Основные произведения иностранной художественной литературы - Европа, Америка, Австралия

КАРЛО ГОЦЦИ (CARLO GOZZI. 17201806)

ЛИТЕРАТУРА ИТАЛИИ

— один из самых значительных итальянских писателей XVIII в. Происходил из обедневшей венецианской аристократическойсемьи, близкой к литературным кругам. С самого начала своей творческойдеятельности Гоцци в статьях, сатирических стихах и других сочинениях повелборьбу с любимцем венецианской публики Гольдони, пьесы которого, по мнениюГоцци, грешили недостатком вкуса и излишней реалистичностью. Гоцци ратовал завозрождение традиций «комедии масок». Между 1761 и 1765 гг. им были поставленыдесять «сказок для театра», написанных в духе старинной итальянской комедии. Пьесы Гоцци, соединяющие всебе изящество, богатую фантазию, поэтичность, комический и пародийный элемент,гуманистичны по содержанию: в них торжествуют высокие чувства, восхваляютсяэнергия и отвага человека в борьбе за благородные цели. Кроме «сказок длятеатра», Гоцци написал ироикомическую поэму «Причудница Марфиза» (1761 — 1768)и обширную автобиографию «Бесполезные мемуары» (1797—1798). Комедиограф, долгоевремя пользовавшийся неизменным успехом у венецианцев, в последние десятилетия XVIII в. был забыт и умер в бедности.

Любовьктремапельсинам(L'amore delle tre melarance. 1761)

— пьеса, сразу жезавоевавшая шумный успех у венецианского зрителя. В ней нет привычного диалога:дается лишь канва для импровизации актеров, однако движение сценическогодействия тщательно разработано и подробно оговорено. Гоцци использовал сюжет популярной детскойсказки. Он создал пьесу яркую, полную движения, волшебных превращений,сценических эффектов. Наследный принц Тарталья, сын короля Треф, страдаеттяжелой меланхолией. Он может выжить только в том случае, если кто-нибудьрассмешит его. После многих бесплодных попыток Труффальдино добивается улыбкипринца, раздразнив фею Моргану. Взбешенная Моргана в отместку внушает Тарталье непреодолимуюстрасть к трем волшебным апельсинам, которые хранятся у феи Креонты. Преодолевмножество препятствий, принц завладевает апельсинами, но сопровождающий егоТруффальдино, нарушив запрет, разрезает их, чтобы утолить жажду. Две девушки,оказавшиеся в апельсинах, умирают. Третья, Нинетта, остается в живых истановится невестой принца. Но Моргана превращает ее в голубку, и лишь посленовых приключений принц Тарталья справляет свадьбу с прекрасной Нинеттой.

Король-олень(Il re cervo. 1762)

— трагикомедия,сюжет которой заимствован из арабских, персидских и других источников. Хотяпьеса насыщена сказочной фантастикой и, как всегда у Гоцци, полна волшебныхпревращений и чудес, в ней даны правдивые человеческие образы, волнующиепсихологические ситуации. В пьесе рассказывается о коварном и властолюбивомминистре короля Дерамо — Тарталье и о жене короля, выдержавшей все испытания,верной и бескорыстной Анджеле. Злодей Тарталья, влюбленный в Анджелу истремящийся захватить престол, узнает тайну чудесных превращений, которуюоткрыл королю маг Дурандарте. Тарталья принимает облик короля, которогопревращает сначала в оленя, а затем в нищего старика. Однако Анджела не узнаетмужа в преображенном Тарталье, а когда видит нищего, чувствует в нем душусвоего любимого и готова следовать за ним. Добродетель и благородство любящихвознаграждаются магом Дурандарте, вновь превращающим Дерамо в короля. Тартальяже становится рогатым чудовищем и, не выдержав позора, умирает.

Турандот(Turandot.1762)

— самая знаменитая пьесаГоцци. Это сказочная трагикомедия, в которой драматург отказался от чудесныхпревращений и волшебства, но реалистически углубил конфликты, вывелпсихологически правдивые образы. Сюжет пьесы он заимствовал у Низами. Китайскаяпринцесса Турандот — гордая девушка, не желающая разделять рабскую судьбудругих женщин. Она находит способ не покориться ни одному из мужчин,претендующих на ее руку. Принцесса задает своим женихам загадки, а женихи, еслиим не удается отгадать их, погибают на плахе. Только отгадавшему она обещаетсвою руку. Татарский принц Калаф, увидевший портрет Турандот и пораженный еекрасотой, решает получить ее в жены или умереть. Плененная татарская принцессаАдельма — невольница Турандот — страстно любит Калафа, хочет оградить его отчар своей госпожи и помешать браку, если Калафу удастся разгадать загадки. Но исам благородный Калаф, видя отчаяние побежденной им Турандот, не хочетвоспользоваться своим правом и со своей стороны предлагает принцессе отгадатьего имя и имя его отца. Терзаемая ревностью Адельма узнает эти имена и сообщаетих Турандот. Однако полюбившая Калафа красавица смиряет свою гордость исоглашается стать его женой.

Произведения

Король-олень: Трагиком, сказка для театра. В 3 д. / Пер. Р.и Я. Блох; Послесл. С. Бушуевой, Э.Кузнецова. — Л.: Искусство, 1979. — 151 с.;Любовь к трем апельсинам / Пер. Я. Блоха; Стихи в пер. М.Лозинского;Король-олень / Пер. Р. и Я. Блох; Турандот / Пер. М.Лозинского. — В кн.:Гольдони К. Комедии; Гоцци К. Сказки для театра; Альфьери В. Трагедии, М.,1971, с. 323—528 (Б-ка всемирн. лит.); Сказки для театра / Вступ. ст., коммент.и ред. пер. С. Мокульского. — М.: Искусство, 1956. — 889 с.; То же / Вступ. ст.Н.Томашевского. — М.: Правда, 1989. — 572 с. Le fiabe di Carlo Gozzi; In 2 t. / A cura di E. Masi. — Bologna:Zanichelli, 1884.

ЛитератураBeniscelli A. La finzione delfiabesco: Studi sul teatro di Carlo Gozzi. — Casale Monferrato: Marietti, 1986. — 156 p.; Gozzi C. Memorie inutili: In 2 t. / A cura di G. Prezzolini. — Bari:Laterza, 1910.