Основные произведения иностранной художественной литературы - Европа, Америка, Австралия

ГЕНРИ ДЭВИД ТОРО (HENRY DAVID THOREAU. 18171862)

ЛИТЕРАТУРА США

—философ, писатель-романтик, родился в поселке Конкорд (штат Массачусетс) всемье владельца небольшого карандашного завода. Несмотря на переживаемые семьейматериальные затруднения, он сумел поступить в Гарвардский университет, которыйокончил в 1837 г. Торо сблизился сРальфом Уолдо Эмерсоном, главой бостонского Трансцендентального клуба (осн. в 1836 г.), и разделил убеждения друга. Втечение нескольких лет после Гарварда Торо преподавал в штатах Новой Англии иразъезжал с лекциями, распространяя идеи трансцендентализма. Сторонники этогоучения отчетливо осознавали порочность капиталистического прогресса, несопровождавшегося прогрессом нравственным. Они критиковали буржуазныеотношения, коммерческий дух в стране, призывали к духовному возвышению,близости к природе и добровольной бедности, идеализировали натуральноехозяйство и сельский труд, верили в божественное начало в человеке. Торо,последовательный в исповедуемых принципах, проводит с июля 1846 г. по сентябрь 1847 г. свой знаменитый эксперимент жизни в лесах. На берегупринадлежавшего Эмерсону Уолденского пруда он выстроил своими руками дом, гдежил один, сочетая тяжелый физический труд с обширными занятиями в различныхгуманитарных областях. Опыт этого года впоследствии лег в основу его книги«Уолден». Воспитанный на трактате Эмерсона «Природа», Торо с интересом изучалестественные богатства США и Канады и уделял особое внимание благотворномувлиянию природы на человеческую личность. Торо заслужил прозвище «бакалавраприроды». Для него природа была источником вдохновения, а общество — полем деятельности. В 1847 г. Торо отказался от уплаты налога, не желая поддерживатьправительство, ведущее войну с Мексикой, и был заключен в тюрьму. Этим актом«гражданского неповиновения» он призвал поверять общественные установлениямерилом собственной совести и законами естественной справедливости. Созданныйв 1849 г. трактат «О гражданскомнеповиновении» — политическое заявление,за которым стоит нравственно-философская доктрина, основанная на методах«индивидуализма во имя преобразования общества». «Индивидуализм» Торо,восходящий к эмерсоновскому тезису о «доверии к себе», т.е. верности своейчеловеческой индивидуальности, нестандартности, был для него понятием одногоряда с «героизмом». Два эссе Торо посвятил борцу за освобождение негров-рабовДжону Брауну, с которым познакомился в 1857г. Он защищал Брауна как революционного деятеля, ссылаясь при этом нареволюционную традицию в истории самих Соединенных Штатов. Заслугу Брауна Торовидел не в том, что тот пытался освободить людей от рабства — «физически» освободить удалось немногих, — а в том высоком моральном примере, которыйраскрепостил сотни людей. Торо проницательно видел, что рабство негров в СШАбыло лишь частью всеобщей несвободы людей. «Мы все рабы, — писал он. — Рабство негров — это просто наиболее открытая и вопиющаяформа рабства (отчуждения), от которого страдаем все мы». Многие выступленияТоро послужили теоретической поддержкой для аболиционистского движения.Произведения Торо изучали многие писатели и философы: Л.Толстой, М.Ганди и др.

Уолден, илиЖизньвлесу(Walden, or Life in the woods. 1854)

—роман, написанный в жанре философского и автобиографического эссе, представляетсобой художественное воплощение трансценденталистского учения. В первой инаиболее значительной главе, озаглавленной «Хозяйство», Торо строгим и точнымязыком научного трактата обосновал преимущества физического труда иопрощенного быта, который он противопоставлял начавшейся индустриализацииАмерики. Его беспокоят социальное неравенство, безрассудное истреблениеприроды, отчуждение от нее, духовное обнищание, произвол тех, кто рвется кнаживе. Нравственные правила американцев строились на «Афоризмах БеднякаРичарда» и «Автобиографии» Франклина, сама жизнь которого была примером длятех, кто верил в безграничные возможности американского пути развития. Растущийв стране бизнес легко усвоил заповеди Франклина, подчинив провозглашенные импринципы умеренности и бережливости целям преуспеяния. В «Уолдене» явственнослышится полемика с подобными установлениями общественной морали. Программа«Уолдена» — это путь к духовномубогатству. Бережливость и умеренность в нем провозглашаются бескорыстно.«Уолден» полон глубоких афоризмов о жизни и назначении человека.

Произведения

Ктаадн / Пер. З.Александровой.— В кн.: Американская повесть, т. 1, М., 199),с. 21—77;

[Стихотворения].— В кн.: ПоэзияСША, М., 1982, с. 132—145; Уолден, или Жизнь в лесу /Пер. З.Е.Александровой; Послесл. А. И. Старцева.— М.: Изд-во АН СССР, 1962.— 240с.— (Лит. памятники); То же.— В кн.: Эмерсон Р. Эссе; Торо Г. Уолден, или Жизньв лесу, М., 1986, с.383—614. Walden, or Life in the woods; On the duty of civil disobedience.—New York: Holt, 1964.- XII, 304 p.

Литература

Осипова Э.Ф. Генри Торо: Очерктворчества.— Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1985.—127 с.;

Покровский Н.Е. Генри Торо.— М.:Мысль, 1983.— 187 с.; Старцев А. И. ГенриТоро и его «Уолден».— В кн.: Старцев А. И. От Уитмена до Хемингуэя, М., 1972, с. 38—71.Howarth W.L. The bookofConcord: Thoieau's life as a writer.—New York: Viking, 1982.— XIX, 260 p.; Shanley J. L. The making of Walden; With thetext of the first version. —Chicago: TheUniv.ofChicagopress, 1957.— VII, 207 p.