Основные произведения иностранной художественной литературы - Европа, Америка, Австралия

МАРК ТУЛЛИЙ ЦИЦЕРОН (MARCUS TULLIUS CICERO. 10643 ГГ. ДО Н. Э.)

ЛИТЕРАТУРА ДРЕВНЕГО РИМА

—римский оратор, философ и политический деятель. Слава оратора затмевает егозаслуги в области философии. Произведения Марка Туллия Цицерона распадаются натри категории: это трактаты по теоретической, практической и политическойфилософии. Практической, нравственной философии посвящены, кроме другихсочинений, «Тускуланские беседы» — диалогв пяти книгах, каждая из которых имеет свою тему. Книга 1-я учит не боятьсясмерти и ставит вопрос, есть ли смерть зло. Цицерон полагает, что смерть — избавление от всех зол и опасностей. Мертвыеобладают всеми истинными благами. Нужно заботиться о том, чтобы честно прожитьи достойно умереть. Книга 2-я говорит о перенесении боли. Ничего нетдостохвальнее, чем перенесение боли и самообладание. Поскольку душа состоит издвух частей, разумной и неразумной, первая должна повелевать второю, как хозяинрабом. Самое прекрасное — величие духа, аоно обнаруживается прежде всего в победе над болью. Тема 3-й книги — утешение в скорби. Мудрец недоступен длягоря, так же как и для других «страстей», неподвластных разуму. Этому учат истоики, для которых скорбь связана со страхом, несдержанностью и другиминедостойными мудреца «страстями». Причина горя, как и прочих душевных волнений, — в ложном мнении о добре и зле. «Удали все,что привнесено произволом, — и скорбь,как болезнь души, исчезнет, останутся только мелкие уколы и судороги души...Горю нет места рядом с мудростью». Книга 4-я трактует о страстях. Авторразвертывает рассуждение против перипатетиков, которые считают, что страстиестественны и подлежат не искоренению, а сдерживанию и ограничению. Далееговорится о врачевании страстей.

Для различных страстей различны илекарства. Настоящее исцеление наступает, когда докажешь, чтo страсти сами по себе порочны инеестественны. Муж сильный и высокий духом недоступен ни горю, ни страху, нижеланию, ни ликованию. Книга 5-я учит, что добродетель — единственный источник счастья. Автор произносит воодушевленноепохвальное слово философии — учительницедобродетели, спасительнице ото всех ошибок, слабостей и погрешностей. Несмотряна различия и противоречия представлений философов о счастье, они сходны в том,что мудрец — истинно счастливое существо.Цицерон не приписывал себе философской оригинальности. Он был прекрасным, хотяи не всегда глубоким, знатоком греческой философии и донес до нас многое, неизвестное по первоисточникам. То, что превращает обилие сведений и материалов вцельное творение, — это сама личностьЦицерона, который не только мастерски владеет изложением, но и вносит в негонравственный пафос. Обладая большим даром популяризации, Цицерон исполнил свойзамысел перенесения греческой философии на римскую почву. От него ведет началоримская философия, а также философия романизированного Запада.

Произведения

Избранные сочинения / Предисл. Г. Кнаббс. — М.: Худож. лит., 1975.— 454с.— (Б-ка античн. лит. Рим); О старости, о дружбе, об обязанностях / Изд. подгот. В. О. Горенштейн,М.Е.Грабарь-Пассек, С.Л.Утченко. — М.:Наука, 1975.— 245 с.— (Лит. памятники).

ЛитератураУтченко С.Л. Цицерон и его время.— М.: Мысль, 1972.— 387 с.