Основные произведения иностранной художественной литературы - Европа, Америка, Австралия

ЭДУАРД ДЖОРДЖ БУЛВЕРЛИТТОН (EDWARD GEORGE BULWERLYTTON. 18031873)

ЛИТЕРАТУРА ВЕЛИКОБРИТАНИИ

—романист, драматург. Аристократ по рождению, Булвер-Литтон на всю жизньсохранил связь со своим классом. Видный политический деятель сначала отлиберальной, а затем от консервативной партии, он в 1859 г. стал министром колоний, а в1866 г.— членом палаты лордов. Еще при жизни Булвер-Литтона, в 1840 г., было издано первое собрание егороманов, в 1854 г. — пятитомное издание

«Поэтических и драматическихсочинений». Его произведения постоянно переиздавались в Англии, переводились наиностранные языки — французский,испанский, немецкий, русский. В своем творчестве Булвер-Литтон не поднялся довершин искусства своих великих современников —Диккенса и Теккерея, хотя его влияние испытали многие писатели, в том числе ипоздний Диккенс. Булвер-Литтон видел все множество проблем, вставших передАнглией середины XIX в., и по-своемуразрушал представление о викторианской Англии как стране, не знающей социальныхконфликтов. В 1832 г., в периодпроведения парламентской реформы, Булвер-Литтон выступил с критикойаристократии, утратившей моральный авторитет в глазах народа. Булвер-Литтонупринадлежит роль создателя «ньюгейтского» (от названия тюрьмы в Лондоне — Ньюгейт), по своей природеуголовно-романтического романа, который стал новым вариантов «черного», или«готического», романа конца XVIII в. Вранних романах Булвер-Литтона — «Пелэм» (1828), «Поль Клиффорд» (1830), «Юджин Эрам» (1832),—построенных на уголовной тематике, широко использующихдетективно-приключенческую фабулу, ощутимо влияние романтической эстетики (вцентре — сильная, яркая личность,необычайные обстоятельства, глубокие переживания) и просветительской прозы XV11I в. (сатирическое описание нравоввысшего общества, дидактизм). Обращаясь к эпохам заката старых культурныхтрадиций, форм власти, Булвер-Литтон пытался убедить читателей извлечь урок изопыта истории. С этой целью он нередко модернизировал прошлое, возложив насвоих овеянных романтикой правонарушителей миссию носителей нового буржуазногопорядка. Большое внимание Булвер-Литтон уделял прославлению личныхдобродетелей, что сказалось в разрабатываемом им «романе воспитания».Романтические и реалистические черты переплетаются и в лучшем романеБулвер-Литтона «Кенелм Чиллингли» (1873).Политические взгляды писателя нашли наиболее полное воплощение в романе«Парижане» (1873) и в фантастическомромане «Грядущая раса» (1874), написанныхпод впечатлением событий Парижской коммуны 1871г. Парижская коммуна напугала писателя. В «Парижанах» он с особенной четкостьювыразил свое кредо: только власть аристократии обеспечит расцвет страны,свободу и благосостояние народа. Буржуа, заявляет он, взяли слишком многовласти. Своей кичливостью, своим меркантилизмом эти нувориши вызвалираздражение народа, а своей нелепой тягой к демократическим институтам привелинарод в движение и дали ему возможность организоваться. Значительна рольБулвер-Литтона и в истории английской драмы XIXв. Его пьесы стали одним из явлений переходного периода от драматургии XVIII в. к драматургии XX в. В своих квазиисторических мелодрамах, пользовавшихся большойпопулярностью у современников («Герцогиня де ля Вальер», 1836; «Леди из Лиона», 1838; «Ришелье». 1838, идр.), Булвер-Литтон пытался уйти от односторонности в изображении человеческогохарактера, которую не всегда могли преодолеть даже лучшие комедиографы XVIII в. Сильной чертой Булвер-Литтона-драматургабыл его дар комической характеристики. В драме «Деньги» (1840) перед зрителем развертывались картины из жизни лондонскогосвета, проходила целая галерея светских бездельников, охотников за богатыминевестами.

Кенелм Чиллингли, его приключения и взгляды на жизнь(Kenelm Chillingly, his adventures and opinions. 1873)

—роман, в котором писателю удалось нарисовать правдивую картину корысти,беспринципности английского общества. Этому обществу он противопоставляетодинокого честного дворянина, молодого Кенелма Чиллингли, не желающего идти наидейные и моральные компромиссы. Личное счастье молодого человека разрушено.Его невесту Лили приводят к смерти муки совести: согласившись на брак сКенелмом, она тем самым нарушила обет, данный благодетелю их семьи — ее опекуну, женой которого обещала стать.Булвер-Литтон, отрицательно относившийся к буржуазному прогрессу и буржуазнойдемократии, старается подчеркнуть близость своего дворянского героя к народу иделает его другом бедняков: Кенелм занимается филантропической ипросветительской деятельностью.

Произведешь

КенелмЧиллингли, его приключения и взгляды на жизнь /Пер. под ред. Д. Горфинкеля: Вступ. ст. А.Чичерина.— М.; Л.: Худож. лит., 1965.— 567 с.; Пелэм, или Приключенияджентльмена / Пер. А.С.Кулишер,Н.Я.Рыковой.— М.: Гослитиздат, 1958.— 610с.; Последние дни Помпеи / Сокр. пер.В.Хинкиса: Предисл. С.Л. Утченко. — М.:Детск. лит., 1965.— 365 с.; Призрак / Лит. обработка и приложение Г.Пархоменко.—М.: Радуга, 1994.— 432 с.; Пьесы / Вступ, ст. Ю. Кагарлицкого, Р.Облонской.—М.: Искусство, I960.— 463 с.— (Б-кадраматурга). The completeworks: In 20 vol.— Leipzig: Fleischer. 1843; Kenelm Chillingly.— New York:Continental press, n. d. - XX. 333 p.

ЛитератураLytton V. Bulwer-Lytton. — London:Home a. Van Thal, 1953. — 111 p.; SadleirM. Bulwer: A panorama. — London, 1931.