Основные произведения иностранной художественной литературы - Европа, Америка, Австралия

МОРИС МЕТЕРЛИНК (MAURICE MAETERLINCK. 18621949)

ЛИТЕРАТУРА БЕЛЬГИИ

—оставил заметный след не только в бельгийской, но и в мировой драматургии, втеатральной жизни Франции, России и других европейских стран. Метерлинк былсыном нотариуса, учился в иезуитской школе и католическом университете Гента,затем изучал право в Париже и, вернувшись на родину, занялся адвокатскойпрактикой. Но вскоре он стал профессиональным литератором, начав ссимволистских стихов. Метерлинк был одним из немногих драматургов-символистов.Ранние пьесы Метерлинка («Смерть Тентажиля»,1894; «Непрошеная», 1890;«Слепые», 1890, и Др.) полнынедосказанности, намеков, почти лишены драматического действия, их персонажамприсуще чувство смятения перед непознаваемым роком. Однако уже и в раннихпьесах («Аглавена и Селизетта», 1896;«Ариана и Синяя борода», 1896, и др.)возникает мотив активной жертвенности, борьбы с силами судьбы. Сблизившись всамом начале века с деятелями социалистического движения Бельгии, Метерлинкпреодолевает фаталистический пессимизм и в философских работах и драмах этогопериода обращается к людям активного действия. Герои драмы «Монна Ванна» (1902) — люди с яркими характерами — сталкиваются с реальностью Италии конца XV в.; пьеса утверждает право человека налюбовь, прославляет патриотизм. В роли Монны Ванны выступала великая русскаяактриса В. Ф. Комиссаржевская. Бытовая драма «Чудо святого Антония» (1903) — сатира на корыстолюбие. В нейвыводится семейство, возненавидевшее святого Антония за то, что он воскресил ихбогатую родственницу, на наследство которой они рассчитывали. Метерлинк в 1940 г. переехал из Франции, где он жилпоследние годы, в США. Вернувшись на родину после разгрома фашизма, он издалкнигу мемуаров «Голубые пузыри (счастливые воспоминания)» (1948). Самая долгая сценическая жизньоказалась у лучшей драмы Метерлинка —«Синяя птица».

Синяя птица(L'oisean bleu. 1908)

—поэтичная пьеса, в которой использованы мотивы и приемы народных сказок. В нейучаствуют не только люди, но и души животных (Кот, Пес), Сахара, Хлеба, Воды,Огня. В сопровождении этих персонажей дети дровосека — мальчик Тильтиль и девочка Митиль— переживают множество приключений, странствуя в поисках Синей птицы,которая должна излечить больную девочку. Они побывали в царстве прошлого, вцарстве будущего и т. п. Пьеса заканчивается тем, что дети просыпаются в своейкомнате. Тильтиль отдает больной девочке-соседке серенькую птичку, котораявсегда жила у него в клетке. Девочка сразу выздоравливает. Правда, в последнююминуту птичка улетает, но Тильтиль не приходит в отчаяние: он уверен, чтопоймает ее. Синяя птица в пьесе — символчеловеческого счастья. Это веселое и грустное, лиричное и мудрое повествованиеисполнено веры в доброту и силу человека, в его победу над силами природы,голодом, нищетой. Право первой постановки Метерлинк передал К.С.Станиславскому;с 30 сентября 1908 г. пьеса идет на сцене МХАТа.

Произведения

Пьесы.— М.: Искусство, 1958.— 573 с.— (Б-ка драматурга); Пьесы.— Вкн.: Верхарн Э. Стихотворения; Зори. Метерлинк М. Пьесы, М.. 1972, с.344—578; Синяя птица / Пер.Н.Любимова.— Л.: Искусство, 1975.— 269 с. L'oiseau Ыеи. -Paris: Fasquelle, 1953.- XII, 274 p.;Theatre: En 3 vol.- Paris: Fasquelle, [1950—1953).

ЛитератураСтаниславский К. В гостях у Метерлинка. —Собр. соч.: В 8 т. М., 1954, т. I,с. 322—325;

Шкунаева И. Ранний театр МорисаМетерлинка; Театр Метерлинка в начале XXвека.— В кн.:

Шкунаева И. Бельгийская драма отМетерлинка до наших дней, М., 1973, с. 27—162. Bodart R. Maurice Maeterlinck: Choix de textes,temoignages, bibliographie. — Paris:Seghers, 1962.—

207 p.; Maurice Maeterlinck, 1862—1962 / [Pnbl.j sous la direction dc J.Hanse et R. Vivier. — Bruxelles: Renaissance du livre, 1962.— 547 p.; Pasqnier A. Maurice Maeterlinck.— Bruxelles:Renaissance du livre, [1963].— 295 p.;Postio M. Maeterlinck et le symbolisme.— Paris: Nizet, 1970.— 254 p.