Основные произведения иностранной художественной литературы - Европа, Америка, Австралия

ЭРИХ МАРИЯ РЕМАРК (ERICH MARIA REMARQUE. 18981970)

ЛИТЕРАТУРА ГЕРМАНИИ

— родился в Оснабрюке в семьерабочего типографии. В годы Первой мировой войны был солдатом, после окончаниявойны работал сначала школьным учителем, потом торговым служащим и репортером.Профессиональным писателем стал в конце 1920-х гг. После фашистского переворотаРемарк был вынужден эмигрировать, много лет жил в США, скончался в Швейцарии. Сострой ненавистью изображал он в своих книгах прямые и опосредованныепроявления бесчеловечной идеологии фашизма. «На западном фронте без перемен»(1929), «Возвращение» (1931), «Три товарища» (1938) — книги о военном ипослевоенном поколениях, переживших крах юношеских идеалов, тяготы периодамирового экономического кризиса. В изгнании Ремарк создал ряд романов обантифашистах-эмигрантах («Возлюби ближнего своего», 1941; «Триумфальная арка»,1946). Вторая мировая война отражена в Романе «Время жить и время умирать»(1954). Последний роман Ремарка «Тени в раю» — о судьбах немецких эмигрантов вНью-Йорке — издан посмертно (1971). Сильный художник-реалист, он сумел раскрытьдушевный мир нескольких поколений людей своей страны с таким горьким лиризмом,что его лучшие произведения невозможно читать без напряженного, тревожногоинтереса.

На западном фронте без перемен (ImWesten nichts Neues. 1929)

- первый роман Ремарка, принесший ему широкую известность ипереведенный на многие языки. Автор повествует о страшных будняхимпериалистической войны 1914 г., «о поколении, которое погубила война, о тех, кто стал еежертвой, даже если спасся от снарядов». Пауль, герой романа, попал, как и рядего товарищей, со школьной скамьи в мясорубку войны. Юношам чужды и непонятныее цели, они ощущают всю фальшь шовинистически-милитаристской пропаганды. В ихсознании все чаще возникает мысль о том, что эта война ведется не в интересахпростых людей. Внешне сдержанно, но с большой внутренней силой и состраданиемописаны мучительный страх новобранцев во время первых боев, их гибель на поляхсражений и в госпиталях. Бесчеловечность войны раскрывается и в батальныхкартинах романа, и в исповедальных по интонациям описаниях внутренней жизнигероев со всеми их сомнениями и смятением. Мастерски, с невеселым юморомвоспроизведены бытовые эпизоды фронтовой жизни. Немецкие фашисты с особымзлорадством сжигали эту книгу, воплотившую ненависть писателя к милитаризму ивойне.

Три товарища(Drei Kameraden. 1938)

— роман, с большой лирическойсилой показывающий жизнь далеких от политики людей — бывших фронтовиков (отимени одного их них, Роберта, ведется рассказ), которые познали горечьразочарования. В тяжелые годы инфляции, предшествовавшие фашистскомуперевороту, они испытали и безработицу, и безденежье, и мучительное ощущениенепрочности, зыбкости существования. Несмотря на подчеркнуто объективный тонповествования, автор утверждает, что во всем этом вина того общественногостроя, который опустошил и лишил счастья целое поколение немецкого народа. Вомножестве эпизодов, о которых Ремарк устами своего рассказчика повествует стонкостью проницательного психолога, проявляется несокрушимая и трогательнаяверность в дружбе трех товарищей. В грустной любви Роберта к рано умершей Пат раскрытасила подлинного чувства, мужественного и чуждого сентиментальности. Жизньбеспощадна к трем друзьям: нелепо гибнет «последний романтик» Готфрид,погружается в отчаяние потерявший любимую Роберт, трагически переживает гибельдруга и горе Роберта Кестер.

Время жить и время умирать(Zeitzu leben und Zeit zu sterben. 1954)

— роман, основная тема которого —крах иллюзий. Эрнст Гребер, солдат немецкой армии, когда-то не сомневавшийся вее «непобедимости», становится свидетелем ее разгрома. Мучительные раздумьяГребера связаны с нарастающим в нем отвращением к жестокости, насилию иаморальности, неотделимым от фашистского режима. Всю свою ненависть к фашизмуавтор воплощает в созданных им образах фашистских молодчиков. Разложениефашистской элиты, бездумно прожигающей жизнь на глазах у обездоленногонаселения разрушенного бомбежкой города, бессмысленная жестокость, потерявсяких представлений о нравственных нормах — все это показано в романе счрезвычайной силой и яркостью. Оказавшийся во время отпуска в родном городеГребер остро чувствует обреченность фашистской Германии. Его любимый школьныйучитель арестован и погибает в концлагере, там же умирает и отец жены ГребераЭлизабет. Любовь молодых людей описана с характерным для Ремарка лиризмом. Нафронт Гребер возвращается другим человеком. Он убивает Штейнбреннера, которыйстал в его представлении воплощением мерзостей фашизма, но и сам погибает отпули русского партизана в тот момент, когда в его сознании появляется еще невполне оформившаяся мысль: «Надо сделать что-то бесконечно важное».

Черный обелиск(Der schwarzeObelisk. 1957)

— сатирический роман, действиекоторого относится к 1920-м гг., представляет собой острейшее разоблачениефашизма, его социальных и психологических корней. В деятельности фирмы поизготовлению надгробий, где служит Людвиг Бодмер, как в капле воды отражены всеотвратительные черты собственнического мира, эксплуатация человеческой нищеты,продажность и шкурничество, оголтелый национализм. По роду занятий Бодмерсталкивается с людьми в момент потери ими своих близких. Но все эти великолепновыписанные Ремарком домовладельцы, содержатели увеселительных заведений,коммивояжеры и лавочники остаются и в такие минуты лицемерными и жаднымимещанами. Будущее всех действующих лиц, о котором рассказано в эпилоге романа,не кажется читателю неожиданным. Не удивляют и краткие сведения об ихдеятельности после фашистского переворота. Тревожно, что многие из этихкарьеристов хорошо себя чувствуют, не в пример скульптору Баху, ставшемукалекой в концлагере, и другим честным людям — жертвам фашизма.

Произведения

Собрание сочинений: В 7 т. — М.:Профиздат, 1993—1995; Время жить и время умирать / Пер.И. Каринцевой,В.Станевич. — М.: Изд-во иностр. лит., 1959.— 343 с.; На западном фронте безперемен; Возвращение; Три товарища.— Л.: Лениздат, 1959.— 866 с.; Три товарища/ Пер.

Ю.Архипова; Предисл. А. Битова. —М.: Худож. лит., 1989.— 368 с; Триумфальная арка; Черный обелиск.- М.: Худож.лит., 1978.- 596 с. Arcde triomphe. — München: Goldmann, 1959.—387 S.; Drei Kameraden.— M.: Verl. f. fremdspr. Lit., I960.-454 S.; Im Westen nichts Neues,- M.: Verl. f. fremdspr. Lit.,1959.- 220 S.; Der schwarze Obelisk: Geschichte einerverspätetenJugend.-Berlin:Aufbau-Verl., 1957.- 463 S.; Zeit zuleben und Zeit zu sterben.—Berlin:Aufbau-Verl., 1957.— 415 S.

Литература

Орлов P.A. Проблема личности в романеЭ.М.Ремарка «Черный обелиск».— Вестн. Ленингр. ун-та, 1974, № 8: История, яз. илит.,вып. 2, с. 80—90; Ремарк и споры о нем — Вопр. лит 1963 № 1, с. 92-119. Antkowiak A.Erich Maria Remarque: Leben und Werk.— 2. bearb.Aufl.— Berlin: Volk und Wissen, 1978.— 157 S.; Taylor H.U. Erich Maria Remarque: A literary and film biography —NewYork: Lang,1989.-XVII, 334p.