Основные произведения иностранной художественной литературы - Европа, Америка, Австралия

ПИО БАРОХАИНЕССИ (PÍO BAROJA Y NESSI. 18721956)

ЛИТЕРАТУРА ИСПАНИИ

— один из писателей«поколения 98-го года», родился в Сан-Себастьяне в семье горного инженера-баска.Врач по образованию, литературную деятельность он начал в 1887 г. и зашестьдесят лет написал около ста книг: романов, новелл, сборников эссе,публицистики, мемуаров, выпуская с неизменной последовательностью 2—3 книги вгод. Романы Барохи собраны в трилогии и циклы: «Земля басков» (1900—1909),«Фантастическая жизнь» (1901—1906), «Борьба за существование» (1904),«Прошлое» (1906—1907), «Города»(1910—1920), «Агония нашего времени» (1926—1927),«Раса» (1931—1932), «Темная чаща» (1932) и др. Наиболее известен цикл«Воспоминания человека действия», которому он посвятил более 20 лет жизни(1912—1935), включающий 22 романа. Общественно-политические взгляды Пио Барохибыли противоречивы и претерпели сложную эволюцию на протяжении его долгогожизненного пути. Писатель непримиримо относился к буржуазному обществу, ипроизведения его содержат жесточайшую критику всех его институтов, включаягосударство и католическую церковь. В то же время он не верил в прогресс,возможность победы добра над злом и несправедливостью. Отсюда идея борьбы воимя борьбы, без надежды на успех. Сам Бароха условно разделил свое творчествона два периода, определяя первый (до начала мировой войны 1914 г.) как «времяжестокости, запальчивости и отчаянной тоски», второй — как «эпоху историзма, критики,иронии». Мотивы социального отрицания особенно сильны в первый период. Позднеев большей степени выступают мотивы разочарования, неверия, пессимизма. Какхудожник Бароха явился продолжателем реалистических традиций в испанскойлитературе. Один из излюбленных образов Барохи — чудак, прекраснодушныйгуманист, находящийся в безысходном разладе с действительностью и терпящийпоражение в столкновении с ней. Но в ряде его романов появляется трезвая,практическая и деятельная личность. Сочувственно изображает писатель человекатруда, уделяя особое внимание наиболее острым социальным проблемам Испании.Романы Барохи, в которых отсутствуют стройная композиция и четкая сюжетнаялиния, зачастую предстают как сложное переплетение не до конца прослеженныхчеловеческих судеб. Стилю его свойственны лаконизм, парадоксальность и остротасравнений, элементы гротеска и иронии.

Алая заря (Aurora roja. 1904)

— одно из наиболеехарактерных произведений Пио Барохи, заключающее трилогию «Борьба засуществование» (первые два романа — «В поисках» и «Сорная трава»). Для «Алойзари», как и для других книг писателя, характерна обнаженность основной идеи.Роман посвящен проблеме анархизма — одной из наиболее значительныхобщественно-политических проблем Испании начала XX в. Книга изобилует персонажами, представляющимимногочисленные разновидности анархизма: от старого Кануто — сторонника I Интернационала и Парижской коммуны, гибнущего от рукполицейских, до глашатаев всеобщего разрушения и «апостолов» динамита. Яростныеспоры представителей различных группок, входящих в кружок «Алая заря»,позволяют обнаружить теоретическую несостоятельность и бессилие анархизма. Дажелучшие представители его, подобные художнику Хуану, человеку возвышенных,гуманных идеалов, обречены лишь на бесплодные мечтания. Писатель беспощаден воценке политических партий, правосудия, церкви, самого существа общества, характернымиатрибутами которого являются зло, насилие и лицемерие. Действие романаразворачивается на одной из мрачных окраин Мадрида, где обитают люди,оказавшиеся на дне жизни, и трудовой народ, в том числе один из главных героевтрилогии — брат Хуана Мануэль. Скептик и отрицатель, Бароха не оставляет своимгероям надежды. Полны глубокого смысла последние страницы книги, на которыхописываются смерть и похороны Хуана, как бы символизирующие крушение высоких иблагородных идеалов, мечты о светлом обществе будущего.

Произведения

Алая заря / Пер. Г. Степанова; Предисл. 3. Плавскина. — М.:Худож. лит., 1964. — 254 с.; Салакаин Отважный / Пер. Н. Бутыриной; Вечера вБуэн-Ретиро / Пер. В. Виноградова. — В кн.: Унамуно М. де. Туман; АвельСанчес; Валье-Инклан Р. дель. Тиран Бандерас; Бароха П. Салакаин Отважный;Вечера в Буэн-Ретиро, М., 1973, с. 477—802; Сорная трава / Пер. С.С.Игнатова. —М.; Л.: Госиздат, 1927.- 270 с. Obras completas: En St. — Madrid: Bibl. nueva, 1946—1951; Aurora roja / Pról.de М. Díaz Martínez. — Habana: Consejo пае. decultura, 1965.— XIV, 259 p.

Литература

Тертерян И.А. Пио Бароха. — В кн.: Тертерян И.А. Испытание историей: Очерки испанской литературы XX века, М., 1973, с.218-257. Baroja y su mundo:En 2 t. / Dir. de F. Baeza;Pról. de P. Lain Entralgo. — Madrid:Arión, 1962; Barojiana. — Madrid:Taurus,1972. — 176 p.; Pío Baroja / Ed. de J. Martínez Palacio. — Madrid: Taurus, 1974. — 559 p.

АСОРИН(AZORÍN. 1873-1967)

— псевдоним Хосе Мартинеса Руиса, прозаика и драматурга,одной из ключевых фигур «поколения 98-го года». Он родился в семье алькальдаместечка Монувар (провинция Аликанте). После окончания католического колледжаизучал право в университетах Валенсии и Мадрида, но больше интересовалсяхудожественной и общественной жизнью, прилежно читал Кропоткина и Бакунина. Вте же студенческие годы начал работать хроникером, театральным и литературнымкритиком в валенсийской, а затем мадридской прессе республиканского толка. Подвлиянием революционно-анархических настроений молодой литератор опубликовалдаже несколько статей против собственности, брака и церкви. Однако периодидейного радикализма к 1900 г. завершился. С выходом в свет автобиографическойтрилогии, включавшей романы «Воля» (1902), «Антонио Асорин» (1903), «Исповедьзахудалого философа» (1904) начался самый значительный этап творческой жизниАсорина, длившийся до середины 1920-х гг. За трилогией последовали книги, вкоторых Асорин по-своему пытался отвечать на вопросы, волновавшие писателей егопоколения. Одна их часть была посвящена старой Испании, ее городам и землям:«Селенья: Очерки провинциальной жизни» (1905), «Испания: Люди и пейзажи»(1909), «Кастилия» (1912), «Городок» (1916). Другая — толкованию классиков:«Испанские чтения» (1912), «Классики и современники» (1913), «Литературныевеличины» (1914), «На полях классиков» (1915). В третьей путевые наблюдениясоединялись с заметками читателя литературной старины: «Путь Дон Кихота»(1905), «Один час Испании» (1924). Иногда выходу книги предшествовалапубликация очерков в газете — с прессой писатель был связан всю жизнь; так, позаданию газеты «Импарсиаль» писалась серия очерков «Путь Дон Кихота». С началавека Асорин стремительно отступает от прогрессистских взглядов студенческойпоры. По замечанию современника, вся его эссеистика опирается на старину, будьто забытый фолиант, ветхий дом или затянутая патиной картина. Глухие уголкиИспании, без признаков движения времени, почти без жизни, становятся для неговоплощенной историей, которую можно пережить заново, а значит, не следуетразрушать. Эту «внутреннюю», не «событийную» историю, застывшую в пейзажах,предметах скромного старого быта, писатель стремится запечатлеть, видя за нейвневременную и надвременную Кастилию. Парадоксальность асориновской прозы, ставящеймертвое над живым, не мешает читателям восхищаться прозрачным, ясным слогом,тонким мастерством Асорина-пейзажиста, его умением с безукоризненным чувствоммеры использовать свой лирический дар. Уже в 1910-е гг. его очерковая прозаполучает широкое признание, а в 1924 г. Асорин избран в Испанскую академию. Ссередины 1920-х гг. он активно пишет для театра (пьесы

«Old Spain», «Бренди, еще бренди», «Комедия дель арте» и др.), но как драматургуспеха не имеет. Тогда же он пробует экспериментировать в прозе и также терпитнеудачу. После мятежа — июль 1936-го — писатель эмигрирует во Францию и доконца гражданской войны живет в Париже. Вернувшись в 1939 г. в Мадрид, Асоринснова обращается к литературному творчеству, однако, кроме нескольких мемуарныхкниг, прозаику уже не удается создать ничего значительного.

Произведения

Избранные произведения / Сост., предисл. и коммент.Н.Малиновской. — М.: Худож. лит., 1989.— 574 с. Obras completas: En 9 t. — 2 ed. / Prep, por A. Cruz Rueda. —Madrid: Agiiilar, 1959—1963.

Литература

Ортега-и-Гассет X. Асорин, илиОбаяние обыденности / Пер. Н.Малиновской. — Диапазон, 1992, № 2/3, с. 78-100. Rand М. Castillaen Azorín. — Madrid:Revista de Occidente, 1956; Valverde J. М. Azorín. — Barcelona: Planeta, 1971.- 411 p.