Большая советская энциклопедия

СВОБОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ

СВОБОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ,концепция в бурж. педагогике 2-й пол. 19 -нач. 20 вв., для к-рой характерны крайняя индивидуализация воспитания, категорическое отрицание воспитания и систематического обучения, основанных на подавлении личности ребёнка, регламентации всех сторон его жизни и поведения. Идеал сторонников С. в.- не стесняемое никакими ограничениями развитие всех сил и способностей ребёнка. Идеи С. в. неразрывно связаны с пед. взглядами Ж.Ж., Руссо.Одним из первых пропагандистов С. в. была шведская писательница Э. Кей, к-рая в книге "Век ребёнка" (1900) выступила за предоставление детям права на свободное развитие, избавление их от гнёта взрослых, обучение только тому, что необходимо в повседневной жизни. Нем. педагоги Г. Шаррельман, Ф. Гансберг, Л. Гурлитт и нек-рые др. требовали предоставить учителю и уч-ся права на свободное творчество и свободное выражение своей индивидуальности. По их мнению, не должно существовать никаких пед. систем, поскольку они отучают учителя от творческой работы, превращают его в ремесленника.

В конце 19 - нач. 20 вв. идеи С. в. нашли отражение в педагогических взглядах и деятельности сторонников анархизма - П. А.Кропоткин, С.Фор и П. Робен (Франция) и др. Развивая мысль об интегральном (всестороннем, целостном) образовании, вооружающем молодое поколение знанием основ наук и трудовой подготовкой, Кропоткин ставил вопрос и о С. в., к-рое превращает ребёнка в гармонически развитую личность, самостоятельно мыслящую, готовую к активной деятельности в обществе. В отличие от нем. педагогов-индивидуалистов, педагоги-анархисты ставили акцент на социально-трудовой аспект С. в., придавали особенно большое значение добровольному сотрудничеству детей, развитию у них стремления к взаимопомощи. К сторонникам С. в. принадлежала М.Монтессори(Италия). Под влиянием идей С. в. в бурж. педагогике конца 19 - нач. 20 вв. сложилась педоцентрич. концепция, сущность к-рой состоит в том, что за основу воспитания и обучения детей принимаются их спонтанные интересы и потребности. В практике работы нач. школы, где идеи педоцентризма получили наибольшее распространение, эта точка зрения находила выражение в недооценке организации систематич. обучения, в увлечении различными видами детской самодеятельности.

В России идеи С. в. развивал Л. Н. Толстой, к-рый в 1859 организовал школу, работавшую на основе принципов С. в.

В период Революции 1905-07 в России и особенно после её подавления сторонниками С. в. были С. Т.Шацкий,И. И.Горбунов-Посадов,А. У. Зеленко, Н. В.Чехов,К. Н.Вентцелъ.Сторонники С. в. считали, что в основу практики школьного дела должны быть положены следующие принципы: школы организуются при участии уч-ся и их родителей; уч. занятия строятся в зависимости от интересов детей и полностью индивидуализированы; все отношения учителей и уч-ся следует строить на взаимном доверии и симпатии; учителям надо иметь полную свободу в выборе и применении методов и приёмов обучения. Эти идеи были частично реализованы в "Доме свободного ребёнка" (в виде самоуправляющейся общины детей 5-10 лет, родителей и учителей), открытом сторонниками Вентцеля в Москве в 1906 и просуществовавшем до 1909. Идеи С. в. находили отражение на страницах журн. "Свободное воспитание" (1907-18).

Идеи С. в. в педагогике явились одной из форм выражения недовольства демократически настроенной мелкой буржуазии и части бурж. интеллигенции существующим положением в обществе. Педагогам-анархистам С. в. представлялось средством переустройства общества на новых началах, обеспечивающим всестороннее развитие духовных и физических сил детей, их творческую активность, учителям - свободу пед. творчества и др.

Отрицая идеи как авторитарного, так и С. в., марксистско-ленинская педагогика рассматривает воспитание как процесс целенаправленного и систематич. формирования всесторонне развитой личности.

Лит.:К е й Э., Век ребёнка, 2 изд., [М.], 1910; Вентцель К. Н., Теория свободного воспитания и идеальный детский сад, 4 изд., П.- М., 1923; его же, Дом свободного ребенка, 3 изд., М., 1923; Руссо Ж. Ж., Эмиль, или О воспитании, СПБ, 1913; Шаррельман Г., В лаборатории народного учителя, 2 изд., П., 1921; Свободное трудовое воспитание. Сб. статей.

Под ред. Н. К. Лебедева, П.- М., 1921; Дьюи Д., Школа и ребёнок, 2 изд., М. -П., 1923; Толстой Л. Н., Пед. соч., М.- Л., 1948; Крупская Н. К., К вопросу о свободной школе, Пед. соч., т. 1, М., 1957.А. И. Пискунов.




  1. свободное воспитаниеконцепция в буржуазной педагогике й половины начала вв. для которой характерны крайняя индивидуализация воспитания категорическое отрицание воспитания и систематическо...Большая Советская энциклопедия II
  2. свободное воспитаниеопирающееся на принцип педоцентризма направление в педагогике выступающее с позиций критики систем авторитарного воспитания и с требованием предоставить учителю и учащему...Большая энциклопедия по психиатрии
  3. свободное воспитаниенаправление в педагогике й пол. нач. вв.отрицавшее целесообразность систематического и планомерно организованноговоспитания и отстаивающее саморазвитие ребенка в ходе ...Большой энциклопедический словарь II
  4. свободное воспитаниеСВОБОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ направление в педагогике й пол. нач. вв. отрицавшее целесообразность систематического и планомерно организованного воспитания и отстаивающее самор...Большой энциклопедический словарь III
  5. свободное воспитаниеСВОБОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ направление в педагогике й пол. нач. вв. отрицавшее целесообразность систематического и планомерно организованного воспитания и отстаивающее само...Большой Энциклопедический словарь V
  6. свободное воспитаниенаправление в педагогике й половины начала вв. отрицавшее необходимость систематического воспитания и обучения детей и отстаивавшее ничем не ограниченное саморазвитие ...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  7. свободное воспитаниенаправление в педагогической теории и практике рассматривающее воспитание как помощь природе ребнка естественно развивающегося в процессе освоения окружающего мира и своб...Педагогический терминологический словарь
  8. свободное воспитаниеконцепция воспитания согласно которой ребенок должен развиваться сам и ему нужны лишь благоприятные условия для развития. Ошибочна по своему исходному положению т. к. игн...Профессиональное образование
  9. свободное воспитаниенаправление в пед. теории и практике рассматривающее воспитание как помощь природе ребнка естественно развивающегося в процессе освоения окружающего мира и свободно самоо...Российская педагогическая энциклопедия
  10. свободное воспитаниенаправление в педагогике второй половины XIXначала XX вв. отвергавшее право взрослых на систематическое планомерное организованное воспитание образование и обучение ребен...Словарь исторических терминов
  11. свободное воспитаниеконцепция воспитания согласно которой ребенокдолжен развиваться сам и ему для развития нужны лишь благоприятные условия. С.в. игнорирует необходимость специальной помощи ...Словарь терминов по общей и социальной педагогике
  12. свободное воспитаниеСВОБОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ направление в педагогике й половины начала вв. отрицавшее необходимость систематического воспитания и обучения детей и отстаивавшее ничем не огран...Современная энциклопедия
  13. свободное воспитаниеСВОБОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ направление в педагогике й пол. нач. вв. отрицавшее целесообразность систематического и планомерно организованного воспитания и отстаивающее самор...Современный энциклопедический словарь
  14. свободное воспитаниеСВОБОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ направление в педагогике й пол. нач. вв. отрицавшее целесообразность систематического и планомерно организованного воспитания и отстаивающее само...Энциклопедический словарь естествознания