Основные произведения иностранной художественной литературы - Европа, Америка, Австралия

СЁРЕН ОБЮ КИРКЕГОР (SØREN AABYE KIERKEGAARD. 18131855)

ЛИТЕРАТУРА ДАНИИ

— писатель и философ, предшественник экзистенциализма,мастер интеллектуальной прозы. Родился в семье торговца шерстью, энергичного инабожного человека, изучал в университете теологию и средневековую литературу,рано покинул родительский дом и некоторое время вел рассеянный образ жизни,посещая кафе, делая долги и заводя сомнительные знакомства. Смерть отца в 1838г. изменяет его отношение к жизни: Киркегор серьезно занимается философией и в1841 г. защищает диссертацию по эстетике «О понятии иронии». Вскоре безвидимого повода он разрывает помолвку с невестой, то есть совершает поступок потем временам скандальный, уезжает в Берлин, тогдашнюю философскую столицу мира,и после возвращения в следующем году публикует свой самый известный труд «Или —или». Одна из его частей, написанная в форме романа, «Дневник обольстителя»,реанимирует утихший было скандал — речь в книге идет о разрыве помолвки и о совращении девушки-невесты! Вокругдеталей романа стали строиться (и до сих пор строятся) самые различные версии.Считали, например, что, написав «Дневник обольстителя», Киркегор сознательноочернил себя в глазах брошенной невесты, чтобы искупить вину перед ней. Другоеобъяснение: роман — это литературная компенсация физической немощи автора, инаписан, чтобы ее скрыть. В любом случае «Дневник обольстителя» был для егоавтора инструментом познания истины о себе и демонстрацией его излюбленноготезиса о том, что истина вне мыслящего человека не существует и от негонеотделима. В «Или — или» она представлена в виде выбора между «эстетическим»(или «наслажденческим») и «этическим» («моральным») образом жизни. В последующихработах «Страх и трепет», «Повторение» (1843), «Философские крохи», «Понятиестраха» (1844), «Этапы жизненного пути» (1845), «Христианские речи» (1848),«Болезнь смерти» (1849) и многих других философ дополняет этот выбор необходимостьюрелигиозного обращения — «абсурдной», по его собственным словам, веры в Бога,которую, как считают многие исследователи, он так до конца и не принял.

Дневник обольстителя(Forførerensdagbog. 1843)

— роман, якобысоставленный из дневника и писем, найденных неким г-ном А в ящике стола у егоприятеля Йоханнеса. Поэзию и мечту автор дневника стремится внести в своюжизнь, организуя ее в соответствии с канонами прекрасного и избирая из этогопрекрасного то, что интересует его больше всего,— любовные похождения. Правда,Йоханнес не опускается до роли заурядного ловеласа: чаще всего емудовольно немногого — ответного поклона или улыбки. Но от главной героинидневника он добивается большего: встретившись с ней однажды на улице, Йоханнесдолго разыскивает ее, узнает ее имя, навязывает свою дружбу влюбленному в нееюноше, играет роль его поверенного в сердечных делах и попадает наконец в домКорделии и ее тети (родители девушки умерли). Все время Йоханнес действует какбы по рассчитанному сценарию. Вначале Йоханнес к Корделии почти вызывающеневнимателен и подчеркнуто любезен с ее тетей, затем неожиданно, отделываясьзаодно от соперника, делает ей предложение, которое принимается; на этой стадиион разжигает любопытство и чувственность невесты пылкими письмами, наедине же сней ведет себя сдержанно и иронично. Проходит некоторое время, и Йоханнес,разыгрывая тяготящуюся формальными узами романтическую страсть, заставляетдевушку разорвать помолвку с ним по ее собственной инициативе — Корделия готовапочти на все, она без памяти в него влюблена.Впрочем, Йоханнес увлечен ею неменьше, что не мешает ему продолжать тонко рассчитанную игру, котораязавершается к полному его удовлетворению. После этого Корделия его неинтересует — спектакль окончен, герою снова скучно... до постановки следующей«эстетической» задачи.

Произведения

Дневник обольстителя / Пер. П.Ганзена. — В кн.:Скандинавия: Лит. панорама, М., 1991, вып. 2, с. 11 — 159; Наслаждение и долг /Пер. и предисл. П.Ганзена. — СПб.: Ледерле, 1984. — 414 с.; Страх и трепет /Пер. Н.В.Исаевой и С.А.Исаева; Предисл.С.А.Исаева. — М.: Республика, 1993,- 383с. Samledevcrker: In 20 bd. /Udg. af A. B.Drachmann et al. — København: Gyldendal, 1982.

Литература

Бредсдорф Э. Л. «Корсар» в издании М. А. Гольдшмидта(1840—1846): (С подробным разбором конфликта между Сёреном Киркегором и«Корсаром») /Пер. В. В. Похлебкина. — В кн.: Бредсдорф Э. Л. Литература иобщество в Скандинавии, М., 1971, с. 23—150; Быховский Б. Э. Кьеркегор. — М.:Мысль, 1971. — 238 с.; Гайденко П. П. Трагедия эстетизма: Опыт характеристикимиросозерцания Серена Киркегора. — М.: Искусство, 1970. — 246 с.; Долгов К. М.Серен Киркегор — предтеча современного экзистенциализма. — В кн.: Долгов К. М.От Киркегора до Камю, М., 1990, с. 7-42. Jørgensen C. Søren Kierkegaard: In 5 bd. — København, 1964.