Основные произведения иностранной художественной литературы - Европа, Америка, Австралия

БЕРТОЛЬТ БРЕХТ (BERTOLT BRECHT. 18981956)

ЛИТЕРАТУРА ГЕРМАНИИ

— поэт, драматург, прозаик ипублицист. Родился в Аугсбурге в семье директора фабрики. В годы Первой мировойвойны студент-медик Брехт работал санитаром в военном госпитале. Здесь он сталубежденным противником войны. В ноябре 1918 г. Брехт был избран членомАугсбургского Совета рабочих и солдатских депутатов, с тех пор связал своюсудьбу с борьбой пролетариата и участвовал в революции 1918—1923 гг. Выступаяна страницах печати, Брехт был известен как поэт, прозаик и публицист, но уже вначале 20-х гг. он становится драматургом и режиссером. Еще до захвата властифашисты внесли Брехта в особый «индекс», а в 1933 г. ему пришлось покинутьГерманию. Годы, проведенные на чужбине, в частности в США, он посвятил борьбе сфашизмом. Выступления Брехта против реакции и войны, его Драматургические произведенияи разработанная им теория эпического театра принесли ему мировую славу. С 1948г. Брехт жил и работал в Берлине, в 1949 г. стал главным режиссером театра«Берлинский ансамбль». Пафос театра Брехта был направлен на борьбу свыхолощенным искусством сцены. Такому искусству он противопоставил театр,основной целью которого было обличение общественного зла, разного родасоциальных пороков. Этому посвящены такие произведения, как опера «Махагони»(1926), пьесы «В джунглях города» (1927) и «Святая Иоанна скотобоен»(1929—1930). Особое место в творческом наследии Брехта занимает пьеса «Мать»(1932), созданная по мотивам романа Горького. Мысль об органичной враждебностижизненного Уклада общества началам человеческой натуры с большой поэтическойсилой выражена в пьесе «Добрый человек из Сезуана» (1938—1942). В ней Брехтнашел на редкость удачную форму (условно-сказочную и одновременноконкретно-реалистическую) для воплощения, казалось бы, отвлеченной философскойидеи добра. Открыто ориентирована на шекспировские хроники пьеса «КарьераАртуро Уи» (1957), пародийное острие которой обращено не против литературного,а Против исторического прототипа Уи — Гитлера и его кровавой фашистской банды.Брехт оставил глубокий след в развитии немецкого и мирового театра. Сформулированныеим принципы нового театра требуют от актера отстраненности при работе надобразом, ибо актер, по мысли Брехта, раскрывает не только образ, но и своеотношение к нему, судит его. Развитие этих принципов привело Брехта к созданиюособой теории эпического театра, являющегося «демонстрационным залом дляразума», «руководством к действию» и апеллирующего не к чувствам, но к сознаниюзрителя. Выдающиеся заслуги Брехта нашли широкое общественное признание. Он быллауреатом Национальной премии ГДР (1951) и международной Ленинской премии «Заукрепление мира между народами» (1954).

Стихи

— значительная часть наследияБрехта. В них поэт выступал против гогенцоллернской монархии и фашистскогомракобесия. Одновременно он писал и стихи, в которых создавал героическиеобразы пролетариев. Многие из них стали популярными песнями, так называемымизонгами. Брехт довел форму стиха до высокого совершенства, используя и развиваятрадиции немецкого фольклора. Поэзия Брехта отличается разнообразием — онвладеет и строгой формой классического сонета, и ритмами народной баллады, ибелым стихом, сознательно приближает поэтическую речь к разговорному языку.

Мамаша Кураж и ее дети (Mutter Courage und ihre Kinder. 1938)

— пьеса из эпохи Тридцатилетнейвойны, задуманная Брехтом как предостережение простым людям, обманутымфашистской пропагандой. По разоренной, залитой кровью немецкой земле на своейповозке разъезжает мамаша Кураж. Много видела, ко всему притерпелась на своемвеку эта умная и смелая женщина. Мать троих детей, она всем сердцем ненавидитвойну, которая принесла столько горя простым людям, всем матерям немецкойземли. Но у мамаши Кураж особая профессия: она — маркитантка и кормится войной;конец войны для нее — разорение. Поэтому мамаша Кураж бредет вслед за армией,стараясь нажиться, и в то же время лелеет мечты, что своих-то детей, двухсыновей и дочь, она сумеет уберечь от гибели. Однако жизнь безжалостно рушит ееиллюзии: гибнут сыновья, умирает и дочь, немая Катрин. Один за другим исчезаютдрузья мамаши Кураж. Старая женщина, которая хотела нажиться на войне, остаетсяодна, сломленная горем.

Жизнь Галилея (Lebendes Galilei. 1947, 1955)

— пьеса, имеющая два варианта:1947 и 1955 гг. Последнюю, расширенную редакцию Брехт готовил к постановке насцене «Берлинер Ансамбль». Галилео Галилей, скромный учитель математики вПадуе, с присущим ему мужеством истинного ученого встает на защиту ученияКоперника. С помощью подзорной трубы он делает астрономические открытия,подтверждающие новую теорию строения Вселенной. Презирая опасность, котораягрозит ему со стороны инквизиции, Галилей пропагандирует теории, в корнеподрывающие «истины» Священного Писания. У ученого появляются последователи, ивопреки явным и тайным козням мракобесов сам астроном Ватикана подтверждаетправильность его выводов. Тем не менее инквизиция включает учение Коперника в«индекс», объявляет его еретическим. Галилей, теперь уже тайно, продолжаетзапрещенные исследования — на этот раз солнечных пятен. Несмотря на упорныепреследования со стороны церкви, учение Галилея становится все более известным.В 1633 г. ученого вызывают на суд инквизиции в Рим. И здесь, устрашенныйорудиями пыток, Галилей отказывается от открытых им истин. Его отречение читаютна площадях и улицах. До конца своих дней Галилей живет в полном уединении,пленником инквизиции. Рисуя путь великого ученого, отказавшегося, вопрекиистине и убеждениям, от своих открытий, Брехт выносит ему суровый приговор. Иэтот приговор тем более суров, что звучит он из уст самого Галилея. В этойпьесе, где прекрасно передана атмосфера XVII в., Брехт поставил один из самыхважных вопросов современности — вопрос о моральной ответственности ученогоперед человечеством.

Кавказский меловой круг (Der kaukasischeKreidekreis. 1949)

— пьеса, сама форма которойпозволила драматургу соотнести старинную быль с современностью. Фашистскиеоккупанты изгнаны с Кавказа, и между двумя соседними колхозами возникает спор отом, кому должна принадлежать пограничная долина. До войны колхозники —животноводы — пасли на ней стада, с приходом немцев эвакуировались, а когдавозвратились домой, то оказалось, что их соседи оставались на месте, вложили вэту долину труд, посадили сады, считают ее своей. Долго спорят колхозники.Полеводы решают разыграть на самодеятельной сцене перед животноводамистаринную легенду, которая, по их расчету, убедит гостей — животноводов — втом, что правы хозяева — полеводы. Давным-давно во время феодальных междоусобицпогиб губернатор города Нука. Его жене удалось бежать, но она бросила в объятомпламенем городе грудного сына. Младенца подобрала ее служанка и, в жестокойнужде и лишениях, рискуя собственной жизнью, выходила его. уверила родных изнакомых, что он — ее собственный ребенок, которого она якобы родила отсолдата. Но вот кончилась война, жена губернатора разыскала брошенного еюребенка и потребовала, чтобы суд вернул ей его. Судьей в то время был мудрыйчеловек. Он присудил ребенка той женщине, которая спасла и выкормила его.Посмотрев этот спектакль, животноводы уступают долину.

Трехгрошовый роман (Dreigroschenroman. 1934)

— наиболее крупное и известноепрозаическое произведение Брехта, являющееся острейшей сатирой на монополии. Номонополии, которые изображает Брехт, — предприятия особого рода.

Одно из них, например, — объединениенищих, возглавляемое Ионафаном Пичэмом. Этот благочестивый пуританин, владелецлавки старых музыкальных инструментов, — настоящий король нищих. Ему подчиненацелая армия попрошаек, калек и симулянтов, у него богатейший склад костылей,протезов, лохмотьев. Ни один ниший, не входящий в объединение Пичэма, не можетконкурировать с этой могучей «корпорацией». Другое родственное предприятиевозглавляет Мэкхит. Члены этого сообщества — воры и бандиты — по дешевкепоставляют добытый товар в лавки Мэкхита, а он, в свою очередь, снабжает ихоружием, отмычками и всем прочим, что требуется для их «деятельности». Описываяэти необычные «монополии» и «тресты», Брехт подчеркивает, что междуизображенными им откровенными уголовниками и респектабельными представителямиделовых кругов нет, в сущности, никакой разницы: те же приемы, та же логика, таже мораль. Не случайно роман заканчивается созданием синдиката розничнойторговли, в который входят все воровские лавочки, а председателем егостановится бандит Мэкхит.

Произведения

Театр: В 5 т. / Общ. ред. Е.Суркова и др.; Сост. и Вступ. ст. И. Фрадкина. — М.: Искусство, 1963—1965;Избранное / Сост. и вступ. ст. В.Девекина. — М.: Правда, 1990.— 555 с.; ЖизньГалилея / Пер. и послесл. С. Апта. — М.: Худож. лит., 1988.— 205 с.; ЖизньГалилея / Пер. Л. Копелева; Послесл. Б. Рейха. — М.: Искусство, 1957.— 166 с.;Кавказский меловой круг / Пер. С. Апта; Послесл. Б. Рейха - М.: Искусство,1957.— 140 с.; Мамаша Кураж и ее дети: Хроника из времен Тридцатилетней войны /Пер. С. Апта; Послесл. Б. Рейха. — М.: Искусство, 1957.— 120 с.; Брехт Б. Олитературе / Сост., пер. и примеч. Е. Кацевой. — М.: Худож. лит., 1977.— 429с.— (Памятники мировой эстет. и критич. мысли); Стихотворения; Рассказы; Пьесы/ Сост., вступ. ст. и примеч. И. Фрадкина.— М.: Худож. лит., 1972.— 815 с.—(Б-ка всемирн. лит.); Трехгрошовый роман / Пер. В.Стенича; Предисл.И.Фрадкина.— М.; Л.: Гослитиздат, 1962.— 400 с.— (Зарубежн. роман XX в.). GesammelteWerke: In 20 Bd.— Frankfurt a. М.: Suhrkamp,1976; Die Stücke: In einem Bd.— Frankfurt a. М.: Siihrkamp,1987.- 1003 S.; Werke: In 6 Bd.-Berlin; Weimar: Aufbau-Verl., 1975.

Литература

Волгина A.A. Бертольт Брехт: Биобиблиогр. указ.— М.: Книга, 1969. — 168 с; Затонский Д. В. Споры о реализме и Бертольт Брехт.— В кн.: Затонский Д. В. Зеркала искусства, М., 1975, с. 56—79; Копелев Л.Брехт.— М.: Мол. гвардия, 1966.— 431 с.— (Жизнь замечат. людей); Райх Б. Брехт:Очерк творчества; Авториз. пер. с нем. — М.: Всерос. театр, о-во, 1960. — 416с.; Фрадкин И. М. Бертольт Брехт: Путь и метод. — М.: Наука, 1965. — 486 с.;Шумахер Э. Жизнь Брехта: Пер. с нем. / Предисл. и научн. ред. И.Фрадкина.— М.:Радуга, 1988.— 350 с.; Эткинд Е. Г. Бертольт Брехт.— Л.: Просвещение, 1971.—184 с. BenjamínW. Versuche über Brecht.- 3. Aufl.-Frankfurt a. М.,1971.- 156 S.; Mittenzwei W. Das Leben des Bertolt Brecht oder, DerUmgang mit den Welträtseln: Bd. 1—2. — Berlin;Weimar: Aufbau-Verl., 1986; Rülicke-WeilerK. Die Dramaturgie Brechts. Theater als Mittel der Veränderung. —2. Aufl. — Berlin: Henschel, 1968.— 288S.; Schuhmann K. Der Lyriker Bertolt Brecht, 1913—1933.—Berlin: Rütten u. Loening, 1964.- 338 S.