Основные произведения иностранной художественной литературы - Европа, Америка, Австралия

ПЬЕР ЖАН БЕРАНЖЕ (PIERRE JEAN BÉRANGER. 17801857)

ЛИТЕРАТУРА ФРАНЦИИ

— поэт-песенник, народный писатель Франции. Популярностьпоэта в демократических кругах его страны и за пределами Франции всегда былаогромна. Выходец из мелкобуржуазной семьи, Беранже переменил ряд профессий,прежде чем всерьез заняться литературой: он был учеником ювелира, часовщиком,учителем, библиотекарем. Беранже вырос в атмосфере Французской революции иочень рано проникся ненавистью к аристократии и горячей симпатией к народной франции. После ранних песен о любви и дружеских пирушкахБеранже обращается к социально-политической поэзии. Песня «Король Ивето» быланачалом нового этапа его творчества. Особой смелостью и остротой отличаютсяпесни Беранже, написанные в эпоху Реставрации. Он обрушивается в них главнымобразом на реакционную Церковь, дворянство, темную агентуру Бурбонов(«Миссионеры», «Смерть Сатаны», «Маркиз де Карабас», «Белая кокарда», «ГосподинИскариотов»). Беранже создал ряд разоблачительных стихов о Карле X, неоднократно подвергавшем поэта тюремному заключению иштрафу («Прощайте, песни», «Масленица», «1829 г.», «Красный человек», «Кардинали песенник»). Мастерски сделаны стихи, посвященные Наполеону, который в годыРеставрации представлялся поэту «народным» императором («Старый капрал»,«Народная память»). Изящные и жизнерадостные стихи о чувствах простых людей, обих независимости, бескорыстной любви и непринужденном веселье являютсявыражением демократических симпатий поэта («Советы Лизы», «Чердак», «Новыйфрак», «Нет, это не Лизетта»). О песнях Беранже Ламартин сказал, что они «былитеми патронами, которыми народ стрелял в июльские дни». Беранже был непосредственнымучастником революционных событий 1830 г. После революции он разоблачает в своихстихотворениях монархию Луи Филиппа, ее министров, банкиров («Друзьямминистрам», «Бонди», «Деньги», «Золото»). Свои утопические идеалы Беранжевыразил в стихотворении «Безумцы». Песни Беранже просты, но не упрошены, ониизящны, их образы четки и выразительны, а многие из повторяющихся после каждогокуплета рефренов стали крылатыми фразами.

Произведения

Сочинения / Сост., ред., вступ. ст. и коммент.Ю.И.Данилина. — М.: Гослитиздат, 1957. — 639 с.; Избранное / Сост. Е. Е.Евгеньев; Предисл. и примеч. Ю.И.Данилина. — М.: Правда, 1979. — 591 с.; Беранже П.Ж. Песни; Барбье О. Стихотворения;Дюпон П. Песни / Сост., вступ. ст. и примеч.С. Брахман. — М.: Худож. лит., 1976. — 542 с. — (Б-ка всемирн. лит.). Oeuvres complètes: En 2 t. — Paris: Aujourd'hui, 1984; Oeuvres choisies / Сост. и предисл. З.А. Старицыной; Коммент. С. И. Великовского. — 2 éd. — M.:Progrès, 1980. — 420 р.

Литература

Данилин Ю. Беранжеи его песни:Крит.-биогр. очерк. — М.:Худож. лит., 1973. —351 с.; Добролюбов Н.А. ПесниБеранже. — В кн.: Добролюбов Н.А. Литературная критика, М., 1961, с.231—247;Муравьева Н. Беранже. — М.: Мол. гвардия, 1965. — 317 с. — (Жизнь замечат.людей); Старицына З.А. Беранже в России. XIXв. — М.: Высш. школа, 1969. — 198 с. Béranger et son temps / Introd., comment, et notesexplicatives par P. Brochon. —Paris: Éd. sociales, 1956.- 176 p.; Touchard J. La gloire deBéranger: En 2 t. —Paris: Colin, 1968.