Основные произведения иностранной художественной литературы - Европа, Америка, Австралия

ГОТХОЛЬД ЭФРАИМ ЛЕССИНГ (GOTTHOLD EPHRAIM LESSING. 17291781)

ЛИТЕРАТУРА ГЕРМАНИИ

— просветитель, поэт и драматург,критик и крупнейший теоретик искусства. Жил в феодальной, раздробленной намножество государств, «лоскутной» Германии. Заслуги Лессинга как писателя иобщественного деятеля эпохи Просвещения огромны. Лессинг во всех произведенияхобличал княжеский произвол, крепостничество и невежество. Он был гуманистом,защищающим право, свободу и достоинство человеческой личности. С особеннойстрастью Лессинг боролся против расовых и религиозных предрассудков, противсословных и имущественных перегородок. В теоретических трудах «Письма оновейшей литературе», «Лаокоон», «Гамбургская драматургия» Лессинг выступил сэстетической программой, развенчивающей каноны классицизма. Литературно-теоретическиеработы Лессинга свободны от дидактически описательной манеры и представляют значительныйшаг в развитии литературной критики. Лессингом были заложены основы немецкойнациональной драмы, в которой жили и действовали не цари и герои, а обычныесмертные. Он считал театр «единственной кафедрой, с которой можно говорить стретьим сословием». Лессинг проявил себя талантливым стихотворцем ибаснописцем. В баснях и стихах («Гинц и Кунц», «Генсхен Хитрец», «Самыйстрашный зверь», «Благородный дурак», «Танцующий медведь» и др.) он обнажалобщественные язвы и пороки своего времени, восставал против самовластиягосударей и дворянских привилегий, издевался над тупостью и косностьюбюргерской среды.

Минна фон Барнхельм (Minna vonBarnhelm. 1767)

— первая национальная немецкаякомедия, написанная простым разговорным языком, повествует о жестокостях инесправедливостях Семилетней войны, которая тяжелым бременем легла на немецкийнарод. Главные герои пьесы и лица, их окружающие, — люди эпохи Просвещения; онилишены сословных и национальных предрассудков. Именно поэтому главная героиняМинна фон Барнхельм и ее жених майор Тельгейм благополучно разрешают конфликты,которые мешали их обручению и счастью. Майор несправедливо уволен из армии и,считая себя обесчещенным, хочет расторгнуть помолвку с Минной, хотя таполностью верит в его невиновность. Когда же честь Тельгейма восстановлена,невеста подвергает его такому же испытанию: говорит ему, что состояние еепотеряно и поэтому она берет обратно свое слово, так как брак их был бынеравным.

Эмилия Галотти (Emilia Galotti. 1772)

— пьеса, в которой Лессинг бросилвызов произволу феодальных князей и придворному дворянству. Одна из лучшихтрагедий в немецкой драматургии, она до сих пор не сходит со сцен мира. Юнаядевушка, невеста графа Аппиани, приглянулась жестокому тирану герцогу ЭттореГонзага. Решив во что бы то ни стало овладеть ею, он при помощи своих клевретовубивает жениха Эмилии и увозит девушку во дворец. Предпочитая смерть бесчестию,Эмилия уговаривает своего отца убить ее. В основе сюжета пьесы лежит историяримлянки Виргинии, невесты римского трибуна Луция-Ицилия. Она не пожелалаответить на расположение патриция Аппия Клавдия, за что была на суде объявленарабыней одного из приближенных Аппия. Отец, спасая дочь от позора, убивает еепрямо в зале суда. Используя этот сюжет из античной истории, Лессинг стремилсяпередать в пьесе ненависть к тирании и высокие моральные принципы.

Натан Мудрый (Nathander Weise. 1779)

— философская драма. Написана белымстихом. Действие ее происходит в Иерусалиме в эпоху крестовых походов. В этойпьесе Лессинг выступает с проповедью религиозной и расовой терпимости. В драме выведеныпредставители трех религий: магометанской — султан Саладин, христианской —рыцарь-храмовник, и иудейской — Натан, человек, наделенный высокими добродетелямии прозванный в народе Мудрым. Религиозные фанатики, узнав, что дочь Натана —воспитанная им христианка, требуют смерти еврея, но справедливый Саладинвступается за него. Идейное содержание пьесы особенно ярко выражено в притче отрех кольцах, которую Натан рассказывает Саладину. Притча эта очень древняя,она пришла с Востока и была известна уже в XIV в. в обработке Боккаччо. Смыслпритчи заключается в том, что не вероисповедание и не принадлежность ккакой-либо национальности, а только личные заслуги и достоинства человекаукрашают и возвышают его над окружающими.

Произведения

Избранное / Вступ. ст. и коммент.А. Гулыги. — М.: Худож. лит., 1980. — 574 с. Драмы; Басни в прозе / Вступ. ст.и сост. Н. Вильмонта.— М.: Худож. лит., 1972.— 509 с.— (Б-ка всемирн. лит.);Эмилия Галотти / Пер. П. В. Мелковой.— М.: Искусство, 1953 — 76 с. AusgewählteWerke.- М.:Verl. für fremdspr. Lit., 1954.-383 S.; Werke: In 3 Bd.- Leipzig:Bibliogr. Inst., 1960; EmiliaGalotti: Ein Trauerspiel in 5 Aufzügen.—Leipzig: Rečiam,I960.— 80 S.; Minna von Barnhelm,oder Das Soldatenglück: Ein Lustspiel in 5 Aufzügen.—Leipzig: Rečiam,1959.— 96 S.; Nathan der Weise: Ein dramatischesGedicht in 5 Aufzügen.—Berlin:Volk und Wissen, 1953.— 136 S.

Литература

Фридлендер Г. Лессинг: Очерк творчества. — М.:Гослитиздат, 1957.— 240 с.; Чернышевский Н. Г. Лессинг, его время, жизнь идеятельность.— Полн. собр. соч., М., 1948, т. 4, с. 5—221. BergerK-H Gotthold Ephraim Lessing inSelbstzeugnissen und Bilddokumenten.— Hamburg: Rowohlt, 1962.—178 S.; Rilla P. Lessing und seine Zeitalter.—Berlin:Aufbau-Verl., I960.— 451 S.; Ritzel W.G. E. Lessing. —Stuttgart:Kohlhammer, 1966.— 319 S.