Основные произведения иностранной художественной литературы - Европа, Америка, Австралия

КРИСТОФЕР МАРЛО (CHRISTOPHER MARLOWE. 15641593)

ЛИТЕРАТУРА ВЕЛИКОБРИТАНИИ

— прожил короткую жизнь, полнуюнеобыкновенных событий и приключений. Марло родился в семьеремесленника-башмачника. Окончив Кембриджский университет со степенью магистра,в 1587 г. он уехал в Лондон, стал актером. Марло принадлежал к так называемым«университетским умам», плеяде драматургов, сочетавших в своем творчествегуманистические взгляды с традициями английского народного театра. Марло былизвестен как откровенный атеист, «богохульник» и еретик, ставящий человеческийразум и безграничные возможности личности выше догматов церкви. В биографииМарло до сих пор много неясного: по одной версии он являлся политическимагентом Тайного Совета, был связан со многими деятелями елизаветинской эпохи,принимал активное участие в заговорах и 30 мая 1593 г. был убит в трактирнойдраке. В историю Марло вошел как писатель, занимающий после Шекспира второеместо в литературе английского Возрождения. Из наследия Марло до нас дошло семьпьес, ряд стихотворений, незаконченная поэма на мифологический сюжет «Геро иЛеандр». Его драматургия проникнута духом вольнодумства, свободолюбия. Какподлинно ренессансный писатель, Марло воспевал свободу и независимостьчеловека. Его творчество глубоко демократично: героями его лучших трагедийявляются люди, вышедшие из низов общества, которые лишь благодаря собственнойнезаурядности становятся выдающимися личностями. Первое драматическоепроизведение Марло — трагедия «Тамерлан Великий» (пост. около 1587—1588,опубл. 1590). Исторический Тамерлан был человеком знатного рода. Но Марло делаетгероем своей пьесы простого скифского пастуха, который благодаря своим личнымкачествам — целеустремленности, воле и жажде власти — оказывается выше изначительнее царей. Однако, возвеличив простого человека, достигшего высотвласти, создав образ «сильной личности», Марло в то же время указывает нагибельность безграничного индивидуализма для человеческой природы. Характерно,что, начиная с Тамерлана, Марло в последующих произведениях наделяет своихгероев более человечными чертами — Варрава в трагедии «Мальтийский еврей»(1590), король Эдуард в трагедии «Эдуард II» (1591—1592), герцог Гиз в«Парижской резне» (1593). Еще в то время, когда литература английскогоВозрождения находилась «на взлете», Марло почувствовал, что та свободачеловеческой личности, за которую выступали писатели и философы — егосовременники, на практике нередко осуществляет себя кровавым и жестоким путем.Марло понимал всю сложность создавшейся дилеммы, ее неразрешимость — отсюда иприсущее ему глубокое трагическое мировосприятие, понимание бесперспективностиустремлений его героев.

Трагическая история доктора Фауста (The tragical history of the lifeand death of Doctor Faustus. 1589)

— написана через год послеопубликования в Германии «Народной книги о докторе Фаусте». Пьеса являетсявершиной творчества Марло. Фауст, подобно Тамерлану, стремится овладеть миром,но не с помощью оружия, а благодаря знаниям, которые смогут возвысить его надвсеми остальными людьми, погрязшими в пошлости повседневного существования.Именно поэтому Фауст продает Душу дьяволу. Причем Фауст прекрасно знает, чтозагробной жизни не существует и что не следует бояться «адских мук». Однако иэта пьеса, подобно «Тамерлану Великому», пронизана противоречиями:свободолюбие Фауста, его нежелание подчиниться каким-либо законам перерастают вЦинизм и безверие, которые мучают Фауста. Вновь в творчестве Марло мы встречаемистинно ренессансного героя — сильного духом и гордого, который платит жизньюза желание стать выше прочих людей. Но, возвеличив романтического героя, Марлотут же развенчивает его. «Трагическая история доктора Фауста» — шедеврлитературы Возрождения, насыщенный мыслями писателя, обогнавшего свое время.

Произведения

Сочинения / Вступ. ст. и коммент.А.Парфенова.— М.: Гослитиздат, 1961.— 660 с.; Трагическая история доктора Фауста / Пер. Е.Бируковой; Вступ. ст. Л. Пинского.— М.: Искусство, 1959.— 93с. The complete works: In 2 vol. / Ed. by F. Bowers.—London;New York:Cambridgeuniv. press, 1973; The tragical history of Doctor Faustus / Ed. byR. H. Robbins. —Brooklyn;New York: Barren's educational series, 1948.- XII,152 p.

Литература

Морозов М.М. Кристофер Марло. — Вкн.: Морозов М. М. Избранные статьи и переводы, М., 1954, с. 299—310;Овчинникова Ф. Г. Проблема героя в драматургии Марло.— Учен. зап. Ленингр.пед.'ин-та им. А.И.Герцена. Кафедра зарубежн. лит., 1958, т. 158, с. 55—93;Парфенов А. Т. Кристофер Марло.— М.: Худож. лит., 1964.— 220 с. Knoll R. E. Christopher Marlowe. -New York: Twayne, 1969.- 160 p.; Twentiethcentury interpretations of Doctor Faustus: A collection of critical essays /Ed. by W. Farnham. —EnglewoodCliflfs: Prentice-Hall, 1969.- VI,120 p.