Основные произведения иностранной художественной литературы - Европа, Америка, Австралия

ГАЙ ПЕТГОНИЙ АРБИТР (GAIUS PETRON1US ARBITER. ГОД РОЖДЕНИЯ НЕИЗВЕСТЕН 66 Г. Н. Э.)

ЛИТЕРАТУРА ДРЕВНЕГО РИМА

—был аристократом-рабовладельцем и во времена Нерона занимался политической илитературной деятельностью. О жизни и личности Петрония Арбитра до наших днейдошло очень мало: все известные сведения содержатся в книге XVI «Анналов» Тацита. Образ жизни Петрония пгличался утонченной роскошью игедонизмом. Он знал толк в наслаждениях, за что был принят число близких друзейНерона, снискав в ближайшем окружении кровавого императора титул судьиизящного» («arbiter elegantianim»),откуда и происходит вторая часть его имени. Став жертвой дворцовых интриг, онбыл заподозрен в измене и кончил самоубийством в своем родовом имении в Кумах.Из литературного наследия Петрония сохранилось —в небольшом числе (Ьоагментов — однопроизведение: «Сатуры», или «Сатирикон», повествование, имеющее некоторыеформальные признаки греческого любовного романа и построенное на чередованиипрозаического изложения со стихотворными вставками. Судя по имеющимсяотрывкам, это было широко задуманное комическое обозрение нравов Римскойимперии периода разложения и упадка. Время действия книги — годы правления Нерона, место действия — преимущественно провинция Кампания. В рамках«лоскутной» композиции произведения, номинальный сюжет которого — приключения трех молодых авантюристов:вечного студента Энколпия, плута Аскилта и развращенного мальчишки Гитона,предмета постоянных раздоров между двумя дружками, — соединено множество разноплановых эпизодов пикарескного,авантюрного, бытового, нравоописательного, анекдотического и пародийногохарактера. Главные действующие лица книги попадают в немыслимые ситуации иположения, выступают во взаимоисключающих обличьях. Неожиданные поворотыинтриги и постоянные переодевания, смены масок и разоблачения в сочетании снародно-смеховой, бурлескной трактовкой эротической темы — источник комического в «Сатириконе». Самый завершенный фрагментпроизведения — описание пиршества в домемифически богатого вольноотпущенника Трималхиона. Здесь стиль Петронияприобретает отчетливо сатирическую окраску —но не потому, что его возмущают бесстыдство и аморализм домашней оргии, апотому. что автору, рафинированному аристократу, претят чванство не по чину ивульгарность бывшего раба, который глух ко всему изящному и прекрасному и тупоупоен могуществом, что дают ему деньги. В остальном повествование Петрониялишено нравственного суждения автора об изображаемом; по мнениюисследователей, в этом сказался дух нравственного релятивизма, характерный дляэпохи, в которую писался «Сатирикон». Латынь книги Петрония, щедро насыщеннаяпростонародной лексикой, была для литературы того времени новаторскимявлением. Новым был и опыт изображения —во всем их красочном разнообразии и пестроте —быта и типов обитателей низов и даже дна римского общества. Реминисценции из«Сатирикона» нередки в европейской литературе Возрождения и более позднегопериода, в частности, использование сюжета вставной новеллы об эфесскойматроне. Форма и образы книги Петрония оказали несомненное воздействие настановление и развитие европейского плутовского (пикарескного) романа какжанра. А слова «Трималхион» и «трималхионов пир» стали в литературе синонимамипошляка-нувориша и вульгарной, рассчитанной на внешний эффект дорогостоящейроскоши. В конце 1960-х гг. итальянский режиссер Федерико Феллини снял фильм помотивам «Сатирикона», в котором заострил ряд сюжетных положений литературногопервоисточника и подчеркнул мотивы кризиса и разложения клонящейся к упадкуцивилизации, дав тем самым аллегорическую параллель к состоянию современногообщества.

Произведение

Сатирикон / Пер. Б.Ярхо.— В кн.: Ахилл Татий, Левкиппа и Клитофонт (и др.],М., 1969, с. 235—348; Сатирикон / Пер. А.Гаврилова и Б. Ярхо. — В кн.: Римскаясатира, М., 1989, с. 131-235.

Литература

Сантросян Н.М. Об идейных ихудожественных особенностях «Сатирикона» Петрония: Научн. докл. высш. шк.—Филол. науки, 1961, № 4, с. 56—66.