Педагогический терминологический словарь

СВОБОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ

— направление в педагогической теории и практике, рассматривающее воспитание как помощь природе ребёнка, естественно развивающегося в процессе освоения окружающего мира и свободно самоопределяющегося в нём.
Ведущие принципы С.в.: вера педагога в творческие способности ребёнка, сочетаемая с убеждённостью в том, что любое внешнее (даже самое благотворное) влияние на творческий потенциал ребёнка оказывает тормозящее действие; сосредоточение усилий воспитателя на приобретении ребёнком собственного опыта, на основе которого и происходит полноценное развитие личности; стимулирование активного отношения к жизни, культуре, образовательно-познавательной деятельности и потребности в систематическом самообразовании и самовоспитании; трактовка школы как живого организма, непрерывно развивающегося в соответствии с детской природой; понимание роли педагога как старшего товарища своих воспитанников, организующего образовательно-воспитательную среду для проявления детьми своих творческих возможностей; организация жизни школьного сообщества на основах самоуправления (по типу общины).
Сторонники С.в. считали, что в преобразовании современного общества в гуманное решающее значение имеет создание условий для реализации доброй природы человека, чему препятствует авторитарное воспитание.
С.в. как самостоятельное педагогическое движение оформилось в начале 20 в., но исторически оно связано с гуманистическими педагогическими традициями эпохи Возрождения. Непосредственным предшественником теории С.в. считается Ж.Ж. Руссо, идеи которого нашли отражение в педагогических теориях и практике представителей филантропизма и неогуманизма.
На рубеже 19-20 вв. сторонники педоцентризма (см. Детоцентризм) (Д. Дьюи, Э. Кей, М. Монтессори и др.) переосмысливали само понятие воспитания, связывая его трактовку с развитием индивидуальности воспитанника.Задачей воспитания считали стимулирование ребёнка к самовоспитанию, самообучению и саморазвитию через организацию педагогом среды, наиболее соответствующей потребностям формирующейся личности.
Жизнедеятельность воспитанников в "свободных школах" строилась как совместный труд в учебных классах, мастерских и на полях, самообслуживание и самоуправление. Гл. роль играли педагогически организованная нравственно-интеллектуальная атмосфера общения, выработанные и принятые всеми нормы поведения. К подобному типу школ можно отнести "Улей" С. Фора и школу Р. Кузине (Франция), "Свободную школьную общину" Г. Винекена, "свободные школы" А. Ферьера и Э. Клапареда (Швейцария) и др.
В России одним из первых взгляды, близкие идеям С.в., высказал Ф.Ф. Резенер. Родоначальником С.в. в России выступил Л.Н Толстой. По его мнению, школа должна была создаваться для ребёнка и помогать его свободному развитию, предоставляя учащемуся свободу воспринимать то учение, которое согласно с его требованиями. Толстой считал недопустимым навязывание педагогом своей воли детям. Однако в 1890-е гг. Толстой отказался от своих педагогических воззрений и пришёл к выводу, что С.в. является "прихотью и развратом детей" и противопоставил ему религиозное воспитание. Тем не менее именно идеи раннего Толстого стали катализатором распространения С.в. Его выразители (К.Н. Вентцель, А.У. Зеленко и др.) консолидировались вокруг журнала "Свободное воспитание" (ред. И.И. Горбунов-Посадов, 1907- 1918), в 1918 выходил под названием "Свободное воспитание и свободная школа".
Наиболее глубокое обоснование теория С.в. в России получила в работах Вентцеля. В "Декларации прав ребёнка" (1917) он провозгласил право каждого человека на свободное развитие всех заложенных в нём сил, способностей и дарований, трактуя это как право на образование и воспитание, сообразное с его индивидуальностью.
В начале 20 в. в России были осуществлены первые попытки практического применения идей С.в.: "Дом свободного ребёнка" Горбунова-Посадова (Москва), "Школа шалунов" А. Радченко (Баку), "Московская семейная школа" О.В. Кайдановой, детские общества "Сетлемент" и "Детский труд и отдых", возглавляемые Зеленко и С.Т. Шацким.
После 1917 идеи С.в. официально рассматривались как противостоящие прежней "школе учёбы". Некоторые из них получили отражение в "Основных принципах единой трудовой школы" (1918): уважение к личности ребёнка, гуманизм, демократичность, творческая активность и др.
В 1918-19 на принципах С.в. в значительной мере строилась деятельность школ-коммун. В советской педагогике некоторые гуманистические тенденции, свойственные С.в., стали возрождаться в опыте В.А. Сухомлинского во 2-й половине 60-х гг. и в педагогике сотрудничества в конце 80-х гг. В 90-е гг. появились частные учебные заведения, стремящиеся строить образовательный процесс, исходя из интересов ребёнка и опирающиеся на принципы С.в.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 255)
См. такжеДетоцентризм, "Педагогика свободы"
Ч313

  1. свободное воспитаниеСВОБОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ концепция в бурж. педагогике й пол. нач. вв. для крой характерны крайняя индивидуализация воспитания категорическое отрицание воспитания и системат...Большая советская энциклопедия
  2. свободное воспитаниеконцепция в буржуазной педагогике й половины начала вв. для которой характерны крайняя индивидуализация воспитания категорическое отрицание воспитания и систематическо...Большая Советская энциклопедия II
  3. свободное воспитаниеопирающееся на принцип педоцентризма направление в педагогике выступающее с позиций критики систем авторитарного воспитания и с требованием предоставить учителю и учащему...Большая энциклопедия по психиатрии
  4. свободное воспитаниенаправление в педагогике й пол. нач. вв.отрицавшее целесообразность систематического и планомерно организованноговоспитания и отстаивающее саморазвитие ребенка в ходе ...Большой энциклопедический словарь II
  5. свободное воспитаниеСВОБОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ направление в педагогике й пол. нач. вв. отрицавшее целесообразность систематического и планомерно организованного воспитания и отстаивающее самор...Большой энциклопедический словарь III
  6. свободное воспитаниеСВОБОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ направление в педагогике й пол. нач. вв. отрицавшее целесообразность систематического и планомерно организованного воспитания и отстаивающее само...Большой Энциклопедический словарь V
  7. свободное воспитаниенаправление в педагогике й половины начала вв. отрицавшее необходимость систематического воспитания и обучения детей и отстаивавшее ничем не ограниченное саморазвитие ...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  8. свободное воспитаниеконцепция воспитания согласно которой ребенок должен развиваться сам и ему нужны лишь благоприятные условия для развития. Ошибочна по своему исходному положению т. к. игн...Профессиональное образование
  9. свободное воспитаниенаправление в пед. теории и практике рассматривающее воспитание как помощь природе ребнка естественно развивающегося в процессе освоения окружающего мира и свободно самоо...Российская педагогическая энциклопедия
  10. свободное воспитаниенаправление в педагогике второй половины XIXначала XX вв. отвергавшее право взрослых на систематическое планомерное организованное воспитание образование и обучение ребен...Словарь исторических терминов
  11. свободное воспитаниеконцепция воспитания согласно которой ребенокдолжен развиваться сам и ему для развития нужны лишь благоприятные условия. С.в. игнорирует необходимость специальной помощи ...Словарь терминов по общей и социальной педагогике
  12. свободное воспитаниеСВОБОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ направление в педагогике й половины начала вв. отрицавшее необходимость систематического воспитания и обучения детей и отстаивавшее ничем не огран...Современная энциклопедия
  13. свободное воспитаниеСВОБОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ направление в педагогике й пол. нач. вв. отрицавшее целесообразность систематического и планомерно организованного воспитания и отстаивающее самор...Современный энциклопедический словарь
  14. свободное воспитаниеСВОБОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ направление в педагогике й пол. нач. вв. отрицавшее целесообразность систематического и планомерно организованного воспитания и отстаивающее само...Энциклопедический словарь естествознания