Основные произведения иностранной художественной литературы - Европа, Америка, Австралия

МАРИЯ КОНОПНИЦКАЯ (MARIA KONOPNICKA. 18421910)

ЛИТЕРАТУРА ПОЛЬШИ

— поэтесса ипрозаик, родилась в семье обедневшего шляхтича. Жизнь ее сложилась нелегко. В1876 г., покинув мужа, она поселилась в Варшаве и содержала своим трудомшестерых детей. Переписывала рукописи, давала уроки. И только в возрасте 35 летКонопницкая пробует свои силы в поэзии. Ее первые стихотворения былиопубликованы в 1877 г. и сразу же обратили на себя внимание оригинальностью инесомненной свежестью поэтического видения. Первый сборник ее стихов (1881)содержал цикл своеобразных баллад под названием «Картинки», посвященных жизникрестьян и рабочих. В лучших из них («Свободный батрак», «Крестьянское сердце»,«Ясь не дождался», «Субботний вечер») поэтесса достигает большой силывыразительности благодаря лирической взволнованности, неподдельности авторскогочувства. Весьма уместны в ее стихах публицистические и риторические элементы.Вершиной лирики Конопницкой явились циклы «На свирели», «С лугов и полей», «Поросе», «Из хаты», вошедшие во второй и третий сборники ее стихов. В этихстихах-песнях, теснейшим образом связанных с национальным фольклором, звучитголос самого народа, раскрываются характер мышления крестьянина, его мораль,мировоззрение. Поэтесса использует самые разнообразные формы народной песни —колыбельные, обрядовые, танцевальные, их ритмическое богатство и мелодичность,запечатлевает картины природы, с которой так тесно связана жизнь крестьянства.В поэзии Конопницкой 1890—1900-х гг. заметно усиливаются патриотические мотивы,блестяще разработанные в ряде стихотворений, посвященных Мицкевичу, Шопену,Словацкому и другим деятелям польской культуры, а также в замечательномстихотворении «Присяга». Тема славянского единства звучит в стихах «ОГрюнвальдской битве», «Памяти Сла-вейкова», «Памяти Залесского» и др.

Новеллы

— проникнутыгуманистическим отношением к человеку, искренней симпатией к людям труда. Влучших новеллах, таких как «Со взломом» (сборник «Новеллы», 1897) и «Милосердиеобщины» (сборник «Люди и вещи», 1898), Конопницкая критикует отношения внутриобщества, целиком солидаризируется со своими героями, людьми труда, предстаетзрелым мастером композиции и психологической мотивировки поступков действующихлиц. В новелле «Наша кляча» рассказведется от имени ребенка, свидетеля и участника событий. Его полный детскойнепосредственности и наивности рассказ углубляет характеристику образов,усиливает трагичность ситуации.

Пан Бальцер в Бразилии(PanBalcer w Brazylii. 1892—1910)

— эпическоепроизведение, над созданием которого Конопницкая трудилась около двадцати лет.В поэме отразился перелом в творчестве поэтессы, наступивший после революции1905 г. Первоначальный замысел (странствияпольских эмигрантов и возвращениеих домой) значительно расширяетсяи превращается в многосторонний показ освободительного движения народных масс.Кульминационный момент поэмы — описание рабочей демонстрации в портовомамериканском городе, в которой приняли участие польские крестьяне-эмигранты.Героического пафоса исполнена шестая, заключительная глава под названием«Идем!» — гимн народу, осознавшему свою несокрушимую силу, выступившему противугнетателей. Конопницкая создала в поэмеряд выразительных образов. Таков прежде всего сельский кузнец Бальцер,возглавивший группу крестьян-эмигрантов. И сам вожак, и вслед за ним многоликаякрестьянская масса приходят в результате тяжелых жизненных испытаний косознанию необходимости борьбы за свои права и единство трудящихся. В стиле поэмы искусно сочетаются революционно-романтическиетрадиции поэзии Мицкевича и Словацкого с элементами народного творчества,столь характерными для Конопницкой.

Произведения

Сочинения: В 4 т. — М.: Гослитиздат, 1959; Пан Бальцер вБразилии / Пер. М.Павловой. — М.: Гослитиздат, 1950. — 193 с.; Рассказы /Предисл. С.Петрова. — М.: Гослитиздат, 1954. — 386 с. Wybór pism / Oprać, i wstępem opatrzył S. R. Dobrowolski. — Wyd. 2. — Warszawa: LSW, 1956. — XXII, 481 s.; Nowele: 2 t. / Oprać. A. Brodzka. — Warszawa: Czytelnik, 1962; Pan Balcer w Brazylii.— Warszawa: Czytelnik, 1955.- 385 s.

Литература

Курант И.Л. Мария Конопницкая: Биобиблиогр. указ. / Вступ.ст. А.Г.Пиотровской. — М.: Всесоюзн. кн. палата, 1962. — 185 с.; Пиотровская А.Г. Творческий путь Марии Конопницкой. — М.: Изд-во АН СССР, 1962.- 277 с. Brodzka A.Maria Konopnicka. — Wyd. 3. — Warszawa: Wiedza powszechna, 1965. — 280 s.; Leopold W. Maria Konopnicka. — Wyd. 2. poprawione i uzupełn. — Warszawa: Wiedza powszechna, 1956. — 173 s.; Szypowska М. Konopnicka jakiej nie znamy.Wyd. 5. — Warszawa: PIW, 1977. — 555 s.