Основные произведения иностранной художественной литературы - Европа, Америка, Австралия

ФРИДРИХ ДЮРРЕНМАТТ (FRIEDRICH DÜRRENMATT. 19211990)

ЛИТЕРАТУРА ШВЕЙЦАРИИ

— драматург, прозаики публицист; писал на немецком языке. Выросший в семье протестантскогопастора, он тем не менеепредпочитал не утешать, а тревожить,эпатировать, предостерегать.Необычными ходами мысли, гротескно-парадоксальными образами Дюрренматт разбивалустоявшиеся представления, расшатывал устои бездумного самодовольстватехнической цивилизации, пугал равнодушных и ленивых духом возможным «концомсвета», апокалипсисом. Доведение сюжетного действия до «наихудшего конца» сталоизлюбленным приемом его творчества. Уже в ранних рассказах писателя («Пилат», «Город»,«Туннель») возникают сквозные проблемы и тревожные видения, преследовавшие его всю жизнь, — обогооставленности людей, о мире как лабиринте, тюрьме и сумасшедшем доме, очеловечестве, с нарастающей скоростью несущемся без руля и без ветрил в пропастьнебытия. Дюрренматт считал себя писателем гротеска, а не абсурда («абсурдного яне люблю, ибо оно означает отсутствие смысла»); создавая свой парадоксальный,хаотичный художественный мир и устраивая ему апокалипсис, он, будучи в большеймере просветителем и моралистом, чем нигилистом, воспитывал у своих читателейтворческое воображение, способность увидеть разрыв между действительностью итем, что действительностью не стало, что было упущено. Дюрренматт был мастеромдетективного жанра, который он переосмыслял в парадоксальном духе, насыщалфилософской и общественно-политической проблематикой,— романы «Судья и егопалач» (1952), «Подозрение» (1953), «Обещание» (1958), повесть «Авария». Ноподлинный триумф ожидал Дюрренматта на поприще драматургии. Уже первые егопьесы («В писании сказано...», 1947; «Слепой»,

1948) поразили зрителей дерзкими парадоксами и злымсарказмом; еще больше нарочитого эпатажа, гротескной условности, едкой пародиии жестокого фарса в комедиях «Ромул Великий» (1949), «Брак господина Миссисипи»(1952), «Визит старой дамы» (1956), «Физики» (1962) и др. В них Дюрренматтпредстает не только яростным обличителем пороков и язв современного мира, но истрастным защитником права человека возвыситься над роковыми несуразностямижизни, перестать быть игрушкой в руках слепого случая, понять механизм насилия,обмана, манипулирования общественным мнением и обратиться к поискам выхода изтупиковой ситуации.

Визитстаройдамы(Der Besuch der alten Dame. 1956)

— трагическая комедия,в которой «модель мира» строится из локально окрашенных блоков. Историяо том, как неслыханно богатая женщина приезжает в захудалый швейцарскийгородок, где когда-то жестоко надругались над ее первой любовью, и за миллиарддолларов предлагает горожанам убить ее обидчика — лавочника Илла, под перомДюрренматта превращается в гротескную притчу о власти денег, способных будитьв людях хищнические инстинкты. «Возвращение блудной дочери» несет городу неизбавление от экономического застоя, а повальное совращение жителей, забывших онравственных устоях и благородных порывах, о которых они возвещают, сжимаякольцо вокруг несчастной жертвы.

Физики(Die Physiker. 1962)

— трагикомедия,действие которой происходит в сумасшедшем доме: выдающий себя за безумцавыдающийся физик Мёбиус пытается скрыть за стенами дома скорби свое открытие,грозящее миру уничтожением; два других лже-безумца — тоже физики, подосланныевраждующими блоками, чтобы выведать тайну Мёбиуса. Но им это не удается, аМёбиусу, несмотря на всю его самоотверженность, не удается сохранить своеоткрытие в тайне: оно становится достоянием по-настоящему безумной владелицылечебного заведения — доктора Цанд. Тезис Мёбиуса: «Или мы (т. е. физики)останемся в сумасшедшем доме, или сумасшедшим домом станет мир» — в трактовкеДюрренматта оказывается несостоятельным, а героический поступок ученого —бесполезным, ибо «то, что касается всех, могут решить только все».

Произведения

Комедии / Предисл. Ю.Архипова.- М.: Искусство, 1969.- 512с.; Избранное /Предисл. Н.Павловой. — М.: Радуга, 1990. — 494 с.; Поручение,или О наблюдении за наблюдающим за наблюдателями: Драматургия и проза /Послесл. Л. Невской. — М.: Мол. гвардия, 1990. — 175 с. Gesammelte Werke: In 7 Bd. / Hrsg. von F. J. Görtz. - Zürich: Diogenes, 1988; Der Auftrag oder VomBeobachten des Beobachters der Beobachter. — Zürich: Diogenes, 1986. — 132 S.; Justiz: Roman. — Zürich: Diogenes, 1986.- 368 S.

Литература

Павлова Н. С. Фридрих Дюрренматт. — М.: Высш. шк., 1967. —74 с. Bänziger Н. Frisch und Dürrenmatt. — Bern; München:Francke, 1976. — 230 S.; Brock-Sulzer E. Dürrenmatt.Stationen seines Werkes. — Zürich:Die Arche, 1960.— 143 S.