Педагогический терминологический словарь

ЕСТЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

— педагогическая концепция, считающая целью воспитания естественное развитие ребёнка. Понятие Е.в. введено Ж.Ж. Руссо в романах "Новая Элоиза" (1761) и "Эмиль или О воспитании" (1762). Руссо одним из первых рассматривал детство как самоценный качественный этап развития человека. По его мнению, в ребёнке изначально заложены благоприятные тенденции саморазвития, которые часто подавляются авторитарным воспитанием. В Е.в. задачи воспитания состоят в том, чтобы максимально содействовать реализации заложенных в ребёнке возможностей, создавая для этого наилучшие условия. Ребёнок должен приобретать знания и нравственные представления самостоятельно в непосредственном общении с природой. От воспитателя требуется осуществлять педагогическое руководство незаметно для ребёнка, в непринуждённой форме. При этом необходимо предупреждать ребёнка о возможных ошибках. Е.в. было направлено против авторитарного воспитания, но иногда переоценивало опыт ребёнка и принимало крайние формы (например, отрицалась необходимость медицинской помощи). Во 2-й половине 19-20 в. идеи Е.в. легли в основу теории Свободного воспитания.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 82)
См. такжеРуссо, Жан Жак
Ч313

  1. естественное воспитаниест.слав. есть сущий педагогическое учение как система воззрений видящих главную цель и назначение воспитания образования и обучения в естественном развитии ребенка в сл...Основы духовной культуры
  2. естественное воспитаниепед. концепция определяющая целью воспитания содействие естеств. развитию ребнка. Понятие Е. в. введено и раскрыто Ж. Ж. Руссо в романах Новая Элоиза и Эмиль или О воспи...Российская педагогическая энциклопедия
  3. естественное воспитаниеnatural education...Русско-английский психологический словарь