасаровском интеллектуальном пространстве— это группы близких по духу и образу мыслей людей, которые стремятся своимповседневным существованием опровергать существующий миропорядок с егоусловностями и стандартами, не желающих вести благопристойный образ жизни.Своеобразная разновидность Телемской обители обозначена в романе «Игра вклассики» словом «территория», а в «62. Модель для сборки» более точным словом— «зона». Но противостояние оказывается неравным, попытки достичь независимостиот реальности, обрести духовную свободу обречены на провал. За искрометнойновизной и всепроникающей иронией проступают горькая мудрость и потаеннаяпечаль писателя. Латиноамериканским революционерам посвящен роман «КнигаМануэля» (1973), где рассматривается проблема терроризма как способа борьбы засвободу.

Игра в классики (Rayuela. 1963)

— самый известный роман Кортасара. По своей сути это серияэпизодов из жизни сорокалетнего аргентинского интеллигента Орасио Оливейры вПариже и Буэнос-Айресе. Его встречи с друзьями, их беседы на философские,литературные, житейские темы, запутанные взаимоотношения героя с француженкойПолой и уругвайкой Магой, исповедальные монологи Оливейры, испытывающего «тоскупо призванию и действию», составляют содержание книги. Однако фабулы кактаковой в романе нет, нарушена временная последовательность повествования,отсутствуют сюжетные связи фрагментов. Мелькают постоянные для Кортасара темы— время, смерть, случайность, детство, раздвоение личности, музыка и т. д.Чтобы пробиться через прихотливое переплетение перипетий действия, постичьзамысел автора, понять философский смысл и лирический подтекст произведения,любознательному читателю предлагается специальный код, определенные правилаигры, сложный порядок чтения романа. В этом ракурсе раскрывается основнойконфликт — духовная неудовлетворенность героя, его решительное неприятиеобщества, в котором довелось жить, поиски смысла своего существования. Нонконформист,намеренно выпавший из системы общественных и личностных связей и находящийся награни самоубийства или безумия, тянется к обретению гармонии с миром.

Произведения

Собрание сочинений: В 4 т. / Сост. В. Е. Багно. — СПб.:Северо-Запад, 1992; Другое небо: Рассказы / Сост. и предисл. Э.Брагинской.— М.:Худож. лит., 1971.— 269 с.; Выигрыши: Роман; Повести и рассказы / Сост. В.Кутейщикова; Предисл. Л.Осповата. — М.: Прогресс, 1976.— 481 с.— (Мастерасоврем, прозы); Игра в классики / Пер. Л. Синянской; Предисл. И.Тертерян.— М.:Худож. лит., 1986.— 574 с.; Книга Мануэля / Пер. Е.Лысенко.— Иностр. лит.,1994, № 3, с. 9—193; 62. Модель для сборки: Роман; Рассказы / Сост. и предисл.И. Тертерян. — М.: Радуга, 1985. — 496 с.; Экзамен / Пер. Л. Синянской; Предисл.А. Кофмана. — М.: Известия, 1990.— 256 с. Libro de Manuel.— BuenosAires: Ed. sudamericana, 1973.— 385 p.; Los prêmios.— Buenos Aires: Ed. sudamericana, 1960.— 425 p.; Queremos tanto aGlenda y otros relatos.— México: Nueva Imagen, 1981.— 166 p.; Rayuela.— Buenos Aires: Ed.sudamericana, 1963.— 635 p.; Los relatos: T. 1—3.— Madrid: Alianza ed., 1976; Salvo ei crepúsculo.—México: Nueva Imagen, 1984.— 339 p.; 62. Modelo para armar.— Buenos Aires: Ed. sudamericana, 1968.— 268 p.

Литература

Тертерян И. Новейший парадоксалист.— Иностр. лит., 1974, № 7, с. 226—234; Кутейщикова В.,Осповат Л. Поиски и открытия Хулио Кортасара. — В кн.: Кутейщикова В., ОсповатЛ. Новый латиноамериканский роман, М., 1983, с. 256—286; Покальчук Ю. Человек ивремя в творчестве Кортасара.— Лат. Америка, 1978, № 1, с. 158—177. Alazraki J. En busca deiunicornio. — Madrid: Gredos, 1983.— 248 p; Homenaje a Júlio Cortàzar:Variaciones interpretativas en torno a su obra / Ed. Н. F. Giacoman. — New York: LãsAméricas, 1972. — 489 p.; Júlio Cortàzar / Ed. P. Lastra.- Madrid: Taurus, 1981.- 358 p.