Новейший философский словарь

ТОМИЗМ

ТОМИЗМ - основное направление в схоластике, учение школы Т., которое с 13 века по наши дни представляет собой интерпретацию доктрины Фомы Аквината, с учетом темпоральных изменений социо-культурного и научного плана. Сразу после смерти Фомы началась обработка его трудов и согласование имеющихся противоречий (особенно между «Summa Theologiae» и комментариями к «Сентенциям» Петра Ломбардского). Осмысление наследия «ангельского доктора» первоначально происходило преимущественно в рамках августинизма и явилось причиной многих теологических споров и критики томистского рационализма со стороны ориентированного на катафатическое богословие августинианства. С 1278 Т. становится официальным учением доминиканского ордена (в отличие от опиравшегося на августинизм раннефранцисканско-го ордена). Первое цитирование трудов Фомы относится к 1280 (первая книга «Сентенций» Р. Кнепвелла), приблизительно в то же время Якоб Витербский и Иоаганн Эрфуртский занимаются разбором и доказательством некоторых фрагментов из трудов Аквината, а в 1314 на одном из судебных процессов слова Фомы приводятся в качестве авторитета. Сам Фома был канонизирован в 1323. Однако труды теолога не только комментируются, но также исправляются. Наиболее известная редакция принадлежит В. де ля Марсу. Свод ранних тезисов Фомы представлен в различных доминиканских редакциях (»Correctorium corruptorii»). В борьбе со взглядами Иоанна Дунса Скотта на «Сумму» ссылаются даже противники томистского метода, например Генрих Гентский и Готфрид Фон-тейский. Особенное развитие Т. получил в трудах Гервея Но-талиса, Томаса Саттена, Бернарда Клермонтского, Иоанна Парижского и др. За счет свободной интерпретации трудов ранних монистов Т. достигает апогея в творчестве И. Тинкто-ра (автор первого комментария к «Сумме теологии») и И. Ка-преола, - в реальном культурном функционировании «Princeps thomistarum» последнего практически заменяют собой произведения Аквината. Но, начиная с Каитана (с его именем связано рождение школы Т. как таковой, он же судья Лютера), происходит возврат к Фоме.Ф. де Виктория использует «Сумму теологии» вместо «Сентенций» в качестве учебного пособия по богословию, для чего пишет свой комментарий. После Три-дентского собора (1545-1563), который явился началом второго периода развития Т., Д. Бонез систематизирует все произведения, имеющие отношение к творчеству Фомы. Благодаря Бонезу становится возможным введение курса «Суммы теологии» в 1596 в Левенском университете. Этот предмет с 1617 начинает изучаться на протяжении 7 лет. Т. получает широкое распространение благодаря образовательной деятельности миссионерских орденов, особенно иезуитов, использовавших метод Фомы в борьбе с протестантизмом и исламом на спорных между конфессиями территориях. Значительным событием в истории Т. был I Ватиканский собор 1870, где была принята «Догматическая Конституция католической веры». Третий период Т. (см. НЕОТОМИЗМ) начался с 1879 и длится по наши дни. В рамках католической цркви Т. рассматривается не как самостоятельное учение, но только метод рациональной интерпретации учения Церкви, в своих корнях восходящий к Августину, Петру Ломбардскому, Альберту Великому. Доктрина Т. выступает не столько учением о догматах веры, сколько учением о способах постижения этого учения посредством разума. Таким образом, Т. призван преодолевать нигилизм тер-туллианства и августинизма по отношению к интеллектуализму. Поскольку бытие иерархично, то и познание имеет степени - разум и веру, дистанция между которыми была окончательно снята в Т. посредством неразличения их объектов (они оба говорят о Боге, мире, человеке), атрибутирования им разного уровня адекватности, полноты и «спасительности для души». Т. исходит из того, что благодать просвещает всего человека, следовательно облагодетельствованному изменению подвергается и его разум, а не только нравственное чувство, благодаря чему и возможна христианская философия, представляющая собой синтез метафизических идей античности, переосмысленных в свете веры, которая не элиминирует, но «ведет» разум. Наряду с этой базовой презумпцией, Т. основан на следующих философско-теоретических предпосылках: 1) различение сущего и сущности, что приводит к позиции умеренного реализма, где универсальный характер понятий происходил из абстрактной способности интеллекта (т.е. универсалии, не существующие в реальности, имеют реальное основание); различение логически сущего и реально сущего; противопоставление сущности и существования (бы-тийствования), совпадающих только в Боге, благодаря чему возможно различение вещей; поскольку ничто в своей сущности не совпадает со своей бытийственностью, то все в мире только стремится к тому, чтобы быть; мир, существование которого не тождественно сущности в виду того, что ни одна его часть не обладает этим качеством, не существует сам по себе, но зависит от Бога, обладающего бытием «от века»; Сущий - имя Божие, т.е. только Он подлинно существует, а мир только участвует в Его бытийствовании, следовательно в акте бытия мира происходит разворачивание Его сущности, представляющей собой бытийную потенцию мира; 2) «все сущее одно», едино, что в разных степенях обнаруживается на разных уровнях бытия; все следующее истинно, но не потому, что все сущее может быть познано, а потому, что все суть результат мышления Бога (т.е. в отличие от учения Аристотеля, в Т. истина является предметом метафизики, где истину онтологическую, божественную, следует отличать от логической, человеческой), степень истинности сущего зависит от уровня обладаемого бытия; «все сущее благо» (ибо создано благим Богом) и стремится к совершенству, Богу, поскольку зависит от Его бытия; 3) трансцендентирование Бога и человека в апофатическом смысле, где все сотворенное сообразно Богу и существует настолько, насколько уподоблено Богу, благодаря чему мир приобретает свое единство; 4) человек имеет рациональную природу, поэтому понимать - значит быть человеком. Если бы разум знал только Бога, то он не желал бы ничего другого, но, в границах земного опыта человек сталкивается с добром и злом в вещах и действованиях (что ниже Бога), что постулирует право свободного выбора, в котором разум есть причина свободы, предполагающей возможность греха. Т. сыграл решающую роль в истории философско-тео-логической мысли и христианской культуры в целом. Все последующие течения в рамках христианской теологии либо прямо продолжают развитие томистских идей, добавляя к ним новые, либо косвенно зависят от них, полемизируя и оспаривая их (см. также ФОМА АКВИНСКИЙ, СХОЛАСТИКА, НЕОТОМИЗМ).

  1. томизмдоминирующее течение в католич. философия. Было основа Фомой Аквинским от имени крого и получило свое название ро латыни Фома Thomas. Католицизм использовал идеи Т. в бор...Атеистический словарь
  2. томизмдоминирующее течение в католич. философия. Было основа Фомой Аквинским от имени крого и получило свое название ро латыни Фома Thomas. Католицизм использовал идеи Т. в бо...Атеистический словарь II
  3. томизмучение Фомы Аквинского См. Фома АквинскийThomas Aquinas и основанное им направление католической философии характеризующееся приспособлением аристотелевской философии к т...Большая Советская энциклопедия II
  4. томизмм. tomismo Итальянорусский словарь....Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  5. томизмсущ. муж. родатомзм уem...Большой русско-украинский словарь
  6. томизмангл. Thomism нем. Thomismus. Направление в схоластической философии и католической теологии порожденное влиянием Фомы Аквинского. Для Т. характерно соединение философии ...Большой толковый социологический словарь II
  7. томизмучение Фомы Аквинского и основанное им направление католическойфилософии и теологии соединившее христианские догматы с методомАристотеля. В в. занял господствующее полож...Большой энциклопедический словарь II
  8. томизмТОМИЗМ учение Фомы Аквинского и основанное им направление католической философии и теологии соединившее христианские догматы с методом Аристотеля. В в. занял господствую...Большой энциклопедический словарь III
  9. томизмТОМИЗМ учение Фомы Аквинского и основанное им направление католической философии и теологии соединившее христианские догматы с методом Аристотеля. В в. занял господству...Большой Энциклопедический словарь V
  10. томизмнаправление в теологии и философии католицизма основанное Фомой лат.Тома Аквинским который отстаивал принцип гармонии разума и веры доказывая способность разума обосноват...Евразийская мудрость от А до Я
  11. томизмот лат. имени Thomas традиц. рус. Фома направление в схоласт. философии Средних веков возникшее под влиянием идей Фомы Аквинского. Задача Т. рациональное обоснование д...История и философия науки. Энциклопедический словарь
  12. томизмоснованная в XIII в. традиция развивавшаяся под знаком имени св. Фомы Аквинского и сохранившая свое значение до сих пор. Ее черты сосуществование двух порядков бытия ест...Краткий религиозно-философский словарь
  13. томизмкорень ТОМ суффикс ИЗМ нулевое окончаниеОснова слова ТОМИЗМВычисленный способ образования слова Суффиксальный ТОМ ИЗМ Слово Томизм содержит следующие морфемы или час...Морфемный разбор слова по составу
  14. томизмНачальная форма Томизм винительный падеж слово обычно не имеет множественного числа единственное число мужской род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  15. томизмосновное направление в схоластике учение школы Т. которое с века по наши дни представляет собой интерпретацию доктрины Фомы Аквината с учетом темпоральных изменений соци...Новейший философский словарь II
  16. томизмтомизм томизм а...Орфографический словарь
  17. томизмТОМИЗМ Thimism Учение Фомы Аквинского Aquinas. dd Политика. Толковый словарь. М. ИНФРАМ Издательство Весь Мир.Д. Андерхилл С. Барретт П. Бернелл П. Бернем и др. Общая ре...Политология. Словарь.
  18. томизмОрфографическая запись слова томизм Ударение в слове томизм Деление слова на слоги перенос слова томизм Фонетическая транскрипция слова томизм [тамизм] Характеристика вс...Полный фонетический разбор слов
  19. томизмфилософскотеологическое направление в католицизме основателем которого считается Фома Томас Аквинский....Религиоведческий словарь
  20. томизмтомизм а...Русский орфографический словарь
  21. томизмТамзм...Русско-белорусский словарь
  22. томизмфилос.i тамзм муж.i...Русско-белорусский словарь II
  23. томизмтомизм...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  24. томизмТОМИЗМ То же что Фомизм. Словарь иностранных слов вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н....Словарь иностранных слов русского языка
  25. томизмдоминирующее течение в католической философии. Основано Фомой Аквинским от имени которого и получило свое название. Соединил христианские догматы с методом Аристотеля. В ...Словарь исторических терминов
  26. томизмучение Фомы Аквинского и основанное им направление католической философии и теологии соединившее христианские догматы с методом Аристотеля. В XIII в. занял господствующее...Словарь по истории психологии
  27. томизмпо имени христианского богослова века Фомы Аквинского направление католической философии и теологии соединившие христианские догматы и метод Аристотеля....Словарь-справочник по философии
  28. томизмот лат. Thomas Фома направление в схоластич. философии и теологии католицизма порожднное влиянием Фомы Аквинского. Для Т. в целом характерно стремление соединить строго о...Советский философский словарь
  29. томизмТОМИЗМ учение Фомы Аквинского и основанное им направление католической философии и теологии соединившее христианские догматы с методом Аристотеля смотри также Аристотелиз...Современная энциклопедия
  30. томизмТОМИЗМ учение Фомы Аквинского и основанное им направление католической философии и теологии соединившее христианские догматы с методом Аристотеля. В в. занял господствую...Современный энциклопедический словарь
  31. томизмфилософия Фомы Аквинского и его последователей представляющая собой соединение философии Аристотеля с христианским католическим мировоззрением и проповедующая подчинение ...Тематический философский словарь
  32. томизмThomism. Направление в философии и теологии идущее от Фомы Аквинского. В своем развитии оно прошло несколько этапов многие философы его поддерживали и многие отвергали. П...Теологический энциклопедический словарь
  33. томизмУдарение в слове томизмУдарение падает на букву иБезударные гласные в слове томизм...Ударение и правописание
  34. томизмТОМИЗМ от лат. Thomas Фома направление в схоластической философии и теологии католицизма порожденное влиянием Фомы Аквинского. Для Т. в целом характерно стремление соед...Философская энциклопедия
  35. томизмсистема взглядов созданная Фомой Аквинским Thomas Aquinas а также основанное им направление католич. философии. См. ст. Схоластика Неосхоластика Неотомизм и лит. при этих...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  36. томизмфилософия Фомы Аквинского и его последователей томистов. Томизм делится на старый частично до частично после Реформации и новый неотомизм существующий с конца в. и заним...Философский энциклопедический словарь II
  37. томизмфилософия Фомы Аквинского и его последователей томистов. Томизм делится на старый частично до частично после Реформации и новый неотомизм существующий с конца в. и зани...Философский энциклопедический словарь
  38. томизмТомизм Тоз Тим Мот Митоз Миот Миоз Мио Мимо Мим Изот Изм Зот Томми Том...Электронный словарь анаграмм русского языка
  39. томизмТОМИЗМ учение Фомы Аквинского и основанное им направление католической философии и теологии соединившее христианские догматы с методом Аристотеля. В в. занял господству...Энциклопедический словарь естествознания
  40. томизмангл. Thomism нем. Thomismus. Направление в схоластической философии и католической теологии порожденное влиянием Фомы Аквинского. Для Т. характерно соединение философии ...Энциклопедия социологии