Философская энциклопедия

ТОМИЗМ

ТОМИЗМ
(от лат. Thomas — Фома) — направление в схоластической философии и теологии католицизма, порожденное влиянием Фомы Аквинского. Для Т. в целом характерно стремление соединить строго ортодоксальную позицию в религиозных вопросах с подчеркнутым уважением к правам рассудка, здравого смысла (в отличие от августинианства, апеллирующего к интуиции). С этим связаны: ориентация более на Аристотеля, чем на Платона и неоплатоников (модифицированная, впрочем, тем обстоятельством, что средневековая традиция истолкования Аристотеля сильно приближала его к неоплатонизму); в гносеологии четкое разделение между откровением и «естественным светом» рассудка (сочетающееся с убеждением, что конечный смысл данного в откровении и открытого рассудком должен находиться в согласии); в теологии — предпочтение космологических доказательств бытия Бога как более доходчивых сравнительно с онтологическим доказательством (см.АНСЕЛЬМ КЕНТЕРБЕРИЙСКИЙ ); в антропологии — учение о человеке как единстве души и тела, которому душа дает «субстанциальную форму», — в противовес августинианскому спиритуализму; в этике — аристотелевская концепция добродетели как середины между двумя пороками. В начале своего существования Т. натолкнулся на энергичное сопротивление августинианства и в 1277 был официально осужден церковно-университетскими инстанциями Парижа и Оксфорда, однако уже к 14 в. стал общепринятой доктриной доминиканского ордена, отстаиваемой в полемике против францисканских оппонентов (Вильгельм де ла Марс, Р.Бэкон, Дунс Скот). Т.н. вторая схоластика возвращается к Т., слегка его видоизменяя (Ф. Суарес). К кон. 19 в. Т. был официально объявлен господствующей доктриной католической церкви (энциклика Льва XIII в 1879).

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики.Под редакцией А.А. Ивина.2004.

ТОМИЗМ
(отлат.Thomas — Фома), направление в схоластич. философии и теологии католицизма, порождённое влиянием Фомы Аквинского. Для Т. в целом характерно стремление соединить строго ортодоксальную позицию врелиг.вопросах с подчёркнутым уважением к правам рассудка, здравого смысла(в отличие от августинианства, апеллирующего к интуиции). С этим связаны: ориентация более на Аристотеля, чем на Платона и неоплатоников(модифицированная, впрочем, тем обстоятельством, чтоср.-век.традиция истолкования Аристотеля сильно приближала его к неоплатонизму); в гносеологии чёткое разделение между откровением и «естественным светом» рассудка(сочетающееся с убеждением, что конечный смысл данного в откровении и открытого рассудком должен находиться в согласии); в теологии — предпочтение космологич. доказательствам бытия бога как более доходчивым сравнительно с онтологич. доказательством(см.Ансельм Кентерберийский); в антропологии — учение о человеке как единстве души и тела, которому душа даёт «субстанциальную форму»,— в противовес августини-анскому спиритуализму; в этике — аристотелевская концепция добродетели как середины между двумя пороками(см.Метриопатия). В начале своего существования Т. натолкнулся на энергичное сопротивление августинианства и в1277был официально осуждён церковно-университетскими инстанциями Парижа и Оксфорда, однако уже к 14в.стал общепринятой доктриной доминиканского ордена, отстаиваемой в полемике против францисканских оппонентов(Вильгельм де ла Марс, Р. Бэкон, Дунс Скот). Т. н. вторая схоластика возвращается к Т., слегка его видоизменяя(Суарес). К концу 19в.Т. был официально объявлен господствующей доктриной католич. церкви(энциклика Льва XIII в1879;см.Неотомизм). ТОРО(Thoreau)Генри Дейвид(12.7.1817, Конкорд,шт.Массачусетс,—6.5.1862, Уолден, близ Конкорда),амер.философ-романтик, писатель, натуралист. Т. был близок к участникам «Трансцендентального клуба» и его основателю Эмерсону. Исходный пункт философии Т.— критич. неприятие нравств. принциповсовр.емуамер.общества. Действенную альтернативу стяжательству, роскоши, бездуховности он видел в «добровольной трудовой бедности». Стремясь реализовать этот принцип на практике, Т. более двух лет жил в одиночестве на берегу Уолденского озера и обеспечивал своё существование физич. трудом, рыбной ловлей, собирательством. В трактате «Уолден, или Жизнь в лесу»(опубл.1854,рус.пер.1910, 1962)Т. утверждал, что нравств. очищение возможно лишь после глубокого осознания личностью своего отчуждения от несправедливого обществ. уклада и при условии постоянного контакта человека с природой, воплощающей трансцендентный идеал, чистоту, красоту и «непорочность». Приближение к природе способствует, согласно Т., установлению связи личности с «космическим порядком». Эти идеи легли в основу концепции одиночества, понимаемого Т. как сосредоточение человека на переживании природной гармоничности, отражённой в душе.
Филос. индивидуализм сочетался у Т.(особенно В последний период его жизни)с активной жизненной позицией, наполненной искренним демократизмом. В программном эссе «Огражд.неповиновении»(1849,рус.пер.1977)Т. дал моральное обоснование ненасильственной революции — серии мирных обществ. кампаний(демонстрации, отказ от призыва на военную службу, саботажгос.учреждений ит.д.), толкуемых, однако, каквнеш.проявлениевнутр.нравств. переворота(«революция одного человека»). Накануне Гражд. войны 1861—65 Т. открыто призывал к борьбе с рабовладением. Идеягражд.неповиновения правительству рабовладельцев впоследствии оказала влияние на формирование взглядов М. Ганди и М. Л. Кинга. Социально-нравств. идеи Т. высоко ценил Л. Н. Толстой. Вкон.60-х —нач.70-хгг.20в.идеи Т. получили широкую известность в кругах леворадикальной студенч. молодёжи США, идеологи которой(напр., Т. Розак)рассматривают Т. как одного из предшественниковсовр.зап.контркультуры.
The writings, ?. 1—20, Boston — ?. ?., 1906.
Эмерсон Р. У., Т., Биографический очерк, вкн.: Торо Г., Вальден или Жизнь в лесах, М.,1910; Хappингтон В. Л., Осн. теченияамер.мысли,пер.сангл.,т.2, М1962, ч. 3,гл.3; Krutch J. W., Henry David Thoreau N. ?.,1948; Наrding W., Meyer M., The new Thoreau handbook,N. Y., 1980.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия.Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов.1983.

ТОМИЗМ
философияФомы Аквинскогои его последователей, томистов. Томизм делится на старый (частично до, частично после Реформации) и новый –неотомизм,существующий с конца 19 в. и занимающий большое место в современной философии. Томизм представляет собой соединение философии Аристотеля с христ. (католич.) мировоззрением. Его представители проповедуют подчинение воли разуму, известную свободу воли и глубокую идею о наличии ступеней в строении мира и познаваемости Бога только по результатам его действий в видимом мире.

Философский энциклопедический словарь.2010.

ТОМИЗМ
система взглядов, созданная Фомой Аквинским (Thomas Aquinas), а также основанное им направление католич. философии. См. ст. Схоластика, Неосхоластика, Неотомизм и лит. при этих статьях.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия.Под редакцией Ф. В. Константинова.1960—1970.

ТОМИЗМ
ТОМИЗМ — философское течение, основывающееся на учении Фомы Аквинского; реже этим термином обозначается сама философия Фомы. Учение Фомы Аквинского встретило противодействие со стороны представителей традиционного августинианства. Парижский архиепископ Эгьен Тампье в 1277 по поручению папы Иоанна XXI (Петра Испанского) подверг осуждению 219 положений, среди которых около десяти можно отнести к томистским (П. Мандонне насчитывает 12: о материи как принципе индивидуации, о единстве субстанциальной формы, о примате разума над волей и др.). В том же году доминиканец Роберт Килуордби, архиепископ Кентерберийский, осудил ряд положений учения Фомы в Оксфорде (прежде всего о единстве субстанциальной формы); это осуждение поддержал затем и его преемник Джон Пеккам. Доминиканцы, официально признавшие томизм на собраниях ордена в 1278 и 1279 (хотя не все из них следовали ему), встали на его защиту: учитель Фомы Альберт Великий в 1277 посетил Париж для обоснования ортодоксальности томизма, трактаты в защиту единства субстанциальной формы были написаны Эгидием Римским ( 1243—1316), Эгвдием Лессинским (ум. 1278), Гарвеем Наталисом (из Неделлец, ум. 1323), Томасом Сутгоном (ум. 1300) и др.
После того как произведения Фомы получили широкое распространение, возник особый жанр “Корректив”, авторы которых стремились исправить отдельные, неверные, по их мнению, положения Фомы. “Коррективы” английского францисканца Уильяма из Ла Маре (ум. ок. 1285), полемизировавшего с учением Фомы о природе ангелов, были официально приняты в 1282 францисканским орденом, вызвав ответную полемику со стороны доминиканцев Ричарда Клепвилля, Т. Суттона, Жана Квидорта (Парижского, ум. 1306, автора политического трактата “О власти королевской и папской”) и др. Томизм укрепил свои позиции после того, как экуменический совет в Вьенне (1311—12) утвердил положение о единстве субстанциальной формы, а в 1323 в понтификат Иоанна XXII был канонизирован Фома. Влияние томизма можно проследить и вне собственно томистской школы — на Данте (через его учителя, томиста Ремигия де Джиролами), на немецких мистиков (в частности, Мейстера Экхарта и Г. Сую). Существовали и особые течения внутри томизма — напр. альбертино-томизм, испытавший сильное влияние неоплатонизма, к которому относились ученики Альберта Великого УльрихСтрасбургский(у!л. 1277), Дитрих Фрейбергский (ум. 1310). Среди томистов 15—16 вв. наиболее известны Иоанн Капреол (1380—1444), названный princeps thomistamm (князем томистов), автор “Защиты теологии Фомы Аквинского”, Петр Бергамский, составивший указатель трудов Фомы (в Tabula aurea, 1473), Франческо ди Сильвестре Феррарский (1474—1528), составивший классический комментарий к “Сумме против язычников”, и Томмазо де Вио (Каэтан, 1469—1534), составивший комментарий к “Сумме теолопта”, а также написавший труд “Об аналогии имен” — De noniimim analogia, в котором он систематизировал и развил учение Фомы об аналогии. Согласно Каэтану, такие предикаты, как “мудрый”, “благой” и т. д., приписываются Богу и тварным вещам в соответствии с “пропорциональной аналогией”: как мудрость человеческая относится к человеку, так мудрость божественная κ Богу. По повелению папы Пия V, объявившего Фому “Учителем Церкви”, во 2-й пол. 16 в. было предпринято издание трудов Фомы (т. н. “Пиана”).
Критика схоластики в период Возрождения и Реформации привела к уменьшению влияния томизма. Однако томистская традиция, имевшая сильные позиции на Пиренейском полуострове, переживает расцвет в 16—17 вв., в трудах представителей второй схоластики'. Ф. де Виториа (1483—1546), основателя международного права, Доминго де Сотто (1494/5—1560), автора трактата “О справедливости и праве” (De iustitia et hire), Габриеля Васкеса (1550—1604), Доминго Банеса (1528—1604), автора комментария на первую часть “Суммы теологии”, и Ф. Суареса (1548—1617). Доминго Банес наиболее известен своей полемикой с концепцией Д. де Молины: согласно Банесу, человек не может принять благодать, если он заранее “физически” не подвигается к этому Богом (отзвуки полемики молинистов и последователей Банеса можно обнаружить, напр., у Вольтера). Янсенисты полемизировали с доктриной пробабилизма Б. Медины, выдвинутой в его комментарии к “Сумме теологии” (1577).
Философия Суареса представляет собой попытку творческого переосмысления томизма с учетом его критики со стороны оккамистов и скотистов. Согласно Суаресу, сущность и существование — не различные вещи, как полагали многие томисты, но мысленные различия, имеющие, однако, основание в вещи (Disputationes metaphysicae, 31, 6, 23). Равным образом и универсалии существуют “благодаря интеллекту с основанием в вещи” (там же, 6,5,1). Считая избыточной концепцию “этости” Дунса Скота, Суарес выдвигает в качестве начала индивидуации “само единство этой формы и этой материи”. Решая проблему соотношения свободы воли, предопределения и благодати, Суарес отходил от учения Фомы, склоняясь к молинизму. Во Франции выходит монументальный труд А. 1удина “Философия в согласии с догматами Фомы” (Philosophiajuxta Thomae Dogmata, 1676), в Италии — “Сумма философии” (Summa Philosophiae, 1777) Сальвадора Роселли. Влияние томизма (и прежде всего Суареса) можно проследить в работах Декарта, Спинозы, Лейбница и Хр. Вольфа, В середине 19 в. иезуиты обращаются к томизму как к учению, способному дать ответ на актуальные вопросы эпохи (Philosophia Christiana в 5 т. Неаполь, 1853; периодическое издание “Civilta cattolica”, деятельность Маттео Либераторе и Йозефа Клейтгена). Поворотным пунктом в развитии томизма явилась энциклика Aetemi patris папы Льва XIII (4 августа 1879), в которой Фома был объявлен наиболее авторитетным католическим теологом; по постановлению Льва XIII вышло издание работ Фомы — “Леонина”, с конца 19 и в 20 в. ведется активное изучение и интерпретация его трудов (М. Грабманн, П. Мандонне, М. де Вульф и др.). К аутентичному прочтению Фомы стремились Ж. Маритен и Э. Жильсон (т. н. палеотомизм). См. Неотолшш.
Лит.: Grabmann M. Mittelalterisches Geistesleben. Munch., 1926; Mandonnet P., Desires J. Bibliographie thomiste. P., 1921; Wulf M. de. Histoire de la philosophie médiévale. R, 1925; Sertilanges A. G. Les grandes theèses de la philosophie thomiste. P., 1928; WyserP. Der Thomismus. Bem, 1951; Gilson E. History of Christian Philosophy in the Middle Ages. L.—N. Y, 1955; Roensch F. J. The Early Thomistic School. Dubuque (Iowa), 1964; Steenberghen F. v. Le thomisme. P., 1983; The Cambridge History of Later Medieval Philosophy, ed. N. Kretzmann, A. Kenny, J. Pinborg. Cambr., 1989.
К. В. Бандуроеский

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.Под редакцией В. С. Стёпина.2001.


  1. томизмдоминирующее течение в католич. философия. Было основа Фомой Аквинским от имени крого и получило свое название ро латыни Фома Thomas. Католицизм использовал идеи Т. в бор...Атеистический словарь
  2. томизмдоминирующее течение в католич. философия. Было основа Фомой Аквинским от имени крого и получило свое название ро латыни Фома Thomas. Католицизм использовал идеи Т. в бо...Атеистический словарь II
  3. томизмучение Фомы Аквинского См. Фома АквинскийThomas Aquinas и основанное им направление католической философии характеризующееся приспособлением аристотелевской философии к т...Большая Советская энциклопедия II
  4. томизмм. tomismo Итальянорусский словарь....Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  5. томизмсущ. муж. родатомзм уem...Большой русско-украинский словарь
  6. томизмангл. Thomism нем. Thomismus. Направление в схоластической философии и католической теологии порожденное влиянием Фомы Аквинского. Для Т. характерно соединение философии ...Большой толковый социологический словарь II
  7. томизмучение Фомы Аквинского и основанное им направление католическойфилософии и теологии соединившее христианские догматы с методомАристотеля. В в. занял господствующее полож...Большой энциклопедический словарь II
  8. томизмТОМИЗМ учение Фомы Аквинского и основанное им направление католической философии и теологии соединившее христианские догматы с методом Аристотеля. В в. занял господствую...Большой энциклопедический словарь III
  9. томизмТОМИЗМ учение Фомы Аквинского и основанное им направление католической философии и теологии соединившее христианские догматы с методом Аристотеля. В в. занял господству...Большой Энциклопедический словарь V
  10. томизмнаправление в теологии и философии католицизма основанное Фомой лат.Тома Аквинским который отстаивал принцип гармонии разума и веры доказывая способность разума обосноват...Евразийская мудрость от А до Я
  11. томизмот лат. имени Thomas традиц. рус. Фома направление в схоласт. философии Средних веков возникшее под влиянием идей Фомы Аквинского. Задача Т. рациональное обоснование д...История и философия науки. Энциклопедический словарь
  12. томизмоснованная в XIII в. традиция развивавшаяся под знаком имени св. Фомы Аквинского и сохранившая свое значение до сих пор. Ее черты сосуществование двух порядков бытия ест...Краткий религиозно-философский словарь
  13. томизмкорень ТОМ суффикс ИЗМ нулевое окончаниеОснова слова ТОМИЗМВычисленный способ образования слова Суффиксальный ТОМ ИЗМ Слово Томизм содержит следующие морфемы или час...Морфемный разбор слова по составу
  14. томизмНачальная форма Томизм винительный падеж слово обычно не имеет множественного числа единственное число мужской род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  15. томизмТОМИЗМ основное направление в схоластике учение школы Т. которое с века по наши дни представляет собой интерпретацию доктрины Фомы Аквината с учетом темпоральных измене...Новейший философский словарь
  16. томизмосновное направление в схоластике учение школы Т. которое с века по наши дни представляет собой интерпретацию доктрины Фомы Аквината с учетом темпоральных изменений соци...Новейший философский словарь II
  17. томизмтомизм томизм а...Орфографический словарь
  18. томизмТОМИЗМ Thimism Учение Фомы Аквинского Aquinas. dd Политика. Толковый словарь. М. ИНФРАМ Издательство Весь Мир.Д. Андерхилл С. Барретт П. Бернелл П. Бернем и др. Общая ре...Политология. Словарь.
  19. томизмОрфографическая запись слова томизм Ударение в слове томизм Деление слова на слоги перенос слова томизм Фонетическая транскрипция слова томизм [тамизм] Характеристика вс...Полный фонетический разбор слов
  20. томизмфилософскотеологическое направление в католицизме основателем которого считается Фома Томас Аквинский....Религиоведческий словарь
  21. томизмтомизм а...Русский орфографический словарь
  22. томизмТамзм...Русско-белорусский словарь
  23. томизмфилос.i тамзм муж.i...Русско-белорусский словарь II
  24. томизмтомизм...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  25. томизмТОМИЗМ То же что Фомизм. Словарь иностранных слов вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н....Словарь иностранных слов русского языка
  26. томизмдоминирующее течение в католической философии. Основано Фомой Аквинским от имени которого и получило свое название. Соединил христианские догматы с методом Аристотеля. В ...Словарь исторических терминов
  27. томизмучение Фомы Аквинского и основанное им направление католической философии и теологии соединившее христианские догматы с методом Аристотеля. В XIII в. занял господствующее...Словарь по истории психологии
  28. томизмпо имени христианского богослова века Фомы Аквинского направление католической философии и теологии соединившие христианские догматы и метод Аристотеля....Словарь-справочник по философии
  29. томизмот лат. Thomas Фома направление в схоластич. философии и теологии католицизма порожднное влиянием Фомы Аквинского. Для Т. в целом характерно стремление соединить строго о...Советский философский словарь
  30. томизмТОМИЗМ учение Фомы Аквинского и основанное им направление католической философии и теологии соединившее христианские догматы с методом Аристотеля смотри также Аристотелиз...Современная энциклопедия
  31. томизмТОМИЗМ учение Фомы Аквинского и основанное им направление католической философии и теологии соединившее христианские догматы с методом Аристотеля. В в. занял господствую...Современный энциклопедический словарь
  32. томизмфилософия Фомы Аквинского и его последователей представляющая собой соединение философии Аристотеля с христианским католическим мировоззрением и проповедующая подчинение ...Тематический философский словарь
  33. томизмThomism. Направление в философии и теологии идущее от Фомы Аквинского. В своем развитии оно прошло несколько этапов многие философы его поддерживали и многие отвергали. П...Теологический энциклопедический словарь
  34. томизмУдарение в слове томизмУдарение падает на букву иБезударные гласные в слове томизм...Ударение и правописание
  35. томизмсистема взглядов созданная Фомой Аквинским Thomas Aquinas а также основанное им направление католич. философии. См. ст. Схоластика Неосхоластика Неотомизм и лит. при этих...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  36. томизмфилософия Фомы Аквинского и его последователей томистов. Томизм делится на старый частично до частично после Реформации и новый неотомизм существующий с конца в. и заним...Философский энциклопедический словарь II
  37. томизмфилософия Фомы Аквинского и его последователей томистов. Томизм делится на старый частично до частично после Реформации и новый неотомизм существующий с конца в. и зани...Философский энциклопедический словарь
  38. томизмТомизм Тоз Тим Мот Митоз Миот Миоз Мио Мимо Мим Изот Изм Зот Томми Том...Электронный словарь анаграмм русского языка
  39. томизмТОМИЗМ учение Фомы Аквинского и основанное им направление католической философии и теологии соединившее христианские догматы с методом Аристотеля. В в. занял господству...Энциклопедический словарь естествознания
  40. томизмангл. Thomism нем. Thomismus. Направление в схоластической философии и католической теологии порожденное влиянием Фомы Аквинского. Для Т. характерно соединение философии ...Энциклопедия социологии