Основные произведения иностранной художественной литературы - Европа, Америка, Австралия

ПЕРСИ БИШИ ШЕЛЛИ (PERCY BISSHE SHELLEY. 17921822)

ЛИТЕРАТУРА ВЕЛИКОБРИТАНИИ

—родился в семье баронета, но с юных лет порвал с аристократическим обществом, котороежестоко преследовало поэта в течение всей его недолгой жизни. Он был исключениз Оксфордского университета за написанную им атеистическую брошюру. В 1812 г. Шелли уехал в Ирландию, где принялучастие в движении ирландцев за независимость. Там он опубликовалпублицистические произведения: «Обращение к ирландскому народу», призывающееирландцев организоваться и вести борьбу политическими методами, и «Декларациюправ», многие положения которой были вдохновлены американской «Декларациейнезависимости» и опытом Великой французской революции. В 1814 г. Шелли расстался со своей первой женойГарриет Уэстбрук и женился на дочери У.Годвина Мэри. Бракоразводный процессШелли послужил новым поводом для травли поэта высшим светом. В 1818 г. Шелли навсегда покинул Англию ипоселился в Италии. Там он сблизился с Байроном. В 1822 г., катаясь на лодке по Женевскому озеру, Шелли утонул вовремя шторма. Поэт-романтик, Шелли в стихах, поэмах и драмах выступал противнасилия и деспотизма. В полных оптимизма, часто аллегорических картинахбудущего рисовал торжество свободы, гармонии и красоты. Шелли был близок идеямутопического социализма и, хотя надеялся на мирные пути преобразованияобщества, не мыслил счастья человечества без освобождения трудящихся отугнетения. В сочинении «Зашита поэзии» (1821)Шелли изложил свои взгляды на общественные задачи литературы. Поэты суть«учредители законов», «изобретатели искусства жить», а стихотворение — «образ жизни, выраженный в ее вечнойистине». Цель поэзии — созидание красоты.При этом поэзия неотрывна от жизни: в «красоте» скрыта «польза», ибо красотажизни служит нравственному совершенствованию людей. Этим задачам служат егохудожественные произведения. Философская поэма «Королева Маб» (1813) разоблачает феодальный мир и политическуюреакцию. В поэме «Восстание Ислама» (1818)рассказывается о брате и сестре Лаоне и Цитне, проповедовавших народу идеисвободы и погибших за эти идеи. Содержание поэмы отражает отношение Шелли кпроблемам и событиям французской революции. Вершина его творчества — лирическая драма «Освобожденный Прометей».Почти не признанный своими современниками, Шелли после смерти стал широкопопулярен. Произведения Шелли исполнены высокого гуманизма и свободолюбия. Егопоэзия отличается яркостью выразительных средств и масштабностью образов.

Освобожденный Прометей(Prometheus unbound. 1820)

—драма, в основу которой положен греческий миф о Прометее, похитившем для людейогонь у Зевса и прикованном за это к скале. Этот миф послужил Шелли сюжетнойканвой для создания грандиозной картины борьбы против тирании во всейвселенной. В предисловии к драме поэт пишет о разнице между его образомПрометея и Прометеем у Эсхила в его великой трагедии. Если в трилогии Эсхилатитан в конце концов примиряется с Зевсом, то Прометей у Шелли показан какнесгибаемый бунтарь. Сложные символические образы драмы Шелли, олицетворяющиеПрироду, Любовь, Красоту, раскрывают веру поэта в неизбежность торжествасправедливости, наступающей после свержения тирана Юпитера, освобождения Прометеяи соединения его с Азией, аллегорическим воплощением любви. Драма кончаетсяграндиозной картиной победы Красоты и Свободы во всем мире.

Ченчи(The Cenci. 1819)

—трагедия, сюжет которой взят из итальянской хроники конца XVI в., повествующей о деспоте графе Ченчи,чье богатство обеспечивает ему безнаказанность, несмотря на творимые им преступления.Ченчи глубоко порочен, чувства его извращены; он радуется гибели своих детей,наслаждается горестями сына, наконец, обесчещивает собственную дочь. Церковь, получающаябогатые пожертвования Ченчи, отпускает ему все грехи. Шелли оправдываетнасилие, борющееся с тиранией. Он рисует образ героической дочери ЧенчиБеатриче; не добившись суда над отцом, она нанимает с согласия семьи убийц,карающих его. Шелли разоблачает и продажность церкви, и несправедливость суда,который счел это убийство бунтом против власти и приговорил к смерти Беатриче иее семью. Образ Беатриче, характер которой отличает моральная красота иврожденное чувство справедливости, — одноиз выдающихся достижений английской драматургии.

Лирика

—в основном носит философский характер. Пантеистическая философия, свойственнаямировоззрению поэта, ярко проявляется в ряде его стихов на мифологическиетемы; «Гимн Аполлона», «Гимн Пана», «Жаворонку», «Философия любви». Природа уШелли действует как живое единство, ибо все в мире взаимосвязано. Философскаялирика Шелли пронизана вольнолюбивыми настроениями. Он создал ряд политическихстихов: «Лорду-канцлеру», «Людям Англии». Однако революционно-демократическоесодержание его поэзии чаше всего выражается в аллегорических образахобновляющейся природы: «Ода свободе», «Беглецы». В наследии Шелли немалолюбовных стихотворений: «Индийская серенада», «Свадебная песнь», «К Джейн».

Произведения

Избранное / Пер. под ред. Вс. Рождественского; Вступ. ст. и примеч. Б.Колесникова. — М.: Гослитиздат, 1962.— 462с.; [Адонаис; Стихотворения].— В кн.: Поэзия английского романтизма, М., 1975, с.439-524;

[Лирика].- В кн.: Шелли П.Б.,Китс Дж. Избранная лирика. М., 1981. с. 23—106;

Письма; Статьи; Фрагменты / Пер. З.Е.Александровой; Послесл. А. А.Елистратовой;

Примеч. и сост. Ю.М.Кондратьева.—М.: Наука, 1972.— 532 с.— (Лит.памятники). The complete poetical works: In 4 vol. /Ed. by N. Rogers.— Oxford: Clarendonpress. 1972—1975; The Cenci /Ed. by G. Woodberry.- Boston: Heath, 1909.-XXXVI. 159 p.; The poetical works.- London: Oxford univ. press, 1939.— X, 924 p.; Prometheus unbound / Ed. by V. D. Sender.—Boston: Heath. 1892.- LVIII, 169 p.

Литература

Елистратова А. А. Шелли.— В кн.:Елистратова А. А. Наследие английского романтизма и современность, М., 1960, с.341—431; Колесникова И. Революционная эстетика П.Б.Шелли.— М.:

Высш. шк., 1963.— 114с.; Неупокоева И. Революционный романтизм Шелли.— М.:Гослитиздат. 1959.- 471 с. Cameron К. The young Shelley.- New York: Macmillan, 1950.- XII, 437 p.; Holmes R. Shelley: ThePursuit.- London: Weidenfeld a. Nicolson, 1974.-XIII, 829 p.; Mathews G. M. Shelley.- London: Longmans, Green,1970.— 44 p.