Основные произведения иностранной художественной литературы - Европа, Америка, Австралия

ГЕНРИХ ГЕЙНЕ (HEINRICH HEINE 17971856)

ЛИТЕРАТУРА ГЕРМАНИИ

— поэт, сочетавший в своемдаровании глубокий и тонкий лирический талант с публицистической страстностью.Родился в небогатой еврейской семье в Дюссельдорфе. Окончив лицей, Гейненекоторое время занимался в коммерческой школе, изучал ведение банковских иторговых операций. Затем он переселился в Гамбург в дом своего дяди, богатогобанкира, и на долгие годы связал свою жизнь с зависимостью от гамбургскогомиллионера. В 1818 г. появились первые стихи поэта. В 1819 г. он поступил наюридический факультет университета в Бонне и, по обычаю того времени, проходилкурс не в одном, а в нескольких городах, слушая лекции выдающихся ученых (вГеттингене — А. В. Шлегеля, в Берлине — Гегеля, с которым Гейне познакомилсялично в 1821 г.). Город Дюссельдорф, родина поэта, находился в непосредственнойблизости от французской (рейнской) границы Германии, поэтому политические исоциальные завоевания Великой французской революции стали впечатлениями раннейюности поэта и поддерживали его оппозиционные настроения и в периодРеставрации. С начала 1820-х гг. Гейне выступает в печати. В Берлине начинаетсясистематическая литературная деятельность поэта; в издательстве Маурераиздается книга «Стихотворения Гейне», вошедшая затем в «Книгу песен». В1823—1824 гг. он много путешествует по Германии и Италии, предпринимает путешествиепо Гарцу. Впечатления, наблюдения, исторические реминисценции путешествиястали образами его книги «Путевые картины». Второй этап творческого пути Гейненачинается с 1830-х гг. Проявивший в юности живейший интерес к революционнымсобытиям эпохи, Гейне откликнулся на Июльскую революцию 1830 г. самымнепосредственным образом — отправился в Париж, чтобы принять в ней участие.Репрессии и преследования, которым он, как многие представители прогрессивноймысли, подвергался на родине, заставили поэта принять решение навсегда остатьсяво Франции. С конца 1830-х гг. намечается перелом в эволюции творчества Гейне.Его публицистическая проза («Людвиг Берне», «Лютеция») отмечена глубокиманализом общественной обстановки в Европе, в поэзии преобладают политическиетемы («Современные стихотворения», «Германия. Зимняя сказка»). Последний периодтворчества идейно связан с поражением революции 1848 г. и тяжелым недугом,лишившим Гейне возможности двигаться, видеть и слышать. В лирике 1848—1856 гг.(«Романсеро»), в публицистике, в работе над автобиографией поэт стремитсяосмыслить трагический опыт тех лет. С гордостью носивший звание романтическогопоэта, Гейне глубже других немецких писателей осознал закономерность закатаромантизма и стал одним из зачинателей критического реализма в немецкойлитературе. На протяжении всего творческого пути реализм и романтизм теснопереплетались в его поэтике. Своеобразие таланта Гейне определяется преждевсего бурным становлением нового века, начало которому положила Великая французскаяреволюция. Гейне, раньше других постигший смысл диалектики Гегеля, был одним измыслителей и политических лириков, подошедших уже в 40-х гг. XIX в. к пониманию исторической ролитрудящегося класса. Как бы ни был сложен трагический путь Гейне, какие быгорькие ноты ни звучали в его песнях, он действительно мог сказать о себе: «Я —меч, я — пламя». Великий лирик, пламенный публицист, беспощадный сатирик, онвписал новую главу в историю мировой поэзии XIX в.

Книга песен (Buchder Lieder. 1827)

— первый стихотворныйромантический сборник Гейне, состоит из ряда циклов: «Юношеские страдания»,«Лирическое интермеццо», «Возвращение на родину», «Северное море». Этолирический Дневник, где в поэтических образах запечатлены горести и радостиюности. В «Книге песен» мы находим и прекрасные лирические стихи («Утром явстаю, гадаю...», «Положи мне руку на сердце, ДРУГ», «Чудесным светлым майскимднем»), и философские раздумья («На севере диком стоит одиноко», «Довольно,пора мне забыть этот вздор...»), и замечательные баллады («Лорелей»), иполитические стихи («Фреско-сонеты Христиану Зете»), ставшие украшениемнемецкой поэзии. По существу, «Книга песен» — лирический вариант историимолодого человека XIX ст. Гейне открыл новые пути развитиянемецкой лирики. Композиция сборника и место каждого стиха в его общем составетщательно продуманы. Непосредственность чувства привлекла к книге вниманиекомпозиторов: многие стихотворения были положены на музыку.

Путевые картины(Reisebilder 1824—1831)

— сборник прозы, состоящий изотдельных произведений в форме путевых заметок, дневников, воспоминаний. ПрозаГейне блестяща, пародийно остроумна, глубоко лирична, изобилует неожиданнымиассоциациями, ибо в остроте изложения поэт видел серьезное оружие художника-публициста.Книга включает следующие разделы: «Путешествие по Гарцу», «Идеи. Книга ЛеГран», «Италия», «Английские фрагменты». «Путешествие по Гарцу» — описаниепутешествия в горы студента Гейне во время летних каникул. Здесь нет ещепрямого призыва к революционной борьбе, но критика немецкого духовногоубожества и филистерства объективно наталкивает на мысль о необходимостипоисков путей к этой борьбе. Поэт рисует сатирические картины провинциальныхнемецких городков, высмеивает мещанский быт и псевдонауку, процветающую вуниверситетских захолустьях, противопоставляет серому существованию узколобыхмещан великолепие природы, ее спокойное величие и трудовую жизнь скромныхобитателей горных деревень. Проза «Путешествия» перемежается стихами,написанными в форме народных песен, сказаний, баллад, придающих поэтическуюокраску этому остросатирическому очерку. «Идеи. Книга Ле Гран» — повествованиео французской революции и наполеоновских походах, облеченное в форму беседыпоэта с любимой женщиной. Чтобы развлечь прекрасную даму, поэт рассказывает ейзабавные, причудливые и романтические истории, пересыпанные резкими выпадамипротив феодальной реакции. Основу рассказов составляют воспоминания о детстве,о Наполеоне, в котором Гейне хочет видеть только продолжателя революции, перевернувшегостарый порядок в завоеванных им немецких землях. В центре повествования —французский барабанщик Ле Гран, образ которого воспринимается как символфранцузской революции 1789—1793 гг. Цикл «Италия» («Путешествие от Мюнхена доГенуи», «Луккские воды», «Город Лукка») — описание современной Гейне Италии, ееполитического устройства, архитектуры и искусства. Особенно удачны картинынародной жизни. Гейне вводит в текст, посвященный Италии, и историческиенаблюдения общего характера, и философские размышления о выдающихся событияхсвоего времени, и резкую полемику со своими политическими и литературнымипротивниками. «Английские фрагменты»

— заметки, написанные Гейне врезультате его поездки в Англию. Гейне дал реалистически верные зарисовкианглийской действительности: картины жизни аристократии, среднего класса,пролетариата. Он показал резкий контраст между миром нищеты и богатства.

АттаТролль(AttaTroll. 1843)

— сатирическая поэма, написана вдухе комического «животного эпоса» и направлена против немецких мешан иневежд, которые ненавидят прогресс, завидуют уму и таланту и выдают себя залибералов и социалистов, будучи на деле тупыми националистами. Гейне повествуето похождениях бурого медведя Атта Тролля и его семейства. Забавный Атта Тролль становитсячудовищно страшным, когда в нем проглядывает становящийся человеконенавистникомвзбесившийся мещанин. Поэма сложна по форме и представляет собой соединениеромантической фантазии и гротеска с остросатирической, реалистическойтрактовкой современности. Написанная точным и выразительным стихом, она полназлободневных споров о действительности тех лет, когда начался революционныйподъем, предшествовавший волне европейских революций 1848 г.

Германия. Зимняя сказка(Deutschland.Ein Wintermärchen. 1844)

— произведение, ставшее вершинойполитической лирики Гейне в преддверии революционных событий 1848 г. ипроникнутое духом бодрости и радости, которые испытывал Гейне, видевшийприближение революции. Поэма возникла в годы дружбы поэта с К. Марксом, которыйотнесся к ней с горячим интересом и одобрением. Сюжет поэмы — поездка Гейне изПарижа в Берлин. После тридцатилетнего отсутствия Гейне воспринимает немецкуюдействительность с особой остротой. Он видит политическую отсталостьраздробленной страны, высмеивает порядки, царящие в феодальной Германии.Беспощадно обличаются в поэме дворянство, столп политической отсталости страны,стяжательство и корыстолюбие буржуазии, церковь, которая стремится отвлечьнарод от политической борьбы. С особым гневом Гейне наносит удары по прусскомумилитаризму, предостерегая против него всю немецкую нацию. Поэт с горечьюотмечает: его родина и в сороковые годы все еще находится в объятиях зимнегосна. Он напоминает немцам о том, что вся Европа «помолвлена с гением свободы» инемецкому народу давно пора проснуться.

Современные стихотворения(Zeitgedichte. 1839—1846)

- большой цикл отточенных по формеи глубоких по содержанию политических стихотворений, которые являются образцомпублицистической, революционной лирики. Среди лучших произведений сборника —стихотворения «Доктрина» (в нем Гейне называет себя барабанщиком революции);«Новый Александр», направленное против прусского короля; «Силезские ткачи»,написанное непосредственно после восстания ткачей в 1844 г.; «Подкидыш» —сатирическое изображение Пруссии. В этом сборнике Гейне выступает как ведущийпоэт революционного поколения 40-х гг. XIX в.

Романсеро(Romanzero. 1851)

— книга стихов, созданных Гейне вконце 1840-х гг., свидетельствует о росте его реалистического и сатирическогомастерства. Состоит она из трех разделов: «Истории», «Сетования» и «Еврейскиемелодии». Большинство стихотворений выдержаны в форме сюжетно-балладного повествованияна исторические темы, однако в том, как раскрывает Гейне их историческое и философскоесодержание, легко угадывается живой отклик поэта на политические событиясовременности.

Произведения

Собрание сочинений: В 10 т. / Подобщ. ред. Н.Я. Берковского и др.; Вступ. ст. Д.Заславского.— Л.: Гослитиздат,1956—1959; Собрание сочинений: В 6 т. / Под общ. ред. А.Дмитриева и др.— М.:Худож. лит., 1980—1983; Избранные сочинения / Сост., вступ. ст. и примеч.А.Дмитриева.— М.: Худож. лит., 1989.— 701 с.; Атта Тролль; Сон в летнюю ночь /Пер. П. М. Карпа; Ст. Н.А.Жирмунской.— Л.: Наука, 1978.— 160 с.— (Лит.памятники); Германия. Зимняя сказка / Пер. В. Левика. — М.: Худож. лит., 1971,—137 с.; Книга песен / Сост. и вступ. ст. Н.Я. Берковского. — М.: Гослитиздат,1956.— 203 с.; Лирика / Сост., вступ. ст. и примеч. И. Миримского.— М.: Гослитиздат,1963.— 214 с.— (Сокровища лир. поэзии); Путевые картины / Вступ. ст. Я.Металлова.— М.: Гослитиздат, 1937.— 595 с.; Стихотворения; Поэмы; Проза /Вступ. ст. Г.Кауфмана.— М.: Худож. лит., 1971.— 799 с.— (Б-ка всемирн. лит.). AusgewählteWerke: In 2 Bd.- М.: Verl. f. fremdspr. Lit., 1949-1951;Werke und Briefe: In 10 Bd. /Hrsg. von H.Kaufmann.- Berlin: Aufbau-Verl., 1961-1964;Atta Troll.- Leipzig: Rečiam, 1962.-88 S.;Buch der Lieder.— Weimar: Volksverl., 1956.— 226 S.;Deutschland. Ein Wintermärchen.— Berlin: Aufbau-Verl., 1946.-112 S.; Reisebilder.- Berlin; Weimar: Aufbau-Verl., 1966.—575 S.

Литература

Гейне в воспоминанияхсовременников / Сост., Предисл. А.Дмитриева.— М.: Худож. лит., 1988. — 547 с.;Гиждеу С. Генрих Гейне: Очерк жизни и творчества. — М.: Худож. лит., 1964. —238 с.; Дейч А. Поэтический мир Генриха Гейне.— М.: Гослитиздат, 1963.— 444 с.;То же.— В кн.: Дейч А. И. Судьбы поэтов, М., 1974, с. 113—574; Дмитриев A.C.Генрих Гейне.— М.: Учпедгиз, 1957.- 112 с.; Шиллер Ф. П. Генрих Гейне.- М.:Гослитиздат,1962.- 367 с.Brinitzer С.Heinrich Heine: Roman seines Lebens.— Hamburg: Hoffmann u. Campe, I960.—594 S.; Futterknecht F. Heinrich Heine: Ein Versuch.-Tübingen: Niemeyer, 1985.- 369 S.; HöhnG. Heine-Handbuch: Zeit, Person, Werk.— Stuttgart: Metzler, 1987.—XV, 446 S.; Kaufmann H. Heinrich Heine: Geistige Entwicklung undkünstlerisches Werk. — 2. überarb.Aufl.— Berlin; Weimar: Aufbau-Verl., 1970.-290 S.