Основные произведения иностранной художественной литературы - Европа, Америка, Австралия

КНУТ ГАМСУН (KNUT HAMSUN. 18591952)

ЛИТЕРАТУРА НОРВЕГИИ

— псевдоним Кнуда Петерсена. Герои ранних романов писателя — люди, страдающие от одиночества,невозможности понять друг друга, зыбкости существования, сложности ибезысходности своих глубоких чувств. Противоречивость их внутренней жизни,странность поступков заставляют вспомнить произведения Достоевского, к творчеству которого Гамсун относился с огромным уважением. Судьбысвоих персонажей — крестьян, интеллигенции, рыбаков — он, следуя в этом завеликим русским писателем, дает в контексте реальной жизни страны, а эту жизньвоспроизводит с достоверностью мастера-реалиста. На рубеже XIX—XX вв. буржуазный прогресс началразрушать патриархальные устоинорвежской провинции; Гамсунсчитал его враждебным полноценному развитию человеческой личности идуховной свободе. Эту свободу он пытался найти в близости к природе, в силелюбовных чувств, позднее — в устойчивой трудовой жизни крестьянина, всемикорнями связанного с родной землей. Гамсун родился в семье деревенскогопортного. Еще в юности будущий писатель сменил множество профессий: былкоробейником, приказчиком в лавке, дважды в поисках заработка приезжал в США.Позднее в очерках «Духовная жизнь Америки» он резко отрицательно отзывался обэтой стране. Широкую известность молодому писателю принесла психологическаяповесть «Голод» (1890), произведение во многом автобиографическое. В романах«Мистерии» (1892), «Пан» (1894), «Виктория» (1898) талант Гамсуна достигаетхудожественного совершенства. В то же время в драматической трилогии «У вратцарства» (1895), «Игра жизни» (1896), «Вечерняя заря» (1898) Гамсун высказалнедоверие к демократии. В конце жизни, запутавшись в консервативныхсоциально-политических концепциях, престарелый писатель принял сторонуколлаборационистов в оккупированной гитлеровцами Норвегии, за что послеосвобождения страны предстал перед судом. Не забывая об этой странице биографииГамсуна, норвежский народ, однако, позаслугам относит лучшие егокниги к числу высшихдостижений национальной литературы.

Мистерии(Mysterier. 1892)

— роман, полныйнапряженных и острых психологических конфликтов. Как будто бы устойчиваяобывательская жизнь провинциального городка нарушается не всегда объяснимымипоступками, парадоксальными речами неведомо откуда появившегося Нагеля,человека без быта, без корней, во всем противостоящего привычнойповседневности. Его общественные взгляды расплывчаты и противоречивы. Нагельпрезирает самодовольный здравомыслящий буржуазный либерализм, он, бесспорно,человечен, но вместе с тем — крайний индивидуалист и анархист, склонный к фантазированиюи мистификации. По каким-то признакам проницательный Нагель смог догадаться осложных драмах, скрытых за будничной жизнью городка: о безнадежной любвимолодого семинариста к дочери пастора Дагни, закончившейся его самоубийством, отрагической судьбе Магды, на которой из жалости и чувства одиночества задумалжениться он сам... Сложна и мучительна любовь героя к Дагни — с нею он надеялсяобрести чувство полноценности и гармонии. Роман заканчивается самоубийствомНагеля. В этом характерном гамсуновском герое воплощены духовные болезни эпохи:опустошающий скептицизм, зыбкость эмоциональных и интеллектуальных устремлений.

Пан(Pan. 1894)

— повесть, в которойГамсун с необыкновенным мастерством изображает величественную красоту природы:краски леса и моря, их запахи и звуки. Только здесь, вдалеке от чуждой емусуеты городов и поселков, герой произведения Глан надеется обрести полноценноечувство жизни. Но ощущение неустойчивости, тревоги не исчезает; сложныелюбовные переживания, которые так же, как и природа, составляют основу егожизни, далеки от гармонии. Увлечения иной раз толкают Глана на странныепоступки: его отношения с женой кузнеца Евой и с дочерью купца Мака Эдвардойприводят к трагической развязке. Ева погибает под взорванной скалой, ставжертвой ревности Мака. Властная и гордая Эдварда, увлеченная страстью Глана, нерешается соединить с ним свою судьбу и выходит замуж за барона. Мучительные,капризные извивы этих отношений исследованы тонко и проникновенно. В новелле«Смерть Глана», являющейся эпилогом повести, герой, уехавший в Индию, находитжеланную для себя гибель.

Виктория(Viktoria. 1898)

— роман, посвященныйтеме любви, чувству, которое, по убеждению писателя, облагораживает душучеловека и отделяет его от мира низких прозаических интересов. Благородная,поэтичная любовь героини, дочери обедневшего владельца поместья, к сынумельника Юханнесу заполняет всю ее короткую жизнь. Не только усложненностьчувств, но и гордость Виктории и Юханнеса мешают их браку. Многие жизненныеобстоятельства, и прежде всего различие в общественном положении, препятствуютсчастью героев. Юханнес, ставший известным писателем, помолвлен с девушкой,которую он когда-то спас; Виктория, желая помочь разоряющейся семье,соглашается на выгодный брак. И хотя невеста Юханнеса вышла замуж за другого, ажених Виктории погиб на охоте, судьбы героев так и не соединились. Предсмертноеписьмо Виктории к Юханнесу — страстное и чистое признание в любви.

Произведения

Собрание сочинений: В 6 т.: Т. 1—4 / Редкол.: М.Климова идр.; Вступ. ст. Б. Сучкова. — М.: Худож. лит., 1991 — 1996; Избранныепроизведения: В 2 т. / Вступ. ст. Б. Сучкова. — М.: Худож. лит., 1970; Всказочном царстве: Путевые заметки; Статьи; Письма / Сост. Э.Панкратовой;Вступ. слово В.Иванова; Послесл. Э.Панкратовой, А.Сергеева. — М.: Радуга, 1993.— 480 с. Mysterier.-15 oppi.- Oslo: Gyldendal, 1970.- 237 s.; Pan: Av løitnant Thomas Glahns papirer. — 2 oppl. — Oslo: Gyldendal, 1969. — 95 s.; Viktoria: Enkjaerlighedens historie. — 4 utg.— Oslo: Gyldendal 1968.- 181 s.

Литература

Сучков Б. КнутГамсун. — В кн.: Сучков Б. Лики времени, М., 1976, т. 2, с. 100—138. Nettum R. N.Konflikt og vision: Hovedtemaer i KnutHamsuns forfatterskap 1890-1912.- Oslo: Gyldendal, 1970. — 319 s.; Øyslebø O.Hamsun gjennom stilen: En studie i kunstnerisk utvikling. — Oslo: Gyldendal, 1964.- 375 s.