Основные произведения иностранной художественной литературы - Европа, Америка, Австралия

ДИЛАН ТОМАС (DYLAN THOMAS. 19141953)

ЛИТЕРАТУРА ВЕЛИКОБРИТАНИИ

—уроженец Уэльса. Родился в семье учителя английского языка. Получил среднееобразование. Окончив школу, работал репортером в местной газете. После выходапервого поэтического сборника (1934 г.)вел жизнь профессионального литератора, выступал с чтением своих произведенийпо рацио и со сцены. Известность, которую он обрел как поэт в годы войны,упрочило появление сборника «Смерти и входы»(1946). После войны, став знаменитым, он делил время между валлийскимгородком Логарн, где жил с женой и детьми, и Лондоном, куда часто выезжал политературным делам Скоропостижно умер во время поездки по США. Перу Томасапринадлежат несколько сборников стихотворений, книги новелл и эссе,автобиографический роман «Портрет художника —молодого пса» (1940), написанный какисполненная внутренней полемики дань признания ирландцу Д.Джойсу, автору романа«Портрет художника — молодого человека» (1916), киносценарии, скетчи, радиопьеса «Подсенью Молочного Леса» (опубл. 1954).Патриот Уэльса, Томас воспринимал мир глазами своих соплеменников. ЛандшафтУэльса он сделал местом действия и полноправным участником своих фантасмагорийв стихах и прозе. Валлийской по природе была и неистовая метафоричность Томаса,страсть к гиперболе и метаморфозе реальности. Лирик своеобразный инеповторимый, он существенно повлиял на английскую поэзию второй половиныстолетия, раздвинув ее границы, обновив тематику и арсенал выразительныхсредств.

Собрание стихотворений. 1934-1952 (Collected poems. 1934-1952. 1952)

—итоговый сборник Томаса, в который он включил 89лучших, по его мнению, своих стихотворений. На страницах этой книги четкопрослеживается, во всем многообразии художественных решений, ведущая темапоэзии Томаса — диалектика жизни и смертиприменительно к человеку. В философском плане поэт стремится снять полярностькатегорий жизни и смерти, переводя их в измерения космические, в ту бесконечность,где пересекаются параллельные прямые и происходит «поцелуй двух полюсов привстрече». Растворяясь в образах и символах, переложенная на язык метафоруниверсального и вечного, смерть превращается в неизбежное, но всего лишь звенов цепочке самообновления жизни. Отсюда —сложность поэзии Томаса, которому постоянно не хватает дыхания, размера строки,глубины тропа, чтобы разом втиснуть в стихотворение Вселенную — и микромир человека. Поэт стремитсявместить все—в одном и расширить единичное до границ всеобщего. Поэтому егостих нередко задыхается от метафор, они наползают одна на другую, ветвятся,обрастают новыми тропами, сращиваются и спрессовываются, так что стихотворениепревращается в квинтэссенцию поэзии, становится «перенасыщенным» смыслом итрудным для понимания, «темным». Таковы «Баллада о долгоногой наживке»,маленькие сюиты «К алтарю при свете сов», «Видение имолитва». Томасовская поэтическая вселенная антиномична: философскоеосмысление жизни в смерти происходит в ней параллельно с конкретно-чувственнымпереживанием смерти в жизни. Его определения человека построены наоксюморонах: «живущий прах», «рождающее чрево жизнь источает и вгоняет всмерть». Удел человека, по Томасу, —битва со временем, утверждение отчаянного и гордого буйства жизни, не желающейсдаваться смерти. Эта установка определяет патетику стихотворений «Я сонласкал», «После похорон», «День рожденья», «Стихи в октябре», «Не уходи» и др.Жизнь и все. что служит ее приумножению и торжеству, для Томаса — синонимы эстетически прекрасного. Предметомпоэтического изображения, осмысления и любования он часто избирает «немоеизумленье плотью» — эротический опыт кактончайший инструмент освоения человеком мира, «код ночи» — соитие как залог непрерываемости жизни. Томас смело и по-возрожденческираскованно обращается к образам материально-телесного «низа», по терминуМ.Бахтина, «физиологическим» метафорам, прозрачным уподоблениям: «От первойлихорадки чувств до пагубы», «Жалоба», «Свет вспыхнет там, где солнце несияет», «Все, всех и вся слепая сила мнет». Эти стихи с их напряженнымиритмами, то ровно пульсирующими, то прерывисто взвинченными — как ритмы любовного акта, по контрастусопрягаются в книге с другими, раскрывающими состояния души, которая, зная всео смерти и «коде ночи», обретает утраченную гармонию ценой жизненного опыта ипевческого труда, — «От автора», «ФернХилл», «Горбун в парке», «Стихи в октябре», «Зимняя сказка», «День рожденья».

Произведения

Избранная лирика / Предисл. и пер. М.Кореневой.— М.: Мол.гвардия, 1980.— 63 с.; Под сеньюМолочного Леса / Пер. и предисл. Ю.Комова. — Театр, 1988, № 3, с. 145—168;[Стихотворения]. — В кн.: Из современнойанглийской поэзии, М., 1976, с. 153—233. Collected poems 1934-1952.-London: Dent, 1959.- XVI, 182 p.;Collected poems 1934-1953 / Ed. by W.Davies and R. Maud.—London: Dent, 1988.— X, 268 p.; Miscellany: Vol.1—3.—London: Dent, 1974—1978; Portrait of theartist as a young dog.—London: Dent, 1954.— 254 p.; Under Milk Wood: A play for voices.- London: Dent, 1957.- IX, 10] p.

Литература

Комов Ю. И смерть не будетвластна... — В мире книг, 1988, № 2, с.57—64. Ackerman J.Dylan Thomas: His life and work.—London: Macmillan, 1991.— XXIX, 201 p.; Emery С. The world of Dylan Thomas.—Coral Gables:Univ.ofMiamipress, 1963.— 319 p.; FitzGibbon С. The life of Dylan Thomas.—London: Dent, 1965.— IX, 422 p.