Основные произведения иностранной художественной литературы - Европа, Америка, Австралия

ВАСИЛЕ АЛЕКСАНДРИ (VASILE ALECSANDRI. 18211890)

ЛИТЕРАТУРА РУМЫНИИ

— один изосновоположников современной румынской литературы, поэт, драматург и прозаик.Родился в семье мелкого помещика. Будущий писатель с детства полюбил народныесказки и баллады, услышанные от матери. Александри учился в Яссах, затем в Париже,где сблизился с общественными деятелями Румынии, которые в дальнейшемвозглавили революцию 1848 г. Вернувшисьна родину, он издавал литературные журналы, работал директором Национальноготеатра в Яссах (1840—1842). В творчестве Александри нашли отражение триважнейших события в истории Румынии XIX в.: революция1848 г. (стихотворение «Пробуждение Румынии»), объединение Молдавии и Валахиив единое государство в 1859 г. («Хораобъединения») и война против османских поработителей 1877—1878 гг. (цикл стихотворений«Наши воины»). С именем Александрив румынской литературе связанообращение к традициям народного творчества. Собиратель истрастный пропагандист румынскогофольклора (сборник «Народнаяпоэзия румын», 1853), Александри в своих стихах порывает с господствовавшим до него салонным лирическимшаблоном и сближается с поэзией народа (сборники «Дойны», «Пастели», «Легенды»и др.). Его пьесы «Яссы во времякарнавала», «Кирица в Яссах» и «Кирица в провинции», «Санду Напоиле»и многие другие положилиначало развитию румынскогореалистического театра. Изпрозаических произведений Александри наибольший интерес представляет рассказ«История одного золотого», содержащийрезкую критику нравов современного писателю общества.

Кирица в Яссах(Chirita înIaşi. 1850);Кирица в провинции(Chintaîn provincie. 1852)

— пьесы, героинякоторых — невежественная и грубая помещица — живой и очень типичный для тойэпохи образ. Недаром во времена Александри ее имя стало нарицательным. Кирицастремится любыми способами проникнуть в высший свет. Она гонится за модой истарается показать свою «просвещенность»,невпопад вставляя исковерканныефранцузские слова, что не мешает ей,однако, давать пощечины слугам, грозить кнутом крестьянам и грубо браниться.Выразителен образ сына Кирицы, напоминающий фонвизинского Недоросля. Комедии оКирице ярко воспроизводят быт, нравы и язык румынского общества середины XIX в.

Пастели(Pasteluri. 1861-1875)

— циклстихотворений, созданный в последний период творчества писателя. Темыбольшинства стихотворений — сельские пейзажи, труд крестьян. Поэт с любовьюнаблюдает, как преображается природа в различные времена года («Зима», «Конец осени», «Вестник весны»), восхищается весенним утром («Утро»), в идиллическихстихах прославляет труд крестьянина («Пахари», «Сеятели», «Родина»).Прозрачность и мелодичность стиха, богатая образность делают цикл «Пастели»классическим образцом румынской поэзии.

Легенды(Legende. 1872-1878)

— цикл поэм, сюжетыкоторых взяты из народных сказок и преданий («Легенда ласточки», «Легендаландыша») или из национальной истории («Красная дубрава»). Историческиеличности (Штефан Великий, Михай Храбрый) показаны здесь как сказочные богатыри.Ведущая тема «Легенд» -борьба за национальную независимость. Часто отправнойточкой для Александри служат поговорка («Ткачиха-осень»), строка из народнойпесни или сказки («Легенда ласточки», «Труп кровавый»), которую Александриберет иногда в качестве эпиграфа.

Деспот-Вода(Despot-Vodă. 1879)

- романтическая драма в стихах. Ее сюжет взят из румынскихлетописей, действие относится к одному из самых драматических периодов историиМолдавии (вторая половина XVI в.). ХарактерЯкоба Ераклида-Деспота, талантливого авантюриста, сумевшего при поддержке наемных войск временно захватить молдавский престол, показан вовсех его противоречиях и с большим мастерством. Деспот привлекает Александрисвоей исключительностью — энергией, храбростью, умом. Но Деспот — тиран ипоэтому глубоко чужд Александри, противнику всякой тирании.

Сынзиана и Пепеля(Sînsianaşi Pepelea. 1880)

— «национальнаяфеерия», как назвал свою пьесу писатель. Она написана по мотивам румынских народных сказок. Умныйи отважный юношаПепеля, олицетворяющий бессмертиеи всепобеждающую силу народа,при помощи добройФеи Озера освобождаетзолотоволосую Сынзиану из-под власти Змея и добивается ее руки. Обаяние,юмор и поэтичность народной сказки сочетаются в пьесе с язвительной сатирой.Александри вложил в пьесу злободневный политический смысл.Царство Рогоза — это РумынияКарла I (60-егг. XIX в.).Глупость короля, низкопоклонство и продажность министров,беспринципность политических партий — все подвергается осмеянию.

Произведения

Избранное / Сост. и вступ. ст. Т.Ивановой. — М.: Худож.лит., 1959. — 270 с.; Александри В. Стихотворения; Эминеску М. Стихотворения;Кошбук Дж. Стихотворения; Караджале И.-Л. Потерянное письмо; Рассказы; СлавичИ. Счастливая мельница. — М.: Худож. лит., 1975. — 669 с. — (Б-ка всемирн.лит.). Opere: în 4 voi. / Text ales şi stabilit deG.C.Nicolescu, G. Rădulescu-Dulghera; Studiu introd., note şi coment.de G.C.Nicolescu. — Bucureşti: EPL, 1966—1974;Despot-Vodă:Legendă istorică în versuri. — Bucureşti: Ed. tineret., 1953. — 187 p.; Drame / Ed. îngrij. de G.Pienescu. — Bucureşti: Minerva, 1975. — 430 p.; Poezii. — Bucureşti: Minerva, 1974. — 785 p.; Proză / Ed. îngrij. şistudiu introd. de G.C.Nicolescu.- Bucureşti EPL, 1966.- XXIII, 613 p.

Литература

Панфил В. Литературное наследие Василе Александри. —Октябрь, Кишинев, 1955, № 1, с. 70—84. Ghiţulescu E. Vasile Alecsandri. — Bucureşti:Albatros, 1979. — 282 p.; Nicolescu G. C. Viaţa luiVasile Alecsandri. — Ed. 3.— Bucureşti,1975. — 599 p.