Педагогический терминологический словарь

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

— процесс формирования и развития эстетического эмоционально-чувственного и ценностного сознания личности и соответствующей ему деятельности под влиянием искусства и многообразных эстетических объектов и явлений реальности. Один из универсальных аспектов культуры личности. Э.в. реализуется в системах образования различного уровня, приобретая полноценность лишь при самообразовании, саморазвитии личности. В более узком смысле Э.в. - в отличие от художественного воспитания - направление, содержание, формы воспитательной и методической работы, ориентированные на эстетические объекты реальности и их свойства, вызывающие эстетические эмоции и их оценки. Цели Э.в. и эстетического образования: развитие готовности личности к восприятию, освоению, оценке эстетических объектов в искусстве или действительности; совершенствование эстетического сознания; включение в гармоническое саморазвитие; формирование творческих способностей в области художественной, духовной, физической (телесной) культуры.Совокупность теоретических представлений об Э.в. образует особую область научного знания, отдельные положения которой имеют основания в философии, эстетике, педагогике, психологии, культурологии, искусствознании и литературоведении. Как синоним термина "Э.в." употреблялось понятие "художественное воспитание", которое, представляя собой часть Э.в., реализуется наиболее полно в профессиональном художественном образовании, при специализации в области искусства, в творческой и художественно-педагогической деятельности (см. Художественное воспитание). В России теория и практика Э.в. в своём развитии опираются на концепции Ф. Шиллера, П.Е. Георгиевского, А.Ф. Лосева, М.М. Бахтина, Д.С. Лихачёва, Ю.М. Лотмана, Л.С. Выготского, П.А. Флоренского и др., определяющие процесс Э.в. на основе принципа бинарности духовного и материального, прекрасного и выразительного в эмоционально-чувственном освоении, оценке личностью эстетических свойств реальности и искусства. В качестве основы Э.в. школьников выступают гл.о. гуманитарные предметы. Наряду с обязательными и специфически региональными занятиями и факультативными курсами реализуются авторские программы Э.в. Художественное образование в федеральном и региональном компонентах осуществляется на уроках изобразитель- ного искусства, музыки, литературы и языка. Э.в. школьника часто понимают как начальный этап, вариант художественного дополнительного образования детей. Однако Э.в. обладает высоким развивающим потенциалом не только в области гуманитарного, но и естественно-научного образования. Перспективны курсы с богатым культурологическим, эстетическим и художественным содержанием. Результаты Э.в., закрепляясь в личностных качествах, обогащают все формы познания, общения, практической, игровой деятельности каждого школьника. Эстетическая восприимчивость и отзывчивость углубляют развитие сенсорного восприятия, образного и логического мышления, творческих способностей человека, позитивно влияют на характер самооценки, рефлексии, ориентации на ценности культуры.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 327-328)
См. такжеВкус
Ч313.55

  1. эстетическое воспитаниецеленаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности. Это отношение с возникновением человеческого общества развивалось вместе с ни...Большая Советская энциклопедия II
  2. эстетическое воспитаниевоздействие на военнослужащих в целях разностороннего развития эмоциональночувственной сферы их духовного мира. Основные направления эстетического воспитания военнослужащ...Военная педагогика
  3. эстетическое воспитаниев ВС целенаправл. процесс развития эмоциональночувственной сферы духовного мира военнослужащих восприимчивости к прекрасному в жизни и искве. Осн. направления Э.в. военно...Военный энциклопедический словарь
  4. эстетическое воспитаниеформирование и развитие эстетического отношения человека к действительности и к искусству способность творить и сопереживать искусству и красоте...Научно-педагогический глоссарий учителя экономики
  5. эстетическое воспитаниеодно из направлений содержания воспитания подрастающего поколения. Оно заключается в развитии у учащихся эстетического восприятия окружающего мира и способностей создават...Основы духовной культуры
  6. эстетическое воспитаниецеленаправленный процесс формирования творчески активной личности способной воспринимать чувствовать оценивать прекрасное трагическое комическое безобразное в жизни и иск...Профессиональное образование
  7. эстетическое воспитаниепроцесс формирования и развития эстетич. эмоциональночувственного и ценностного сознания личности и соответствующей ему деятельности. Один из универсальных аспектов культ...Российская педагогическая энциклопедия
  8. эстетическое воспитаниеaesthetic education...Русско-английский словарь политической терминологии
  9. эстетическое воспитаниеaesthetic education...Русско-английский юридический словарь
  10. эстетическое воспитаниеestetick vchova...Русско-чешский словарь
  11. эстетическое воспитаниеодин из видов воспитания личности цель которого формирование эстетического вкуса и эстетического отношения к действительности не только личностей но через них и коллектив...Словарь терминов по общей и социальной педагогике
  12. эстетическое воспитаниеЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ в самом общем смысле формирование восприимчивости человека к искву и прекрасному существующему в творениях человека и в природе. Искво понимается ...Философская энциклопедия
  13. эстетическое воспитаниев самом общем смысле формирование восприимчивости человека к искву и прекрасному существующему в творениях человека и в природе. Искво понимается при этом как нечто уже с...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  14. эстетическое воспитаниеформирование определенного эстетического отношения человека к действительности. В процессе Э. в. вырабатывается ориентация личности в мире эстетических ценностей в соотве...Эстетика