Основные произведения иностранной художественной литературы - Европа, Америка, Австралия

ДЖОЗЕФ КОНРАД (JOSEPH CONRAD. 18571924)

ЛИТЕРАТУРА ВЕЛИКОБРИТАНИИ

—псевдоним Теодора Джозефа Конрада Коженёвского. Конрад был сыном польскогоповстанца, сосланного царским правительством в Вологду и умершего в ссылке.Юношей он уехал из Польши в Марсель, некоторое время ходил в море напарусниках, затем поступил в английский торговый флот и вскоре стал капитаномдальнего плавания. Конрад свободно владел польским и французским языками, нописать он стал на английском, хотя знал его не очень твердо: на этом языке онговорил на корабле и в порту, а затем и в своей семье (его жена былаангличанка). На этом языке он вскоре привык думать и достиг подлинной виртуозностиво владении его изобразительно-выразительными возможностями. За время службына королевском флоте Конрад побывал во всех уголках Британской империи и своимиглазами видел, что такое колониализм в ту раннюю пору, когда тот многимпредставлялся как «аванпост прогресса» (название конрадовского рассказа).

Современник революционных событий60-х гг. прошлого века, Конрад оказался и свидетелем коренного передела мира.Один из основоположников новейшей повествовательной техники, впервые с такойполнотой использовавший в своем творчестве приемы «точки зрения» и «точногослова», он был писателем нового типа —создателем романов-притч, романов-парабол. Оставив морскую службу и начавписать (Конрад дебютировал в 1895 г.романом «Ошибка Алмейера»). он быстро завоевал широкую известностьпроизведениями, посвященными в основном жизни на море и вторжению «цивилизации»в колонии. Наиболее ценны те произведения Конрада, где он рисует людей, отважноборющихся с морской стихией, где жестокость колонизаторства, несущего гибельтуземцам и деморализующего самих колонизаторов, показана правдиво и с чувствомострой горечи. Он становится создателем целой галереи образов надломленных,мятущихся людей, ищущих полноценной жизни в романтике завоевания и освоенияновых земель. Так возникает противоречие конрадовских книг, в которых он хочетутвердить романтику колонизаторского «труда», но неизбежно приводит своихгероев к глубокому душевному кризису. В повестях «Негр с ^Нарцисса"» (1897), «Молодость» (1902), «Тайфун» (1903) идругих он воспевает борьбу с природой, отвагу и упорство в преодолениипрепятствий. Но в таких романах и повестях, как «Лорд Джим» (1900), «Рассказы о непокое» (1892), «Сердце тьмы» (1902), «Победа» (1915),герои Конрада подвержены мучительному самоанализу, это люди, бесплоднорасходующие душевные силы ради иллюзорных, часто порочных целей. Конрад оказалбольшое влияние на многих американских и английских писателей. Среди егоучеников — Джек Лондон, Хемингуэй,Фолкнер, Грэм Грин.

Произведения

Избранное: В 2 т. /Предисл. Н.Банникова; Сост. и ред. Е.Ланна.— М.: Гослитиздат. 1959;

Ностромо / Пер. Е. Коротковой; Предисл. Д. Урнова. — М.: Худож. лит., 1985.— 528 с. The works: In 22vol.— London: Heinemann, 1923—1928; LordJim / Предисл. Н.Дьяконовой.— М.: For. lang. publ. house, 1959.— 408 с.;The Nigger of the «Narcissus»; Typhoon: Twixt land and sea / Introd. by O.Warner- London: Collins, 1955.— 383p.

Литература

Кашкин И.А. Джозеф Конрад.— Вкн.: Кашкин И. А. Для читателя-современника. М.,1977, с. 295-319; Урнов Д.М.Джозеф Конрад.- М.: Наука,1977.— 127 с. Conrad В. My father: Joseph Conrad.— London: Calder a.Boyars, 1970.— 176 p.; Coolidge O. The three lives of Joseph Conrad.— Boston:Houghton Mifflin, 1972.— 230 p.; Сох Сh. JosephConrad: The modern imagination.— London: Dent,1974.— VII, 191 p.